Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 4-м классе составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, рассчитана на 4 часа в неделю, содержит пояснительную записку, требования к выпускникам, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_4.docx | 48.67 КБ |
tematicheskoe_russkiy_4.docx | 116.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«___»__________2012г.
_________/Т.А.Самохина/
Рабочая программа учебного курса
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 4 класса А
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ № 2
Ленинского муниципального района
Мареева Ольга Николаевна.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, авторской программы Р.Н.Бунеева и учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык», 4 класс: М.Баласс 2011 и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).
Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
- безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). В связи с введением нового предмета в 4-м классе планирование уроков русского языка рассчитано на 4 часа в неделю (140 часов в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета «Русский язык».
4-йкласс
140 ч (4 часа в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (29 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (33 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (13 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (34 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- компьютер;
- интерактивная доска.
Примеры работ при использовании компьютера:
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
Перечень учебно – методического обеспечения:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
- Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса. Изд.4-е, испр. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Тетрадь для творческих работ. – Саратов: Лицей, 2010. – 64 с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от «___» августа 2012г. № ___.
Руководитель ШМО _______ /О.Н.Мареева/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
______ /И.Н.Мордвинова/
«___»________2012г.
Предварительный просмотр:
*
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков русского языка в 4-м классе (140 часов – 4 часа в неделю).
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы | |
год | четверть | |||||
1 четверть (36 часов) | ||||||
1 | 1 2 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | 1 | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограмма- ми, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 03.09 – 07.09 | |
2 | 2 | Контрольное списывание | 1 | 03.09 – 07.09 | ||
1. Повторение | 15 | |||||
3 | 3 | Повторение фонетики и графики | 1 | 03.09 – 07.09 | ||
4 | 4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | 03.09 – 07.09 | ||
5 | 5 | Что такое графика | 1 | 10.09 – 14.09 | ||
6 | 6 | Фонетический разбор слова | 1 | 10.09 – 14.09 | ||
7 | 7 | Повторение орфографии | 1 | 10.09 – 14.09 | ||
8 | 8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | 10.09 – 14.09 | ||
9 | 9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | 17.09 – 21.09 | ||
10 | 10 | Повторение состава слова | 1 | 17.09 – 21.09 | ||
11 | 11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | 17.09 – 21.09 | ||
12 | 12 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | 17.09 – 21.09 | ||
13 - 14 | 13 - 14 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»* | 2 | 24.09 – 28.09 | ||
15 | 15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | 24.09 – 28.09 | ||
16 | 16 | Контрольный диктант № 1 | 1 | 24.09 – 28.09 | ||
17 | 17 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте) | 1 | 01.10 – 05.10 |
Предложение. Текст 29 | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). роверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | ||||||||||
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами | 11 | ||||||||||
18 | 18 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | 01.10 – 05.10 | |||||||
19 | 19 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | 01.10 – 05.10 | |||||||
20 – 21 | 20–21 | Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» | 2 | 01.10 – 05.10 08.10 – 12.10 | |||||||
22 | 22 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 08.10 – 12.10 | |||||||
23 – 24 | 23–24 | Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 2 | 08.10 – 12.10 | |||||||
25 | 25 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами | 1 | 15.10 – 19.10 | |||||||
26 | 26 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | 15.10 – 19.10 | |||||||
27 | 27 | Контрольный диктант № 2 | 1 | 15.10 – 19.10 | |||||||
28 | 28 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения | 1 | 15.10 – 19.10 | |||||||
3. Сложные предложения с союзами и, а, но | 9 | ||||||||||
29 | 29 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | 22.10 – 26.10 | |||||||
30 | 30 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 | 22.10 – 26.10 | |||||||
31 | 31 | Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | 1 | 22.10 – 26.10 | |||||||
32 | 32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 | 22.10 – 26.10 | |||||||
33 | 33 | Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | 29.10 – 02.11 | |||||||
34 | 34 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 | 1 | 29.10 – 02.11 | |||||||
35 | 35 | Запятая в сложном предложении | 1 | 29.10 – 02.11 | |||||||
36 | 36 | Резервный урок. | 1 | 29.10 – 02.11 | |||||||
2 четверть (28 часов) | |||||||||||
37 | 1 | Контрольный диктант № 3 | 1 | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). | 12.11 – 16.11 | ||||||
38 | 2 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант | 1 | 12.11 – 16.11 | |||||||
4. Предложения с прямой речью | 9 | ||||||||||
39 | 3 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | 12.11 – 16.11 | |||||||
40 | 4 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | 12.11 – 16.11 | |||||||
41 | 5 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | 19.11 – 23.11 | |||||||
42 | 6 | Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 | 19.11 – 23.11 | |||||||
43 | 7 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | 19.11 – 23.11 | |||||||
44 | 8 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 1 | 19.11 – 23.11 | |||||||
45 | 9 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | 26.11 – 30.11 | |||||||
46 | 10 | Контрольный диктант № 4 | 1 | 26.11 – 30.11 | |||||||
47 | 11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте) | 1 | 26.11 – 30.11 | |||||||
