Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Цель и задачи:
1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописания разделительного Ь и показателя мягкости согласных в конце и в середине слов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roli_._urok_2_klass_ro_zankova_l.v.docx | 24.31 КБ |
vosstanovit_tekst.docx | 11.87 КБ |
dorevolyutsionnyy_alfavit.doc | 114.5 КБ |
krossvord.pdf | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак Ь на конце имен существительных. Роли Ь.
Цель и задачи:
1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописания разделительного Ь и показателя мягкости согласных в конце и в середине слов;
2. развивать речь, логическое мышление; учить сравнивать, классифицировать, делать выводы;
3. воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, готовность и способность к сотрудничеству.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию. но и выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и огорчаемся, убеждаем и сомневаемся, и все это с помощью слова. Более красноречивой, образной , поэтичной и меткой помогают сделать нашу речь пословицы. Это краткие, устойчивые, образные изречения, носящие поучительный характер. Недаром в народе говорится "Красна речь пословицей".
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? "Пословица- всем делам помощница" (пословица вынесена на доску). Действительно, пословицы- это народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. Пословицы говорят о разных жизненных ситуациях, дают всякие мудрые советы. И сегодня на уроке будут нам помогать!
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит".
1). Проверка домашнего задания (разгадывание кроссворда с демонстрацией на интерактивной доске)
- Ключевое слово "помощь".
1. Есть ,ребята, у меня 3. Ей на месте не сидится-
Два серебряных коня Все кривляется, резвится
Езжу сразу на обоих! Рассмешит нас без обмана
Что за кони у меня? (коньки) В зоопарке ... (обезьяна)
2. Ребус
4. - Ты откуда, ты откуда 5. Эта маленькая крошка
Прилетел к нам красногрудый? Рада даже хлебной крошке,
- Облетел я всю Сибирь. Потому что дотемна
- Как зовут меня? (снегирь) В норке прячется она. (мышь)
- Что общего в словах- отгадках? (имена существительные, нарицательные, во всех словах есть Ь)
2). Группировка слов (работа в группах).
- Как это понять "Одна голова хорошо, а две - еще лучше"?
- В каждом из этих слов есть мягкий знак Ь. Раздели данные существительные на 3 группы. Выдели существенные признаки, по которым слова попали в ту или иную группу (4 минуты).
- Проверка через документ- камеру. Постановка цели и задач урока.
1 | 2 | 3 |
коньки снегирь | семья обезьяна | мышь помощь |
- Какую еще 3-ю работу выполняет Ь? На какую грамматическую форму указывает Ь у существительных мышь, помощь? Это и будет темой урока. На эти вопросы постараемся ответить.
- Запишем, слова по группам (учитель на доске, дети в тетрадях).
- Где в слове может находиться мягкий знак, который показывает мягкость предшествующих согласных?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- 3группа: Ь (мягкий знак)- показатель грамматической формы.
III. Изучение нового материала.
- Как растолковать смысл пословицы "Один в поле не воин"?
- Прочитай, назови конечный согласный в словах:
овощ, дочь, молодежь, экипаж, помощь, грач, мышь, шалаш.
- Как называются в русском языке эти звуки? (ж, ш, ч, щ- шипящие)
1). Группировка слов (работа в группах).
- Раздели данные существительные на 2 группы. Выдели существенные признаки, по которым слова попали в ту или иную группу (4 минуты).
- Проверка через документ-камеру.
1 | 2 |
овощ шалаш грач экипаж | дочь молодежь помощь мышь |
- Так на какую же грамматическую форму указывает Ь на конце у существительных после шипящих? (на форму женского рода)
2). Формулирование правила (самостоятельная работа на опорных листочках).
- Попытаемся сформулировать правило правописания Ь у существительных, оканчивающихся на шипящий.
- Проверка на интерактивной доске.
3). Знакомство с правилом в учебнике с.66.
- Сверим наши выводы с правилом в учебнике.
4). Экскурс в историю.
- Слова "мышь" и "камыш" мы произносим, заканчивая их одинаковым твердым Ш. Таков закон произношения. А пишем существительное женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова "служба" мягкого знака.
- Конечно, это неспроста. В древности у существительных мужского рода на конце стоял Ъ, а существительные женского рода оканчивались Ь .Тогда читателям различие между "дочь", "врач" не казалось нелепым, ведь они и выговаривались неодинаково. Теперь эти окончания эти исчезли, "атрофировались".
IV. Физминутка. Первичное закрепление изученного материала.
- В каких случаях употребляют пословицу "Делу время, потехе- час"?
- Игра "Да- нет". Правила просты, если в существительном пишется на конце после шипящего Ь, то приседание, если не пишется Ь, то хлопок стоя.
- Как называют человека, который играет на скрипке? (скрипач)
- Позднее, темное время суток. (ночь)
- Зимой дрова ест, а летом спит. (печь)
- Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (мяч)
- Краска. (гуашь)
- То в глаза я посвечу, то дорогу освещу. Младший солнышку я брат, светел я и всем-всем рад. (луч)
- У брата есть сестричка, а маме она... (дочь)
- В кармане звенит ... (мелочь)
- Как называют человека, который лечит больных? (врач)
V. Закрепление изученного материала.
- Объясните смысл пословицы "Не пером пишут- умом".
1). Самостоятельная работа. Запиши словосочетания, вставь, где нужно Ь, устно объясняй выбор букв (4 мин).
лесная дич?, болотный камыш?, тёмная ноч?, холодный ключ?, на поле рож?, в озере лещ?, в норке мыш?, в лесу тиш? .
- Проверка на интерактивной доске.
2). Восстановление текста (работа в группах).
- Ребята 3 Б составили диктант на правило написания имён существительных с буквами шипящих на конце. Догадайся, какие слова должны быть на месте пропусков, и впиши их. Отметь все орфограммы, устно объясняй выбор букв.
На берегу речки лес, в котором водится … . За лесом поле, где колосится … . В лесном озере водится … , а вокруг растёт … . Под горой бьёт холодный … . В норке живёт … . В лесу … . Скоро наступит … .
- Проверка на интерактивной доске.
VI. Итог урока.
- Как объяснить пословицу "Конец - делу венец"?
- Что нового узнали о роли мягкого знака Ь?
- Почему говорят "Пословица недаром молвится"?
VII. Презентация следующего урока. Домашнее задание.
- Хотите узнать, что нас завтра ждет на уроке русского языка? (слайд №8)
- Догадываетесь, о каких словах пойдет речь? (Многозначные слова- имена существительные с шипящими на конце)
- Запишите домашнее задание: с.66 правило, упр.144.
Учебник Нечаевой Н.В. Русский язык 2 класс, 2007г.
Предварительный просмотр:
- Ребята 3 Б составили диктант на правило написания имён существительных с буквами шипящих на конце. Догадайтесь, какие слова должны быть на месте пропусков, и впишите их. Отметь все орфограммы, устно объясните выбор букв.
На берегу речки лес, в котором водится …............. . За лесом поле, где колосится …............ . В лесном озере водится …....... , а вокруг растёт …...... . Под горой бьёт холодный ….......... . В норке живёт …......... . В лесу …............ . Скоро наступит ….............. .
Предварительный просмотр:
До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"
Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4)....
Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса в свете ФГОС....
Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.
Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...
урок русского языка "Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую."
знакомство с новым правилом – письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода...
Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Самоанализ урока русского языка в классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...
Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...