Урок русского языка по теме: "Мягкий знак на конце существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Учащиеся познакомятся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных, научатся правильно писать имена существительные с шипящими на конце, будут распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.33 КБ |
![]() | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
235-617-187
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
-формирование умения работать в коллективе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые собственные и нарицательные имена существительные: определять род, число и падеж имён существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
Ход урока.
I.Организационный момент. (Слайд 1-2)
-Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
235-617-187
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
- А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!
II.Проверка домашнего задания.
-Прочитайте имена существительные, назовите их род.
-Как определить род имени существительного?
III Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в..сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр..сиво р..суется на г..лубом небе. Осиновая роща… х..р..ша и в тумане.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, притаившись серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту не приблизиться (к) к…ту.
2.Фронтальная работа.
-Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Укажите род имён существительных.
1)Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол –м.р.) (Слайд 3)
2)Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч – м.р.) Слайд 4)
3)Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) (Слайд 5)
4) Висит, болтается,
235-617-187
Всяк за него хватается. (Полотенце- с.р) (Слайд 6)
5) Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло – с.р.) (Слайд 7)
6) Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь- м.р.) (Слайд 8)
IV Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадки. Напишите отгадки. (Слайд 9)
1)Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. (Апрель)
2) Кто стучится в дверь ко мне (Слайд 10)
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский …(почтальон)
- Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак) (Слайд 11)
-Одинаковую ли работу он выполняет во всех словах? Какую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак)
-Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
(На доске записаны слова)
Дочь, печь, конь.
-Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак)
-Одинаковую ли роль он выполняет в этих словах?
-Сформулируйте тему урока. (Слайд 12)
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
235-617-187
Упр. 51 (с.31) (Слайд 13)
-Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие)
-Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
- Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик
Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода без мягкого знака, а женского рода – с мягким знаком.)
-Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
-На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского)
-На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода)
-Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)
-Приведите примеры.
-Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 53 (с. 32) (Слайд 14)
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
-Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
VI. Физкультминутка. (Слайд 15)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видимо, нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
VII. Закрепление изученного материала.
235-617-187
Работа по учебнику.
Упр. 54 (с. 32) (Слайд 16)
(Работа в парах)
-Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь – это существительное женского рода, а остальные – мужского)
Упр. 55 (с.32)
-Прочитайте. Какие слова называют антонимами?
-Выполните задание.
-Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.
VIII.Рефлексия. (Слайд 17)
-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1)Хорошая ре… лучше мёда. 2)Умный товари.. – половина дороги.
-Объясните смысл пословиц.
-На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существительное женского рода)
2)Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
На уроке я узнал…
На уроке я научился…
Мне понравилось..
Я затруднялся..
Моё настроение…
-Оцените свою работу на уроке. (Слайд 18)
IX.Подведение итогов работы.
-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 19-20)
Упр. 52 (с. 31)
Упр. 56 (с. 33)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадки Четыре брата Под одной шапкой живут. Стол – м.р.
Бьют его рукой и палкой , Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Мяч- м.р.
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. Пила – ж.р.
Висит, болтается, Всяк за него хватается. Полотенце – с.р.
Два братца пошли в воду купаться, А третий на берегу валяется. Ведро, коромысло – с.р.
Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. Календарь – м. р.
Самоопределение деятельности Четвёртый месяц как шагает, Так с треском лопается лёд. Апрель
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он Ленинградский….. почтальон
Апрель, почтальон Что общего в записанных словах? Одинаковую ли роль выполняет мягкий знак во всех словах? Какую?
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак : мы шь , пе чь , ло жь , мо щь . На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется : гара ж , бор щ , камы ш , клю ч .
Упр. 51 (с.31) М.р. Нож Ковш Врач Товарищ Ж.р. Рожь Дочь Вещь Мышь
Упр. 53 (с.32) Весёлая молодё жь , колючий ёж, скорая помо щь , тёплый плащ, хорошая ре чь , серая мы шь , лесная глу шь , ночная ти шь , солнечный луч, русская пе чь , чудесный пейзаж, спелая ро жь , второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.
Упр. 54 (с.32) Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Домашнее задание (по выбору) Упр. 52 (с.31) Упр. 56 (с.33)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-381049-1549719595.jpg)
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-73046-1416640203.jpg)
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552391-1418825099.jpg)
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-689590-1445236066.jpg)
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...