Интонация. Знаки препинания в конце предложения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
конспект урока во 2 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 52.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ах, эти разные прилагательные!»
Урок повторения и закрепления материала, изученного ранее по теме «Имя прилагательное»
Цель:
Повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»
Задачи:
- Формировать умения различать разряды прилагательного, образовывать степени сравнения (простая форма)
- Повторить правописание изученных орфограмм (Н-НН в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное и написание НЕ с прилагательными)
- Повторить роль прилагательных в речи, тексте
- Воспитывать чувство любви и интереса к русскому языку
- Активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся
Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал, маршрутные листы.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке. И хочу пригласить вас совершить небольшое путешествие. Согласны? Как у любого путешественника, у нас должен быть маршрутный лист, который нам поможет не сбиться с пути и не скучать в дороге. Он есть на каждом столе. А чтобы узнать, к кому в гости мы собираемся, я предлагаю отгадать загадку:
(слайд №1 без указания темы)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
О.Головко
- Как вы думаете, какая часть речи может так себя охарактеризовать? Конечно, имя прилагательное.
Сл.№2. И в путь мы отправимся на волшебном паровозике из Ромашково (смотрели мультфильм?). Это очень добрый, любознательный паровозик. Поэтому, когда он узнал о нашем путешествии, то с удовольствием предложил свои услуги.
Сл.№3 Цель нашего путешествия: повторить грамматическое значение прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.
Дорога, как видите, нам предстоит непростая, но я надеюсь, что вместе мы справимся со всеми трудностями и испытаниями.
Чтобы отправиться в путь, нам необходимо приобрести билеты. У меня в руке ромашка, на лепестках которой даны начала предложений. Ваша задача – закончить начатые предложения. Каждому купе предлагаю по одному лепестку. Отвечаете согласно указанному номеру предложения.
Сл.№4. (+песенка) Итак, билеты мы приобрели, можно отправляться в путь!
Сл.№5. Мы прибываем на станцию «Морфологическая», где нас встречают Кот и Лиса. Надо сказать, им очень нравятся степени сравнения прилагательных. Вот только Коту – сравнительная степень, а Лисе – превосходная. Чтобы их не обидеть, образуйте, пожалуйста, 1 вариант – простую форму сравнительной степени, а 2 вариант – простую форму превосходной степени. Полученные слова запишите в табличку, что есть в маршрутном листе. Время стоянки ограничено, всего
Проверим. От каждого ли прилагательного вам удалось образовать предложенные формы? А почему? (Самопроверка) От каждого купе по два человека каждого варианта называют прилагательные и выделяют на доске суффикс, с помощью которого образовали степень сравнения.
Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень |
Милый | ||
Редкий | ||
Березовый | ||
Простой | ||
Морской |
От какого еще разряда прилагательных нельзя образовать степени сравнения? (притяжательных)
Задание №2.
«Поспешишь – людей насмешишь». Зачеркните в каждом ряду форму неправильного образования степени сравнения прилагательного.
- Младше, дальше, тоньше, красивше.
- Звонче, прямее, ниже, слабже.
- Более высокий, более легче, самый наименьший.
Повторим разряды прилагательных. Каждый вагон должен выбрать свое прилагательное. Я называю прилагательное, какой вагон сочтет, что прозвучало его прилагательное – поднимает руку. Итак, 1 вагон – качественное, 2 вагон – относительное, 3 – вагон – притяжательное.
Слова для игры: зеленый, летний, папин; городской, лисий, веселый; мамин, дружный, серебряный.
Молодцы! Справившись благополучно с первым испытанием, мы оказались на «Синтаксической» станции.
Что-то загрустила Аленушка. Может быть, мы сможет хоть немного развеять ее горе. Проведем небольшой стилистический эксперимент. Прочитаем для начала текст, предложенный нам. Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает? Какой-то он скучный. Каким образом можно исправить этот недостаток, тогда, может, и Аленушке станет радостней. «Украсьте» текст Николая Степановича Краснова прилагательными. Домашнее задание (индивидуальная работа со словарем Ожегова: значение слова ОМУТ). Работу можно организовать в купе. Время работы 3 минуты. Читаем текст по абзацам от каждого вагона. А теперь посмотрим удалось ли вам угадать авторские прилагательные.
