ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
статья на тему
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_mladshih_shkolnikov_na_urokah_razvitiya_rechi.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Литяйкина Т.Н.
МОУ «Гимназия №20»(Саранск)
Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества.
Общеизвестно, что связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.
Но что мы видим: дети перестали общаться вообще, либо их уровень общения сводится к элементарным речевым клеше, или, что еще трагичнее, общение осуществляется в социальных сетях, где для выражения своих мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов (разного рода «смайлики», сокращенные написания слов типа «спс», «ДР» , «норм».
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Под связной речью понимается сложный объект, состоящий из предложений, связанных между собой по смыслу, лексически, грамматически и формально в особые группы. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Говоря о коммуникативной преемственности, психологи и педагоги указывают на то, что в процесс обучения необходимо активизировать речемыслительную деятельность учащихся. Поистине находкой в этом плане является УМК «Перспективная начальная школа».
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции «Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса проводятся один раз в неделю, что помогает учителю и учащимся систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более высокого уровня в развитии учащихся.
Начиная с первого класса, дети осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием развития речевых умений и применения их на практике.
Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с «Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся с построением текста, выделяют в тексте смысловые части; оформляют записи следующей части текста с помощью нового абзаца; знакомятся с текстом-описанием и текстом-повествованием; определяют тему и основную мысль (основное переживание) в тексте; составляют план текста; знакомятся с изложением как жанром письменной речи, использованием плана для написания сочинения и для устного рассказа; определяют тему и основную мысль живописного произведения; учатся сравнительному анализу разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительному анализу разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания); второклассники учатся сравнивать научно-популярные и художественные тексты (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций, а именно, организация работы с разными источниками информации: словарями и справочниками.
Для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены учебные словари: «Толковый», «Словарь устойчивых выражений», «Орфографический» (словарь «Пиши правильно»), «Обратный», «Орфоэпический» (словарь «Произноси правильно»), «Этимологический» (словарь происхождения слов). На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится задача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов.
Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у детей формируется понимание, а не заучивание того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чём их грамматический и коммуникативный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...
Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация и выступление...
Консультация для родителей: "Игры на обогащение словарного запаса младших школьников"
Консультация...
Пути обогащения словарного запаса младших школьников
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
Обогащение словарного запаса младших школьников.
Обогащение словарного запаса младших школьников....
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...