Урок русского языка по теме: "Мягкий знак на конце существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Учащиеся познакомятся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных, научатся правильно писать имена существительные с шипящими на конце, будут распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мягкий знак на конце существительных | 19.33 КБ |
Презентация к уроку "Мягкий знак на конце существительных" | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
235-617-187
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
-формирование умения работать в коллективе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
Ход урока.
I.Организационный момент. (Слайд 1-2)
-Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
235-617-187
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
- А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!
II.Проверка домашнего задания.
-Прочитайте имена существительные, назовите их род.
-Как определить род имени существительного?
III Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в..сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр..сиво р..суется на г..лубом небе. Осиновая роща… х..р..ша и в тумане.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, притаившись серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту не приблизиться (к) к…ту.
2.Фронтальная работа.
-Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Укажите род имён существительных.
1)Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол –м.р.) (Слайд 3)
2)Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч – м.р.) Слайд 4)
3)Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) (Слайд 5)
4) Висит, болтается,
235-617-187
Всяк за него хватается. (Полотенце- с.р) (Слайд 6)
5) Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло – с.р.) (Слайд 7)
6) Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь- м.р.) (Слайд 8)
IV Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадки. Напишите отгадки. (Слайд 9)
1)Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. (Апрель)
2) Кто стучится в дверь ко мне (Слайд 10)
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский …(почтальон)
- Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак) (Слайд 11)
-Одинаковую ли работу он выполняет во всех словах? Какую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак)
-Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
(На доске записаны слова)
Дочь, печь, конь.
-Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак)
-Одинаковую ли роль он выполняет в этих словах?
-Сформулируйте тему урока. (Слайд 12)
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
235-617-187
Упр. 51 (с.31) (Слайд 13)
-Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие)
-Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
- Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик
Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода без мягкого знака, а женского рода – с мягким знаком.)
-Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
-На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского)
-На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода)
-Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)
-Приведите примеры.
-Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 53 (с. 32) (Слайд 14)
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
-Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
VI. Физкультминутка. (Слайд 15)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видимо, нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
VII. Закрепление изученного материала.
235-617-187
Работа по учебнику.
Упр. 54 (с. 32) (Слайд 16)
(Работа в парах)
-Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь – это существительное женского рода, а остальные – мужского)
Упр. 55 (с.32)
-Прочитайте. Какие слова называют антонимами?
-Выполните задание.
-Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.
VIII.Рефлексия. (Слайд 17)
-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1)Хорошая ре… лучше мёда. 2)Умный товари.. – половина дороги.
-Объясните смысл пословиц.
-На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существительное женского рода)
2)Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
На уроке я узнал…
На уроке я научился…
Мне понравилось..
Я затруднялся..
Моё настроение…
-Оцените свою работу на уроке. (Слайд 18)
IX.Подведение итогов работы.
-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 19-20)
Упр. 52 (с. 31)
Упр. 56 (с. 33)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадки Четыре брата Под одной шапкой живут. Стол – м.р.
Бьют его рукой и палкой , Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Мяч- м.р.
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. Пила – ж.р.
Висит, болтается, Всяк за него хватается. Полотенце – с.р.
Два братца пошли в воду купаться, А третий на берегу валяется. Ведро, коромысло – с.р.
Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. Календарь – м. р.
Самоопределение деятельности Четвёртый месяц как шагает, Так с треском лопается лёд. Апрель
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он Ленинградский….. почтальон
Апрель, почтальон Что общего в записанных словах? Одинаковую ли роль выполняет мягкий знак во всех словах? Какую?
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак : мы шь , пе чь , ло жь , мо щь . На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется : гара ж , бор щ , камы ш , клю ч .
Упр. 51 (с.31) М.р. Нож Ковш Врач Товарищ Ж.р. Рожь Дочь Вещь Мышь
Упр. 53 (с.32) Весёлая молодё жь , колючий ёж, скорая помо щь , тёплый плащ, хорошая ре чь , серая мы шь , лесная глу шь , ночная ти шь , солнечный луч, русская пе чь , чудесный пейзаж, спелая ро жь , второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.
Упр. 54 (с.32) Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Домашнее задание (по выбору) Упр. 52 (с.31) Упр. 56 (с.33)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...