Конспект урока по окр.миру на тему: Космическое пространство и его изображение. Земля – планета Солнечной системы. Способы изучения космических тел.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Галяминских Дарья Евгеньевна

Интересный активный урок! Ребята с удовольствием внедряются в групповую работу и стремятся достигнуть наилучшего результата среди соперников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: Космическое пространство и его изображение. Земля – планета Солнечной системы. Способы изучения космических тел.

Тип урока: игра – соревнование

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению космических тел, к наблюдению звёзд и созвездий.

Метапредметные: демонстрируют коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях вопросов, делают выводы;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной  и письменной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения; осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и усвоением УУД); познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; выделяют и понимают информацию, представленную в вербальной форме; отличают научную информацию от бытовой; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи; умеют работать с научно – популярным текстом).

Предметные: имеют представление о космическом пространстве и его компонентах: звёздах, созвездиях, планетах, галактиках, звёздной карте и изображений на ней; представление о Солнечной системе, как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца; представление о расположении планет в Солнечной системе, планетах – гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанные с ним явлениях; представление о первых полётах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца, об использовании искусственных спутниках Земли; знают понятия: космическое тело, звезда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика, астероид, орбита, Солнечная система, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, естественный и искусственный спутник Земли, космонавт, астронавт, космический корабль, солнечная активность.

Цель урока: закрепление знаний по темам космическое пространство и его изображение; земля – планета Солнечной системы; способы изучения космических тел посредствам соревновательной деятельности.

Задачи

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к предмету «Окружающий мир».

Развивающие: развивать коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях вопросов, делают выводы;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной  и письменной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения; осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и усвоением УУД); познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; выделяют и понимают информацию, представленную в вербальной форме; отличают научную информацию от бытовой; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи; умеют работать с научно – популярным текстом).

Образовательные: демонстрируют знания по темам: космическое пространство и его изображение; земля – планета Солнечной системы; способы изучения космических тел.

Принципы обучения:

  • принцип деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип целостности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип минимакса;
  • принцип вариативности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности.


Принципы воспитания:

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками  и педагогом;
  • воспитание через взаимодействие;
  • выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далёких) целей;
  • создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Методы обучения

По источнику получения знаний

Словесные:

  • рассказ;
  • работа с книгой;
  • беседа;
  • объяснение.

Наглядные:

  • демонстрация.

По дидактическим целям:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

На основе методологии целостного подхода к деятельности

Методы развития познавательного интереса:

  • формирование готовности к восприятию;
  • стимулирование занимательным содержанием.

Методы контроля и самоконтроля

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования:

  • создание ситуации успеха;
  • поощрение и порицание.

Методы формирования ответственности и обязательности:

  • предъявление педагогических требований.

Методы воспитания

Методы формирования социального опыта:

  • педагогическое требование.

Методы осмысления социального опыта:

  • беседа;
  • рассказ.

Методы обучения чтению:

  • метод объяснительного чтения;
  • метод творческого чтения.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Оснащение

  • Демонстративные : компьютер, проектор, видеофильм, рейтинговая таблица.
  • Организационно-мотивационный (2 мин)
  • Актуализация опорных знаний (5-7 мин)
  • Применение знаний и умений (31 мин)
  • Рефлексия (5 мин)

Ход урока

Этапы урока, задачи работы.

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

Организационно – мотивационный

Задача: настроить на работу; создать положительную мотивацию к познавательной коммуникативной деятельности.

Словесный метод

Методы формирования ответственности и обязательности:

  • предъявление педагогических требований.

-Доброе утро, ребята!

-Меня зовут Дарья Евгеньевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Сегодня будет не простой урок. Как вы думаете, почему я оставила парты именно так? Предположите. (будем работать в группах).

-Верно! Но не просто работать, а состязаться за право участвовать в виртуальном космическом путешествии.

-Предположите, на чём мы будем путешествовать? (на космических кораблях).

-Верно! Тогда назовите группу людей, которая путешествует на одном космическом корабле. (экипаж)

-Верно! И сегодня, каждая группа – это отдельный экипаж.

Взаимное приветствие. Положительный эмоциональный настрой.

Актуализация опорных знаний

Задача: подвести детей к теме урока с помощью наводящих вопросов; подвести к цели и задачам урока; актуализировать знания по пройденным темам.

По источнику получения знаний

Словесные:

  • объяснение.

Наглядные:

  • Демонстрация.

-Кто есть в каждом экипаже? (лидер, главный – командир экипажа).

-В каждой группе есть свой командир.

-А теперь даю вам 30 секунд, чтобы вы выбрали командира вашего экипажа.

-У каждого космического корабля есть название.

-Давайте вспомним, как назывались отечественные космические аппараты?

