космический урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока, посвяящённый знакомству с частями речи в виде увлекательного космического путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_russkiy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока, проведённого 17 ноября 2009 года в 3-А классе

Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока: 

обучающие

  1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
  2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;
  3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.
  4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;
  5. Привить навык распознавания частей речи.

Развивающие: 

  1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  2. Развивать эмоциональность, любознательность

 воспитывающие:

  1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Ход урока:

  1. Введение в тему

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы любите путешествовать? Мы работаем в командах и за каждое правильно выполненное задание команда будет получать звёздочку. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.) Куда мы отправимся, вы узнаете, когда мы подготовимся к путешествию. Готовы к испытаниям?

                   Всему название дано –

                 И зверю, и предмету.

                Вещей вокруг полным – полно,

                А безымянных нету.

                И все, что может видеть глаз –

                Над нами и под нами, -

                И все, что в памяти у нас, -

                Означено словами.

- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)

- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)

- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)

- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)

  1. Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?

Имя существительное

ЭТО

Часть речи

обозначает

Предметы

В нач.форме отвечает на вопросы

Кто? Что?

имеет

Род

изменяется

По числам, падежам

Имя глагол

ЭТО

Часть речи

обозначает

Действие предмета

В нач.форме отвечает на вопросы

что делать?  что сделать?

изменяется

по временам, по числам

Изменяется

- в наст. времени

- в прош. времени в ед.ч.

по лицам

по родам

Имя прилагательное

ЭТО

Часть речи

обозначает

Признак предмета

В нач.форме отвечает на вопросы

Какой?

изменяется

По числам, родам и падежам

Имя числительное

ЭТО

Часть речи

обозначает

Количество, порядковый номер при счёте

В нач.форме отвечает на вопросы

Сколько? Который?

изменяется

По падежам

Местоимение

ЭТО

Часть речи

обозначает

Предметы, но не называет, а указывает на них

В нач.форме отвечает на вопросы

Кто? Что?

изменяется

По падежам, по лицам (а в 3 л.- по родам)

- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются, вручаются звёздочки правильно ответившим командам)

- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл,  прил.)

КОСМОС, ЛЕТАТЬ, ЛУНОХОД, НЕБЕСНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, РАКЕТА, ПОЛЁТ, ВЗЛЕТАЕТ, ПОНЕСЛАСЬ, КОСМИЧЕСКИЙ, ОБЛЕТЕЛ, ПЛАНЕТА, СОЛНЕЧНАЯ,  КОСМОНАВТ, ПРИЗЕМЛИЛСЯ, ЛУННЫЙ, МЕТЕОРИТНЫЙ,

УМЧИТСЯ, ИНОПЛАНЕТЯНИН,  НЕБО, СОЗВЕЗДИЕ

- Есть ли здесь сложное слово? (луноход)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи я не вызывала?

(вручаются звёздочки командам, где никто не ошибся)

- А вы бы хотели совершить путешествие, чтобы узнать что-то новое о частях речи?

- По тем словам, с которыми  мы сейчас работали, вы смогли бы догадаться, куда мы совершим путешествие? (в космос)

- Отправляемся на космодром. (Слайд)

- Но прежде, чем отправиться в путь, надо преодолеть препятствие: составить предложение из данных слов.

 полетим, космическом, мы,

к, на , далёким, мирам, корабле

Мы полетим к далёким мирам на космическом корабле.

(звёздочки за правильное списывание)

- Назовите части речи в этом предложении.

- Какие орфограммы вы бы могли здесь объяснить?

Слайды с полётом.

 - Мы видим, как красива наша планета из космоса, прилетаем на планету частей речи. Но…

  1. Новый материал.

- Ребята, на планете частей речи случилась беда: части речи перессорились! Одни считают, что слово «ходьба» - это глагол, ведь оно же обозначает действие, а другие считают, что это существительное, ведь оно отвечает на вопрос что? Краснеть – это же признак, значит это глагол? А вы как считаете. кто прав?

