ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
статья на тему
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Литяйкина Т.Н.
МОУ «Гимназия №20»(Саранск)
Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества.
Общеизвестно, что связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.
Но что мы видим: дети перестали общаться вообще, либо их уровень общения сводится к элементарным речевым клеше, или, что еще трагичнее, общение осуществляется в социальных сетях, где для выражения своих мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов (разного рода «смайлики», сокращенные написания слов типа «спс», «ДР» , «норм».
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Под связной речью понимается сложный объект, состоящий из предложений, связанных между собой по смыслу, лексически, грамматически и формально в особые группы. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Говоря о коммуникативной преемственности, психологи и педагоги указывают на то, что в процесс обучения необходимо активизировать речемыслительную деятельность учащихся. Поистине находкой в этом плане является УМК «Перспективная начальная школа».
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции «Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса проводятся один раз в неделю, что помогает учителю и учащимся систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более высокого уровня в развитии учащихся.
Начиная с первого класса, дети осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием развития речевых умений и применения их на практике.
Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с «Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся с построением текста, выделяют в тексте смысловые части; оформляют записи следующей части текста с помощью нового абзаца; знакомятся с текстом-описанием и текстом-повествованием; определяют тему и основную мысль (основное переживание) в тексте; составляют план текста; знакомятся с изложением как жанром письменной речи, использованием плана для написания сочинения и для устного рассказа; определяют тему и основную мысль живописного произведения; учатся сравнительному анализу разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительному анализу разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания); второклассники учатся сравнивать научно-популярные и художественные тексты (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций, а именно, организация работы с разными источниками информации: словарями и справочниками.
Для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены учебные словари: «Толковый», «Словарь устойчивых выражений», «Орфографический» (словарь «Пиши правильно»), «Обратный», «Орфоэпический» (словарь «Произноси правильно»), «Этимологический» (словарь происхождения слов). На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится задача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов.
Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у детей формируется понимание, а не заучивание того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чём их грамматический и коммуникативный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-655968-1444013246.jpg)
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-630137-1488727143.jpg)
Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация и выступление...
Консультация для родителей: "Игры на обогащение словарного запаса младших школьников"
Консультация...
Пути обогащения словарного запаса младших школьников
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1199776-1576499504.jpg)
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....