-Хорошо! А теперь я попрошу выйти ко мне командиров экипажей и вытянуть название вашего космического корабля.         ВЫТЯГИВАЮТ

-Название первого экипажа: «Восток». Название второго экипажа: «Восход». Название третьего экипажа: «Звезда». Название четвёртого экипажа: «Союз». Название пятого экипажа: «Заря». Название шестого экипажа: «Буран».

-Все названия экипажей я зафиксирую в «Бортовом журнале».  НА ДОСКЕ НАРИСОВАН

- Здесь же будут фиксироваться результаты по каждому выполненному заданию 

-С этой минуты вы - отдельный экипаж. Вспомните отечественную историю. В первом отряде космонавтов было 20 офицеров-летчиков, но только лучшим из лучших (12) досталось право открыть космическую эру. Они стали первыми космонавтами. Это Гагарин, Быковский, Леонов и другие.  Вы тоже сегодня будете претендовать на право отправить свой экипаж в космос и провести исследование. А лучшие из вас получат награды в конце урока.

Но помните, что работать вы должны ……………………………..

-Чтобы получить допуск к выполнению самого важного задания, вам нужно будет набрать не менее 13 баллов на этапе допуска к космическому старту. Экспертами по допуску к полету назначена Л.В.Казанцева и……… .

-Кто не понял, что предстоит сделать?

-Значит знаменитое гагаринское – «Поехали!»

Коммуникативные УУД: (аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений); Регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель); Познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, понимают информацию, представленную в вербальной форме, анализируют, умеют устанавливать связи между событиями).

Применение знаний и умений

Задача: создать условия для выполнения соревновательных заданий.

Словесные

  •  Беседа
  • Рассказ

Методы развития познавательного интереса

  • Формирование готовности к восприятию
  • Методы контроля и самоконтроля

Наглядные

  • Демонстрация

Практические

- Работа с карточкой

Методы эмоционального стимулирования

  • поощрение и порицание
  • создание ситуации успеха

-Переходим к первому заданию, в котором мы выясним, как вы умеете работать с текстом и выделять из него нужную информацию. Задание называется «Факты».

- Ваша задача найти факты о космосе со стр. 147, 151, 152. Экипаж, который справится с заданием – поднимает руки в замочек. На выполнение задания вам даётся 4 минуты. Молодцы! Справились с заданием.

-Отдаем работы на экспертизу и отправляемся  на следующее задание.

Полученные экипажами результаты заносим в бортовой журнал после проверки.

Ключ

Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в Солнечной системе, я предлагаю вам выполнить Второе задание - «Найди пару». Возьмите карточки. Вам нужно будет соотнести понятия с их определениями. На выполнение задания 2 минуты. Время пошло.

-Время вышло. Всё отложите. Командиры проводят проверку по ключу. Результаты доложить!

-А я фиксирую результаты в нашем бортовом журнале.

Молодцы! Теперь я вижу, что вы знаете небесные тела.

Коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); Регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения); Познавательные УУД: (осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; понимают информацию, представленную в вербальной форме, схематической; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение у обучающихся

Стимулирование занимательным содержанием

Словесный метод

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ПРИЁМ

-А теперь! Мы с вами мысленно отправимся в космос. Пока звучит музыка, вы сидите с закрытыми глазами и представляете себе далекие галактики.

Когда я досчитаю до 1, вы откроете глаза и окажетесь снова в классе. 5…4…3…2…1.

-А мы переходим к следующему заданию под названием «Восстанови последовательность», которое поможет нам определить, знаете ли вы расположение планет Солнечной системы. Напишите на карточке (в тетради) названия планет в порядке следования от Солнца.

 -Сравните с ключом, правильно ли вы указали.

ВСЛУХ ПРОГОВОРИТЬ

Сколько баллов заработали экипажи? Командиры, доложите.

Работа в группах

-Молодцы! Все экипажи допущены до самого ответственного задания. (Если допущены не все, то путешествие заменяется на наблюдение с Земли)

-Ваша задача -  вписать недостающие данные в оставшуюся таблицу. Максимальное количество баллов за это задание – 12. На карточках – вопросы и задания. Перед фильмом внимательно их прочитайте и подготовьтесь записывать ответы. Как только фильм заканчивается, экипажи обсуждают записи, заполняют общую карточку и готовятся к проверке. На обсуждение и заполнение карточки будет дано 3 минуты.

-Слушайте и смотрите внимательно! Не пропустите важную информацию!

-Экипажи готовы? Тогда включаю.

ФИЛЬМ

Экипажи, согласуйте ваши ответы и подготовьтесь их представить.

-Проверим по ключу. Я называю верные ответы, вы считаете свои баллы.  

(Проверка результатов и заполнение бортового журнала. Подсчет баллов и объявление результатов.)

-А теперь нужно подвести итоги нашего состязания.

-Давайте посмотрим, какой экипаж получил большее количество баллов?

Рефлексия

Задача:

инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности.