- Как же нам помирить части речи и разобраться в этом самим?

- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)

С.84 № 254

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

- И.п. что? Ходьба

  Р.п. нет чего? ходьбы

  Д.п. к чему? К ходьбе

  В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

  Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

   П.п. говорю о чём? о ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «краснеть». (запись в тетради)

Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) – наст.вр.

Что делала? Краснела

Что сделает? Покраснеет

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

-  Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.

- Давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.134)

- Ответим на вопрос в заголовке на этой странице?

- Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

  1. Игровое закрепление урока.                                                                    

- Ну, что ж, мы помирили все части речи между собой, и теперь они  готовы поиграть с нами.

- Определите, какой частью речи является выделенное слово? (На слайде)

Мама растопила печь и стала печь пироги.
Снежное
покрывало всё поле покрывало.

- Как определили? Докажите.
- А как называются такие слова? (омонимы)

- Я буду называть слова, а вы рассуждайте и записывайте их в нужный столбик на карточках – по командам – по одному слову каждый. Какая команда не ошибётся?

Чёрный, молчание, двигать, чувство, молчать, вечер, вечерний, красный, краснеть, доброта, грустить, добрый.

Проверка

Сущ.

Прил.

Гл.

Молчание

 Чувство

Вечер

Доброта

Красный

 вечерний

Чёрный

добрый

Двигать

Молчать

Краснеть

 грустить

- Проверим, какая команда справилась с заданием без ошибок (вручается звёздочка)

  1. Игра «Что? Какой? Что делать?»

(образовать от данных корней существительные, прилагательные и глаголы в начальной форме) Чья команда быстрее?

Корень слова

Сущ.

Прил.

Гл.

Бел

Белизна

Белый

Белить

Бледн

Бледность

Бледный

Бледнеть

Ясн

Ясность

Ясный

Объяснить

Сказ

Сказка

Сказочный

Рассказать

ночь

Ночь

Ночной

Ночевать

Лет

Лётчик

перелётный

Полететь

Сад

Садовник

Садовый

Посадить

Груб

Грубиян

Грубый

Грубить

Рад

Радость

Радостный

обрадоваться

.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит  к концу. Пора возвращаться на Землю.

- Давайте подведём итоги нашего путешествия.

- Вам понравился урок-путешествие? А что особенно вам понравилось?

- Чему вы научились на уроке?

- Что помогло вам достигнуть этого понимания?

- Какую оценку вы поставите себе за урок? Поставьте себе в тетрадь.

- А своей команде? Поставьте себе в тетрадь

  1. Домашнее задание.

- Запишите д/з -Тетрадь для сам.работ - № 78, 79

  1. Релаксация.

- Закройте глаза, послушайте музыку и отдохните, представьте себе свою картинку к этой песне (звучит музыка из к/ф «Красная шапочка» - песня о звёздах)

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Космическое путешествие" (к игре "Космическое путешествие")

Презентация подготовлена к игре "Космическое путешествие". Представляет  краткий рассказ о  Солнечной системе и её планетах. Цель презентации- подготовить и настроить детей к игре....

Конспект занятия по развитию речи «Составление творческого рассказа «Космическое путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)  в старшей группе. Тема недели   «Космос&raq...

Космическое путешествие по частям речи

Конспект урока расчитан для учащихся 3 класса на этапе закрепления изученного материала....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...

Открытое занятие, тема: "Космическое пространство и в нем роль человечества. Этапы запуска космического аппарата."

Этапы запуска космических аппаратов, насколько быстро человечество смог в кракосрочном времени продвинутся вперед на космосе....

Конспект урока по окр.миру на тему: Космическое пространство и его изображение. Земля – планета Солнечной системы. Способы изучения космических тел.

Интересный активный урок! Ребята с удовольствием внедряются в групповую работу и стремятся достигнуть наилучшего результата среди соперников....