Конспект урока по окр.миру на тему: Космическое пространство и его изображение. Земля – планета Солнечной системы. Способы изучения космических тел.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Интересный активный урок! Ребята с удовольствием внедряются в групповую работу и стремятся достигнуть наилучшего результата среди соперников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_okr_miru.docx | 94.13 КБ |
zadanie_po_gruppam_k_filmu.docx | 13.26 КБ |
klyuch_naydi_paru.docx | 391.78 КБ |
nazvaniya_korabley.docx | 10.35 КБ |
pomoshchnik_uchitelyu.docx | 15.4 КБ |
posledovatelnost_raspolozheniya_planet.docx | 11.13 КБ |
reytingovaya_tablitsa.docx | 15.84 КБ |
skan_naydi_paru.docx | 333.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Космическое пространство и его изображение. Земля – планета Солнечной системы. Способы изучения космических тел.
Тип урока: игра – соревнование
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению космических тел, к наблюдению звёзд и созвездий.
Метапредметные: демонстрируют коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях вопросов, делают выводы;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения; осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и усвоением УУД); познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; выделяют и понимают информацию, представленную в вербальной форме; отличают научную информацию от бытовой; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи; умеют работать с научно – популярным текстом).
Предметные: имеют представление о космическом пространстве и его компонентах: звёздах, созвездиях, планетах, галактиках, звёздной карте и изображений на ней; представление о Солнечной системе, как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца; представление о расположении планет в Солнечной системе, планетах – гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанные с ним явлениях; представление о первых полётах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца, об использовании искусственных спутниках Земли; знают понятия: космическое тело, звезда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика, астероид, орбита, Солнечная система, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, естественный и искусственный спутник Земли, космонавт, астронавт, космический корабль, солнечная активность.
Цель урока: закрепление знаний по темам космическое пространство и его изображение; земля – планета Солнечной системы; способы изучения космических тел посредствам соревновательной деятельности.
Задачи
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к предмету «Окружающий мир».
Развивающие: развивать коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях вопросов, делают выводы;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения; осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и усвоением УУД); познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; выделяют и понимают информацию, представленную в вербальной форме; отличают научную информацию от бытовой; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи; умеют работать с научно – популярным текстом).
Образовательные: демонстрируют знания по темам: космическое пространство и его изображение; земля – планета Солнечной системы; способы изучения космических тел.
Принципы обучения:
- принцип деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип целостности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип минимакса;
- принцип вариативности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- воспитание через взаимодействие;
- выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далёких) целей;
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Методы обучения
По источнику получения знаний
Словесные:
- рассказ;
- работа с книгой;
- беседа;
- объяснение.
Наглядные:
- демонстрация.
По дидактическим целям:
- методы приобретения новых знаний;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
На основе методологии целостного подхода к деятельности
Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности к восприятию;
- стимулирование занимательным содержанием.
Методы контроля и самоконтроля
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуации успеха;
- поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязательности:
- предъявление педагогических требований.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта:
- педагогическое требование.
Методы осмысления социального опыта:
- беседа;
- рассказ.
Методы обучения чтению:
- метод объяснительного чтения;
- метод творческого чтения.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Оснащение
- Демонстративные : компьютер, проектор, видеофильм, рейтинговая таблица.
- Организационно-мотивационный (2 мин)
- Актуализация опорных знаний (5-7 мин)
- Применение знаний и умений (31 мин)
- Рефлексия (5 мин)
Ход урока
Этапы урока, задачи работы. | Методы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат |
Организационно – мотивационный Задача: настроить на работу; создать положительную мотивацию к познавательной коммуникативной деятельности. | Словесный метод Методы формирования ответственности и обязательности:
| -Доброе утро, ребята! -Меня зовут Дарья Евгеньевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Сегодня будет не простой урок. Как вы думаете, почему я оставила парты именно так? Предположите. (будем работать в группах). -Верно! Но не просто работать, а состязаться за право участвовать в виртуальном космическом путешествии. -Предположите, на чём мы будем путешествовать? (на космических кораблях). -Верно! Тогда назовите группу людей, которая путешествует на одном космическом корабле. (экипаж) -Верно! И сегодня, каждая группа – это отдельный экипаж. | Взаимное приветствие. Положительный эмоциональный настрой. |
Актуализация опорных знаний Задача: подвести детей к теме урока с помощью наводящих вопросов; подвести к цели и задачам урока; актуализировать знания по пройденным темам. | По источнику получения знаний Словесные:
