космический урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока, посвяящённый знакомству с частями речи в виде увлекательного космического путешествия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_russkiy.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока, проведённого 17 ноября 2009 года в 3-А классе
Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?
Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
Задачи урока:
обучающие
- Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
- Расширить представления учащихся о значении глаголов;
- Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.
- Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;
- Привить навык распознавания частей речи.
Развивающие:
- формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
- Развивать эмоциональность, любознательность
воспитывающие:
- воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.
Ход урока:
- Введение в тему
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы любите путешествовать? Мы работаем в командах и за каждое правильно выполненное задание команда будет получать звёздочку. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.) Куда мы отправимся, вы узнаете, когда мы подготовимся к путешествию. Готовы к испытаниям?
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)
- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)
- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)
- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)
- Повторение пройденного. Определение цели урока.
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)
- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?
Имя существительное | |
ЭТО | Часть речи |
обозначает | Предметы |
В нач.форме отвечает на вопросы | Кто? Что? |
имеет | Род |
изменяется | По числам, падежам |
Имя глагол | |
ЭТО | Часть речи |
обозначает | Действие предмета |
В нач.форме отвечает на вопросы | что делать? что сделать? |
изменяется | по временам, по числам |
Изменяется - в наст. времени - в прош. времени в ед.ч. | по лицам по родам |
Имя прилагательное | |
ЭТО | Часть речи |
обозначает | Признак предмета |
В нач.форме отвечает на вопросы | Какой? |
изменяется | По числам, родам и падежам |
Имя числительное | |
ЭТО | Часть речи |
обозначает | Количество, порядковый номер при счёте |
В нач.форме отвечает на вопросы | Сколько? Который? |
изменяется | По падежам |
Местоимение | |
ЭТО | Часть речи |
обозначает | Предметы, но не называет, а указывает на них |
В нач.форме отвечает на вопросы | Кто? Что? |
изменяется | По падежам, по лицам (а в 3 л.- по родам) |
- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются, вручаются звёздочки правильно ответившим командам)
- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл, прил.)
КОСМОС, ЛЕТАТЬ, ЛУНОХОД, НЕБЕСНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, РАКЕТА, ПОЛЁТ, ВЗЛЕТАЕТ, ПОНЕСЛАСЬ, КОСМИЧЕСКИЙ, ОБЛЕТЕЛ, ПЛАНЕТА, СОЛНЕЧНАЯ, КОСМОНАВТ, ПРИЗЕМЛИЛСЯ, ЛУННЫЙ, МЕТЕОРИТНЫЙ,
УМЧИТСЯ, ИНОПЛАНЕТЯНИН, НЕБО, СОЗВЕЗДИЕ
- Есть ли здесь сложное слово? (луноход)
- Есть ли однокоренные слова?
- Какие самостоятельные части речи я не вызывала?
(вручаются звёздочки командам, где никто не ошибся)
- А вы бы хотели совершить путешествие, чтобы узнать что-то новое о частях речи?
- По тем словам, с которыми мы сейчас работали, вы смогли бы догадаться, куда мы совершим путешествие? (в космос)
- Отправляемся на космодром. (Слайд)
- Но прежде, чем отправиться в путь, надо преодолеть препятствие: составить предложение из данных слов.
полетим, космическом, мы,
к, на , далёким, мирам, корабле
Мы полетим к далёким мирам на космическом корабле.
(звёздочки за правильное списывание)
- Назовите части речи в этом предложении.
- Какие орфограммы вы бы могли здесь объяснить?
Слайды с полётом.
- Мы видим, как красива наша планета из космоса, прилетаем на планету частей речи. Но…
- Новый материал.
- Ребята, на планете частей речи случилась беда: части речи перессорились! Одни считают, что слово «ходьба» - это глагол, ведь оно же обозначает действие, а другие считают, что это существительное, ведь оно отвечает на вопрос что? Краснеть – это же признак, значит это глагол? А вы как считаете. кто прав?
- Как же нам помирить части речи и разобраться в этом самим?
- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)
С.84 № 254
- Давайте посмотрим, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?
- И.п. что? Ходьба
Р.п. нет чего? ходьбы
Д.п. к чему? К ходьбе
В.п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П.п. говорю о чём? о ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
- Давайте посмотрим, как изменяется слово «краснеть». (запись в тетради)
Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) – наст.вр.
Что делала? Краснела
Что сделает? Покраснеет
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.
- Давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.134)
- Ответим на вопрос в заголовке на этой странице?
- Лежать и сидеть – это…
- А бег и ходьба – это…
- Игровое закрепление урока.
- Ну, что ж, мы помирили все части речи между собой, и теперь они готовы поиграть с нами.
- Определите, какой частью речи является выделенное слово? (На слайде)
Мама растопила печь и стала печь пироги.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Как определили? Докажите.
- А как называются такие слова? (омонимы)
- Я буду называть слова, а вы рассуждайте и записывайте их в нужный столбик на карточках – по командам – по одному слову каждый. Какая команда не ошибётся?
Чёрный, молчание, двигать, чувство, молчать, вечер, вечерний, красный, краснеть, доброта, грустить, добрый.
Проверка
Сущ. | Прил. | Гл. |
Молчание Чувство Вечер Доброта | Красный вечерний Чёрный добрый | Двигать Молчать Краснеть грустить |
- Проверим, какая команда справилась с заданием без ошибок (вручается звёздочка)
- Игра «Что? Какой? Что делать?»
(образовать от данных корней существительные, прилагательные и глаголы в начальной форме) Чья команда быстрее?
Корень слова | Сущ. | Прил. | Гл. |
Бел | Белизна | Белый | Белить |
Бледн | Бледность | Бледный | Бледнеть |
Ясн | Ясность | Ясный | Объяснить |
Сказ | Сказка | Сказочный | Рассказать |
ночь | Ночь | Ночной | Ночевать |
Лет | Лётчик | перелётный | Полететь |
Сад | Садовник | Садовый | Посадить |
Груб | Грубиян | Грубый | Грубить |
Рад | Радость | Радостный | обрадоваться |
.
- Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю.
- Давайте подведём итоги нашего путешествия.
- Вам понравился урок-путешествие? А что особенно вам понравилось?
- Чему вы научились на уроке?
- Что помогло вам достигнуть этого понимания?
- Какую оценку вы поставите себе за урок? Поставьте себе в тетрадь.
- А своей команде? Поставьте себе в тетрадь
- Домашнее задание.
- Запишите д/з -Тетрадь для сам.работ - № 78, 79
- Релаксация.
- Закройте глаза, послушайте музыку и отдохните, представьте себе свою картинку к этой песне (звучит музыка из к/ф «Красная шапочка» - песня о звёздах)
Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Космическая" интерактивная викторина
Данный ресурс можно использовать на внеклассном мероприятии, посвящённом Дню космонавтики....
Презентация "Космическое путешествие" (к игре "Космическое путешествие")
Презентация подготовлена к игре "Космическое путешествие". Представляет краткий рассказ о Солнечной системе и её планетах. Цель презентации- подготовить и настроить детей к игре....
Конспект занятия по развитию речи «Составление творческого рассказа «Космическое путешествие».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема недели «Космос&raq...
Космическое путешествие по частям речи
Конспект урока расчитан для учащихся 3 класса на этапе закрепления изученного материала....
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...
Открытое занятие, тема: "Космическое пространство и в нем роль человечества. Этапы запуска космического аппарата."
Этапы запуска космических аппаратов, насколько быстро человечество смог в кракосрочном времени продвинутся вперед на космосе....