Словесные

  •  Беседа

Методы формирования ответственности и обязательности

Предъявление педагогических  требований

Методы эмоционального стимулирования

  • поощрение и порицание
  • создание ситуации успеха

-… экипаж, молодцы! Вы проявили знания по разделу «Путешествие в космос». В качестве награды вы все получаете отметку «Отлично». На втором месте у нас … экипаж. Хорошо! Вы тоже молодцы! Но подумайте, чего вам не хватило при выполнении данной работы. Вы зарабатываете отметку «Хорошо». Итак, третье место у нас получают целых 4 экипажа. Подумайте, над чем вам нужно ещё поработать.

-А теперь я предлагаю вам проанализировать, как работал каждый член экипажа. Смог ли командир экипажа справиться со своей ролью? Может быть, кто то был более активным и заслуживает дополнительной награды. Спасибо вам за урок. До-свидания!

Коммуникативные УУД: (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; допускают возможность существования у людей различных мнений); Регулятивные УУД: (оценивают результаты решения поставленных задач); Познавательные УУД: (анализируют)



Предварительный просмотр:

Экипаж  №1_____________________________________________

Форма Солнца.

Дата первого полета человека в космос.

Оборот Земли вокруг Солнца (ч).

Экипаж  №2_____________________________________________

Планеты земной группы Солнечной системы.

Дата запуска первого спутника Земли космоса.

Оборот Луны вокруг Земли.

Экипаж  №3_____________________________________________

Планеты-гиганты Солнечной системы.

Первое животное - космический путешественник.

Оборот Луны вокруг своей оси.

Группа №4

Количество планет в Солнечной системе.

Имя первого космонавта.

Название явления, когда диск Луны закрывает Солнце.

Группа №5

От чего зависит температура на планетах?

Какую планету древние астрономы ставили в центр мироздания?

С помощью чего можно увидеть обратную сторону Луны?

Группа №6

Какая температура в центре и на поверхности Солнца?

На какое количество участков-созвездий разделено небо?

Самая большая планета Солнечной системы.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Восток»

«Восход»

«Звезда»

«Союз»

«Заря»

«Буран»



Предварительный просмотр:

Название задания

Изложи факты

Найди пару 

Восстанови последовательность

ДОПУСК

Найди ответ

Сумма баллов

Название экипажей

Восток

Восход

Восход 2

Союз

Восток 1

Союз 5

5

3

8

10

Максимальное количество баллов:

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Найди ответ

Основоположник отечественной космонавтики.

Первая космическая станция, собранная из модулей.

Сколько витков вокруг планеты совершил первый космический корабль с человеком на борту?

Название космического проекта всего мира – орбитального комплекса.

На каком топливе запускались первые ракеты?

Советский конструктор, спроектировавший первые космические аппараты?

Имя человека, первым вышедшего в открытый космос.

Название первой советской космической станции.

Когда состоялся первый запуск живых существ, вернувшихся на Землю живыми.

Какая страна лидировала в освоении Луны?

Страна, запустившая первый спутник Земли.

Российский космонавт-рекордсмен по продолжительности пребывания на орбите (в космическом пространстве).



Предварительный просмотр:

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж № ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8



Предварительный просмотр:

Название задания

Изложи факты

Найди пару 

Восстанови последовательность

ДОПУСК

Найди ответ

Сумма баллов

Название экипажей

Восток

Восход

Звезда

Союз

Заря

Буран

5

3

8

12

Максимальное количество баллов:

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №2 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №3______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №4 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №5 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №6 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

1

2

3

4

5

6

7

8

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Экипаж №1 ______________________

Последовательность расположения планет Солнечной системы

Солнце

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Экипаж №1 ______________________

Найди ответ

Основоположник отечественной космонавтики.

Первая космическая станция, собранная из модулей.

Сколько витков вокруг планеты совершил первый космический корабль с человеком на борту?

Название космического проекта всего мира – орбитального комплекса.

На каком топливе запускались первые ракеты?

Советский конструктор, спроектировавший первые космические аппараты?

Имя человека, первым вышедшего в открытый космос.

Название первой советской космической станции.

Когда состоялся первый запуск живых существ, вернувшихся на Землю живыми.

Какая страна лидировала в освоении Луны?

Страна, запустившая первый спутник Земли.

Российский космонавт-рекордсмен по продолжительности пребывания на орбите (в космическом пространстве).



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

Тест по окружающему миру 4 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы". Перспективная начальная школа

Тест для промежуточного контроля знаний по теме "Земля - планета Солнечной системы", 4 класс, ПНШ....

Урок по окружающему миру 4 класс Тема: «Земля – планета Солнечной системы»

Урок по окружающему миру4 классТема: «Земля – планета Солнечной системы»  Учитель начальных классов Ковтун Мария Викторовна...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Земля - планета Солнечной системы"

Урок окружающего мира соответствует требованиям ФГОС и предназначен для обучающихся 4 класса общеобразовательных школ....

Конспект урока по окружающему миру :"Земля -планета солнечной системы"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему :"Земля -планета солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....