Имя существительное | 33 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных. | |||||||||
5. Что мы уже знаем об имени существительном | 3 | ||||||||||
48 | 12 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 1 | 26.11 – 30.11 | |||||||
49 | 13 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из на» | 1 | 03.12 – 07.12 | |||||||
50 | 14 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | 03.12 – 07.12 | |||||||
6. Изменение имён существительных по падежам. | 10 | ||||||||||
51 | 15 | Наблюдение за словоизменением имён существительных. | 1 | 03.12 – 07.12 | |||||||
52 | 16 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. | 1 | 03.12 – 07.12 | |||||||
53 | 17 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | 03.12 – 07.12 | |||||||
54 | 18 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 10.12 – 14.12 | |||||||
55 | 19 | Родительный падеж. | 1 | 10.12 – 14.12 | |||||||
56 | 20 | Творительный падеж | 1 | 10.12 – 14.12 | |||||||
57 | 21 | Предложный падеж. | 1 | 10.12 – 14.12 | |||||||
58 | 22 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» | 1 | 10.12 – 14.12 | |||||||
59 | 23 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3 | 1 | 17.12 – 21.12 | |||||||
60 - 64 | 24 - 28 | Резервные уроки | 5 | 17.12 – 21.12 | |||||||
3 четверть (40 часов) | |||||||||||
7. Три склонения имён существительных | 5 | ||||||||||
65 | 1 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 | 10.01 – 11.01 | |||||||
66 | 2 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 1 | 14.01 – 18.01 | |||||||
67 | 3 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 14.01 – 18.01 | |||||||
68 | 4 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | 14.01 – 18.01 | |||||||
69 | 5 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 14.01 – 18.01 | ||||||||
8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 6 | ||||||||||
70 | 6 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | 21.01 – 25.01 | |||||||
71 | 7 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания. | 1 | 21.01 – 25.01 | |||||||
72 | 8 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4. | 1 | 21.01 – 25.01 | |||||||
73 | 9 | Развитие орфографических умений. | 1 | 21.01 – 25.01 | |||||||
74 | 10 | Контрольный диктант № 5. | 1 | 28.01 – 01.02 | |||||||
75 | 11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | 28.01 – 01.02 | |||||||
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 9 | ||||||||||
76 | 12 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 28.01 – 01.02 | |||||||
77 | 13 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | 28.01 – 01.02 | |||||||
78 | 14 | Р/р Обучающее изложение «Первая газета». | 1 | 04.02 – 08.02 | |||||||
79 | 15 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант. | 1 | 04.02 – 08.02 | |||||||
80 | 16 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | 04.02 – 08.02 | |||||||
81 | 17 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5. | 1 | 04.02 – 08.02 | |||||||
82 | 18 | Развитие орфографических умений, повторение. | 1 | 11.02 – 15.02 | |||||||
83 | 19 | Контрольный диктант № 6. | 1 | 11.02 – 15.02 | |||||||
84 | 20 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование. | 1 | 11.02 – 15.02 | |||||||
Имя прилагательное. | 14 | ||||||||||
10.Что мы уже знаем об имени прилагательном. | 3 | ||||||||||
85 | 21 | Повествование и описание – два типа речи. Роль прилагательных в речи. | 1 | 11.02 – 15.02 | |||||||
86 | 22 | Роль прилагательных-антонимов в речи. | 1 | 18.02 – 22.02 | |||||||
87 | 23 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 18.02 – 22.02 | |||||||
11.Словоизменение имён прилагательных. | 2 | 18.02 – 22.02 | |||||||||
88 | 24 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 18.02 – 22.02 | |||||||
89 | 25 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | 26.02 – 01.03 |
12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 9 | |||||
90 | 26 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант | 1 | 26.02 – 01.03 | ||
91 | 27 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | 26.02 – 01.03 | ||
92 | 28 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | 04.03 – 07.03 | ||
93 | 29 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | 04.03 – 07.03 | ||
94 | 30 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 | 1 | 04.03 – 07.03 | ||
95 | 31 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | 11.03 – 15.03 | ||
96 | 32 | Контрольный диктант № 7 | 1 | 11.03 – 15.03 | ||
97 | 33 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ. | 1 | 11.03 – 15.03 | ||
Глагол | 34 | |||||
13. Что мы уже знаем о глаголе | 4 | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. | ||||
98 | 34 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | 11.03 – 15.03 | ||
99 | 35 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | 18.03 – 22.03 | ||
100 | 36 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | 18.03 – 22.03 |
14. Словоизменение глаголов | 2 | Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | ||||
101 | 37 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 18.03 – 22.03 | ||
102 | 38 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | 18.03 – 22.03 | ||
103 - 104 | 39 - 40 | Резервные уроки. | 2 | |||
4 четверть (36 часов). | ||||||
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17 | |||||
105 | 1 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | 01.04 – 05.04 | ||
106 - 107 | 2 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | 01.04 – 05.04 | ||
108 | 3 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | 01.04 – 05.04 | ||
109 – 110 | 4 – 5 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | 01.04 – 05.04 08.04 – 12.04 | ||
111 | 6 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам | 1 | 08.04 – 12.04 | ||
112 | 7 | Разбор глагола как части речи | 1 | 08.04 – 12.04 | ||
113 | 8 | Контрольный диктант № 8 | 1 | 08.04 – 12.04 | ||
114 | 9 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 1 | 15.04 – 19.04 | ||
115 | 10 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 | 15.04 – 19.04 | ||
116 – 117 | 11 – 12 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 2 | 15.04 – 19.04 | ||
118 – 119 | 13 – 14 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | 22.04 – 26.04 | ||
120 – 121 | 15 – 16 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | 22.04 – 26.04 | ||
122 | 17 | Работа над ошибками в изложении | 1 | 29.04 – 03.05 | ||
16. Разбор глагола по составу | 11 | |||||
123 | 18 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 | 29.04 – 03.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....