Наглядные:
| -Кто есть в каждом экипаже? (лидер, главный – командир экипажа). -В каждой группе есть свой командир. -А теперь даю вам 30 секунд, чтобы вы выбрали командира вашего экипажа. -У каждого космического корабля есть название. -Давайте вспомним, как назывались отечественные космические аппараты? -Хорошо! А теперь я попрошу выйти ко мне командиров экипажей и вытянуть название вашего космического корабля. ВЫТЯГИВАЮТ -Название первого экипажа: «Восток». Название второго экипажа: «Восход». Название третьего экипажа: «Звезда». Название четвёртого экипажа: «Союз». Название пятого экипажа: «Заря». Название шестого экипажа: «Буран». -Все названия экипажей я зафиксирую в «Бортовом журнале». НА ДОСКЕ НАРИСОВАН - Здесь же будут фиксироваться результаты по каждому выполненному заданию -С этой минуты вы - отдельный экипаж. Вспомните отечественную историю. В первом отряде космонавтов было 20 офицеров-летчиков, но только лучшим из лучших (12) досталось право открыть космическую эру. Они стали первыми космонавтами. Это Гагарин, Быковский, Леонов и другие. Вы тоже сегодня будете претендовать на право отправить свой экипаж в космос и провести исследование. А лучшие из вас получат награды в конце урока. Но помните, что работать вы должны …………………………….. -Чтобы получить допуск к выполнению самого важного задания, вам нужно будет набрать не менее 13 баллов на этапе допуска к космическому старту. Экспертами по допуску к полету назначена Л.В.Казанцева и……… . -Кто не понял, что предстоит сделать? -Значит знаменитое гагаринское – «Поехали!» | Коммуникативные УУД: (аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений); Регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; ставят учебно-познавательную цель); Познавательные УУД: (осознают учебно-познавательную цель, понимают информацию, представленную в вербальной форме, анализируют, умеют устанавливать связи между событиями). |
Применение знаний и умений Задача: создать условия для выполнения соревновательных заданий. | Словесные
Методы развития познавательного интереса
Наглядные
Практические - Работа с карточкой Методы эмоционального стимулирования
| -Переходим к первому заданию, в котором мы выясним, как вы умеете работать с текстом и выделять из него нужную информацию. Задание называется «Факты». - Ваша задача найти факты о космосе со стр. 147, 151, 152. Экипаж, который справится с заданием – поднимает руки в замочек. На выполнение задания вам даётся 4 минуты. Молодцы! Справились с заданием. -Отдаем работы на экспертизу и отправляемся на следующее задание. Полученные экипажами результаты заносим в бортовой журнал после проверки. Ключ Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в Солнечной системе, я предлагаю вам выполнить Второе задание - «Найди пару». Возьмите карточки. Вам нужно будет соотнести понятия с их определениями. На выполнение задания 2 минуты. Время пошло. -Время вышло. Всё отложите. Командиры проводят проверку по ключу. Результаты доложить! -А я фиксирую результаты в нашем бортовом журнале. Молодцы! Теперь я вижу, что вы знаете небесные тела. | Коммуникативные УУД: (участвуют в коллективных обсуждениях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; аргументированно отвечают на вопросы; планируют, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; допускают возможность существования у людей различных мнений; проявляют доброжелательное отношение к партнерам); Регулятивные УУД: (организовывают свою деятельность; действуют согласно составленному плану; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; оценивают результаты решения поставленных задач, находят ошибки и способы их устранения); Познавательные УУД: (осуществляют поиск информации, необходимой для решения поставленных задач; понимают информацию, представленную в вербальной форме, схематической; сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи. |
Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение у обучающихся | Стимулирование занимательным содержанием Словесный метод | РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ПРИЁМ -А теперь! Мы с вами мысленно отправимся в космос. Пока звучит музыка, вы сидите с закрытыми глазами и представляете себе далекие галактики. Когда я досчитаю до 1, вы откроете глаза и окажетесь снова в классе. 5…4…3…2…1. | |
-А мы переходим к следующему заданию под названием «Восстанови последовательность», которое поможет нам определить, знаете ли вы расположение планет Солнечной системы. Напишите на карточке (в тетради) названия планет в порядке следования от Солнца. -Сравните с ключом, правильно ли вы указали. ВСЛУХ ПРОГОВОРИТЬ Сколько баллов заработали экипажи? Командиры, доложите. Работа в группах -Молодцы! Все экипажи допущены до самого ответственного задания. (Если допущены не все, то путешествие заменяется на наблюдение с Земли) -Ваша задача - вписать недостающие данные в оставшуюся таблицу. Максимальное количество баллов за это задание – 12. На карточках – вопросы и задания. Перед фильмом внимательно их прочитайте и подготовьтесь записывать ответы. Как только фильм заканчивается, экипажи обсуждают записи, заполняют общую карточку и готовятся к проверке. На обсуждение и заполнение карточки будет дано 3 минуты. -Слушайте и смотрите внимательно! Не пропустите важную информацию! -Экипажи готовы? Тогда включаю. ФИЛЬМ Экипажи, согласуйте ваши ответы и подготовьтесь их представить. -Проверим по ключу. Я называю верные ответы, вы считаете свои баллы. (Проверка результатов и заполнение бортового журнала. Подсчет баллов и объявление результатов.) -А теперь нужно подвести итоги нашего состязания. -Давайте посмотрим, какой экипаж получил большее количество баллов? | |||
Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности. | Словесные
Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований Методы эмоционального стимулирования