Сл. №
Посчитайте, сколько слов-прилаг-ых у вас совпало. (1-5: мало – это свидетельствует о богатстве прил-ых в речи человека) у кого есть синонимичные авторским или точно такие же? (ваше восприятие природы близкое автору)
Индивидуальная работа на доске: подчеркнуть прилагательные в последнем абзаце как члены предложения.
К какому бы стилю речи вы отнесли данный текст? А как в художественной речи называются прилагательные (художественные определения)? А знаете ли вы, что есть словарь синонимов?
Так, к слову ЛЕС в нем приводится около трехсот эпитетов, в том числе и дремучий, и темный, и царственный, и молодой. А к слову ЗАРЯ – около ста, среди них не только вечерняя, утренняя, но и молодая, и огненная, и робкая.
Аленушка
Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.
Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит и смотрит Аленушка на (холодную, темную) воду омута.
Природа (тиха) и (грустна). Она перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осинки.
Какую же роль имена прилаг-ые играют в речи?
А какую синтаксическую роль они играют в предложении? Обратимся к (имя ребенка, который выполнял задание на доске).
Устали? Сделаем привал
Сл. № Лягушка-путешественница подготовила для нас ребусы, отгадаем их.
Пока мы отдыхали, паровозик доставил нас на «Орфографическую» станцию, где нас встречают сказочные герои. Вот перед нами старуха и солдат из сказки «Огниво». Они спорят, сколько букв Н пишется в прилагательных. Чтобы разрешить их спор, проведем игру «Замени прилагательным». Играть можно по парам: тем более есть пословица: одна голова – хорошо, а две – лучше. Найденные прилаг-ые записываем в табличку, распределяя слова по колонкам.
- Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
- Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
- Растения, из которых делают лекарство (лекарственные)
- Кувшин, сделанный из глины (глиняный)
- Дом, построенный из камня (каменный)
Слайд №
А Вовка из Тридевятого царства не знает, как пишется НЕ с прилагательным. Поможем ему. Соедините или разделите написание НЕ со словами, графически свое мнение обоснуйте. Выполняем вместе.
(Не)обыкновенная природа, (не)уклюжий медвежонок, (не)большая речонка, вовсе (не) понятный зверек, (не) полные, а краткие прилагательные.
А теперь, объединившись по четыре человека, составьте небольшой рассказ, включив в него данные словосочетания.
Да, задания от станции к станции все сложней и сложней, но я смотрю вам все по плечу. Молодцы!
Наше путешествие приближается к концу, и мы уже на «Итоговой» станции. Сам КОТ Ученый хочет проверить наши знания. Он проведет тест. Буквы выбранного ответа записывайте в табличку.
Проверим, что у нас получилось.
Тест
- Укажите верный ответ:
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета
- Найдите прилагательное в простой форме сравнительной степени:
А) красивее всех
Б) красивее
В) красивейший
- Найдите притяжательное прилагательное:
А) лисий след
Б) знакомый человек
В) вчерашняя газета
- Найдите прилагательное, в котором НЕ пишется слитно:
А) (не) дорогой, но красивый костюм
Б) (не) большая, а маленькая речка
В) ничуть (не) скучная история
- Найдите прилагательное, в котором пишется Н:
А) листв..ый лес
Б) серебр..ое украшение
В) дерев..ый дом
У кого пять правильных ответов, получает пять, у кого – четыре, получает 4
Вот и подошло к концу наше путешествие. Перед нами открывается чудесная волшебная полянка, любимое место нашего паровозика. Порадуем его своими знаниями и подведем итог нашему путешествию. Что мы сегодня во время путешествия успели повторить? Дальше вас ждут новые путешествия по этой чудесной стране
А пока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое настроение с помощью смайликов. Выберите от купе один и прикрепите его к паровозику.
Вы показали хорошие знания и умения по теме урока. А на прощание я попрошу вас составить ромашку из 3-4 лепестков разных цветов. Цвета вы выберите согласно своему настроению, а на лепестках напишите по одному прилагательному, которые бы охарактеризовали наш урок. Работа в группе по 4 человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...
Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.
Урок русского языка в 1 классе № 7.Программа «Школа России»Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.Цели:Закреплять знания учащихся о грамматических признаках предложения; пополнять слова...
Урок русского языка в 1 классе "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"
На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...
Презентация к уроку русского языка "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"
На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...
Урок русского языка, 1 класс."Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения".
Урок закрепления полученных знаний по "Школе России"...
Разработка урока по теме:«Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.
Тема урока: «Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.Урок предназначен для закрепления изученного материала по данной теме.На уроке рассматриваются вопросы: употре...