ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
статья на тему

Литяйкина Татьяна Николаевна

Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

                                                 

                                                                             Литяйкина Т.Н.  

                                                         МОУ «Гимназия №20»(Саранск)

          Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества.

           Общеизвестно, что  связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.

          Но что мы видим: дети перестали общаться вообще, либо их уровень общения сводится к элементарным речевым клеше, или, что еще трагичнее, общение осуществляется  в социальных сетях, где для выражения своих мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов      (разного рода «смайлики», сокращенные написания слов типа «спс», «ДР» ,  «норм».                                                                                                                                                                                           

          Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

          Под связной речью понимается сложный объект, состоящий из предложений, связанных между собой по смыслу, лексически, грамматически и формально в особые группы. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Говоря о коммуникативной преемственности, психологи и педагоги указывают на то, что в процесс обучения необходимо активизировать речемыслительную деятельность учащихся.  Поистине находкой в этом плане является УМК «Перспективная начальная школа».

          Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на  литературное произведение.

          В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции «Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса проводятся один раз в неделю, что помогает учителю и учащимся систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более высокого уровня в развитии учащихся.

          Начиная с первого класса, дети  осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием развития речевых умений и применения их на практике.

           Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи,  которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

           В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с «Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

          Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся  с построением текста, выделяют в тексте смысловые части;  оформляют записи следующей части текста с помощью нового абзаца; знакомятся с текстом-описанием и текстом-повествованием;  определяют тему и основную мысль (основное переживание) в тексте;  составляют план текста; знакомятся с изложением как жанром письменной речи, использованием плана для написания сочинения и для устного рассказа; определяют тему и основную мысль живописного произведения; учатся сравнительному анализу разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания);  сравнительному анализу разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания); второклассники учатся сравнивать научно-популярные и художественные тексты (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

          Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций, а именно, организация работы с разными источниками информации: словарями и справочниками.

           Для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены учебные словари: «Толковый», «Словарь устойчивых выражений», «Орфографический» (словарь «Пиши правильно»), «Обратный», «Орфоэпический» (словарь «Произноси правильно»), «Этимологический» (словарь происхождения слов). На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится задача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов.

           Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у детей формируется понимание, а не заучивание того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чём их грамматический и коммуникативный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Пути обогащения словарного запаса младших школьников

В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Обогащение словарного запаса младших школьников.

Обогащение словарного запаса младших школьников....

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...