| -… экипаж, молодцы! Вы проявили знания по разделу «Путешествие в космос». В качестве награды вы все получаете отметку «Отлично». На втором месте у нас … экипаж. Хорошо! Вы тоже молодцы! Но подумайте, чего вам не хватило при выполнении данной работы. Вы зарабатываете отметку «Хорошо». Итак, третье место у нас получают целых 4 экипажа. Подумайте, над чем вам нужно ещё поработать. -А теперь я предлагаю вам проанализировать, как работал каждый член экипажа. Смог ли командир экипажа справиться со своей ролью? Может быть, кто то был более активным и заслуживает дополнительной награды. Спасибо вам за урок. До-свидания! | Коммуникативные УУД: (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; допускают возможность существования у людей различных мнений); Регулятивные УУД: (оценивают результаты решения поставленных задач); Познавательные УУД: (анализируют) |
Предварительный просмотр:
Экипаж №1_____________________________________________
Форма Солнца. | Дата первого полета человека в космос. | Оборот Земли вокруг Солнца (ч). |
Экипаж №2_____________________________________________
Планеты земной группы Солнечной системы. | Дата запуска первого спутника Земли космоса. | Оборот Луны вокруг Земли. |
Экипаж №3_____________________________________________
Планеты-гиганты Солнечной системы. | Первое животное - космический путешественник. | Оборот Луны вокруг своей оси. |
Группа №4
Количество планет в Солнечной системе. | Имя первого космонавта. | Название явления, когда диск Луны закрывает Солнце. |
Группа №5
От чего зависит температура на планетах? | Какую планету древние астрономы ставили в центр мироздания? | С помощью чего можно увидеть обратную сторону Луны? |
Группа №6
Какая температура в центре и на поверхности Солнца? | На какое количество участков-созвездий разделено небо? | Самая большая планета Солнечной системы. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Восток»
«Восход»
«Звезда»
«Союз»
«Заря»
«Буран»
Предварительный просмотр:
Название задания | Изложи факты | Найди пару | Восстанови последовательность | ДОПУСК | Найди ответ | Сумма баллов |
Название экипажей | ||||||
Восток | ||||||
Восход | ||||||
Восход 2 | ||||||
Союз | ||||||
Восток 1 | ||||||
Союз 5 |
5 | 3 | 8 | 10 |
Максимальное количество баллов:
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Найди ответ
Основоположник отечественной космонавтики. | Первая космическая станция, собранная из модулей. | Сколько витков вокруг планеты совершил первый космический корабль с человеком на борту? |
Название космического проекта всего мира – орбитального комплекса. | На каком топливе запускались первые ракеты? | Советский конструктор, спроектировавший первые космические аппараты? |
Имя человека, первым вышедшего в открытый космос. | Название первой советской космической станции. | Когда состоялся первый запуск живых существ, вернувшихся на Землю живыми. |
Какая страна лидировала в освоении Луны? | Страна, запустившая первый спутник Земли. | Российский космонавт-рекордсмен по продолжительности пребывания на орбите (в космическом пространстве). |
Предварительный просмотр:
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж № ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Предварительный просмотр:
Название задания | Изложи факты | Найди пару | Восстанови последовательность | ДОПУСК | Найди ответ | Сумма баллов |
Название экипажей | ||||||
Восток | ||||||
Восход | ||||||
Звезда | ||||||
Союз | ||||||
Заря | ||||||
Буран |
5 | 3 | 8 | 12 |
Максимальное количество баллов:
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №2 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №3______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №4 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №5 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №6 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун |
Экипаж №1 ______________________
Последовательность расположения планет Солнечной системы
Солнце | Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун |
Экипаж №1 ______________________
Найди ответ
Основоположник отечественной космонавтики. | Первая космическая станция, собранная из модулей. | Сколько витков вокруг планеты совершил первый космический корабль с человеком на борту? |
Название космического проекта всего мира – орбитального комплекса. | На каком топливе запускались первые ракеты? | Советский конструктор, спроектировавший первые космические аппараты? |
Имя человека, первым вышедшего в открытый космос. | Название первой советской космической станции. | Когда состоялся первый запуск живых существ, вернувшихся на Землю живыми. |
Какая страна лидировала в освоении Луны? | Страна, запустившая первый спутник Земли. | Российский космонавт-рекордсмен по продолжительности пребывания на орбите (в космическом пространстве). |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...
Тест по окружающему миру 4 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы". Перспективная начальная школа
Тест для промежуточного контроля знаний по теме "Земля - планета Солнечной системы", 4 класс, ПНШ....
Проект по окружающему миру в 4 классе на тему «Земля – планета Солнечной системы» (учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир»)
В работе отражен сценарий проекта по окружающему миру...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема: «Земля – планета Солнечной системы»
Урок по окружающему миру4 классТема: «Земля – планета Солнечной системы» Учитель начальных классов Ковтун Мария Викторовна...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Земля - планета Солнечной системы"
Урок окружающего мира соответствует требованиям ФГОС и предназначен для обучающихся 4 класса общеобразовательных школ....
Конспект урока по окружающему миру :"Земля -планета солнечной системы"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему :"Земля -планета солнечной системы"...
«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».
Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....