Повторяем состав слова.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
План конспект урока по русскому языку (программа "Школа ХХ1 века")
Тема урока: Повторяем состав слова.
Задачи урока: знакомство учащихся с основами лингвистических знаний.
Цель урока: Обобщение знаний о значимых частях слова и способов образования слов.
Оборудование: аудиозапись «звуки моря», карта путешествий, наглядность-словарь, карточки, доска, реквизиты морской одежды, сундучок, бананы-оценки.
В ходе урока учащиеся приобретают следующие навыки и умения:
рассуждать, давать полное объяснение, доказывать свой выбор, находить ответы на проблемные вопросы, сочетать физические действия с решением
умственной задачи. Фокусировать внимание и наблюдательность. Пополнять свой словарный запас, уметь работать самостоятельно. Получают навыки
грамотного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok__4_kl.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Тема урока: Повторяем состав слова.
Задачи урока: знакомство учащихся с основами лингвистических знаний.
Цель урока: Обобщение знаний о значимых частях слова и способов образования слов.
Структура урока:
1.Организационный момент.
- Постановка учебной задачи урока.
- Чистописание
- Лексико-орфографическая работа
- Знакомство с новым словом. Работа с корнями, подборе однокоренных слов.
- Упражнение в различение окончаний - игра.
7. Упражнение в различение и образование слов разными способами:
- индивидуальная работа у доски
- комментированное письмо.
- самостоятельная работа / по выбору, по степени сложности /
8. Физминутка.
9. Обобщение - проверка.
10. Творческая работа – игра "Найди ошибку"
11. Итог урока.
Оборудование: аудиозапись «звуки моря», карта путешествий, наглядность-словарь, карточки, доска, реквизиты морской одежды, сундучок, бананы-оценки.
В ходе урока учащиеся приобретают следующие навыки и умения:
рассуждать, давать полное объяснение, доказывать свой выбор, находить ответы на проблемные вопросы, сочетать физические действия с решением умственной задачи. Фокусировать внимание и наблюдательность. Пополнять свой словарный запас, уметь работать самостоятельно. Получают навыки грамотного письма.
Ход урока:
1. Организационный момент /запись числа, классной работы в тетрадях. Подготовка к работе на уроке./
2. Постановка задачи урока:
Учитель: -Сегодня мы отправимся в путешествие по океану к острову "Словаринка", которое определит знатоков изученного нами раздела "Состав слова". Покажем насколько мы усвоили эти знания. В лингвистике этот раздел называют "Словообразование»
- Как вы думаете, почему так назвали этот раздел?
дети: мы рассматриваем в нем, как и с помощью чего образуются новые слова. Из чего они состоят.
учитель: - Так какие же части слова мы сегодня будем выделять и повто рять?
дети: окончание, корень, суффикс, приставка.
3. Чистописание. Подготовка к плаванию / звучит музыка "звуки моря"/.
учитель: - Дети, что вы слышите?
Дети: шум волн.
учитель: - Изобразите волны жестами (зарядка для кистей рук).
/ открывается доска: карта путешествия, запись - чайки, море, отлетели /
Учитель: - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистопи сания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
дети: Сегодня мы будем писать букву Л.
В корне -лет- глагола «отлетел» она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук /л*/.
учитель: Молодцы! Определите порядок следования букв в данном ряду: Лл // Лл //
дети: Чередование заглавной и строчной букв с двумя прямыми наклонными линиями.
4. Лексико – орфографическая работа.
учитель: -Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуй те отгадать и записать.
Задания классу (дети записывают):
- Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. / помидор /
- Название этого овоща произошло от латинского слова КАПУТ, что означает "ГОЛОВА" /капуста/
- Огородное растение с крупными семенами-горошинами. /горох/
- Этот овощ получил название АГУРОС за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым / Огурец /
- Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице". /морковь/
Проверка по вопросам:
Учитель: - назовите слово, в котором надо запомнить две безударные гласные.
- Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О
- Какую гласную чадо запомнить в слове капуста?
Вывод: - Почему гласные, которые вы выделили надо запомнить?
Дети: в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить, ее надо запомнить.
учитель: Так куда же мы погрузим эти продукты? Определите, на чем мы отправимся в путешествие?
ь | а | б | р | к | о | л |
Учитель: - Вы прочтете слово, если найдете прямоугольник с его первой бук вой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
дети : - Слово КОРАБЛЬ. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Дальше по увеличению высоты прямоугольников.
учитель: - Запишите это слово. Кто сможет объяснить значение этого слова и назвать слова с таким же корнем?
дети: - Кораблик, корабельный, корабел, корабельщик
учитель: - Что можно сказать об этих словах?
дети: Они однокоренные, родственные. У них одинаковая, общая часть - корень. Он является носителем основного значения.
5. Введение нового слова.
учитель: - Итак, мы оправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали сол нечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом «ПОГОДА». Когда шел дождь, мела метель, то говорили. Что на улице «НЕПОГОЛА, ненастье». Сейчас словом «ПОГОДА» называется любое сос тояние атмосферы.
(вывешивается карточка-опора словарного слова ПОГОДА)
Учитель: - Когда так говорят? Ждать у моря погоды.
(выслушиваются ответы детей, поясняется значение - находиться в ожидании чего-нибудь неопределенного).
Делать погоду - иметь решающее значение для чего-либо./
учитель: Запишите это слово в словарь, затем в тетрадь. / открывается запись на доске /
ПОГОДА , . . . К А, ……УШК А, …… Н ЫЙ, …….Ж ИЙ,
Учитель: - Разгадайте по схемам, какие слова, однокоренные данным, спрятались
Вывод: Как пишутся корни в однокоренных словах?
учитель: Что произошло со словом ПОГОДА?
Дети: изменилась форма слова, поменялось окончание.
6. Упражнение в различении окончаний.
учитель: - Сейчас мы поиграем в игру "Острое ухо, зоркий глаз" Я вам прочи таю предложения-поговорки. Как вы думаете, почему эти предложе ния называют поговорками? (выслушиваются мнения детей)
Учитель: Вы послушайте и в слове ПОГОДА выделите окончание, /устно/
- С погодой не будешь спорить.
- Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.
- Весна да осень - на дно погод восемь.
- По погоде и урожай.
(Выслушиваются ответы детей)
учитель: - Расскажите, что вы знаете об окончании как части слова?
7. Упражнение в различении и образовании слов разными способами.
Учитель: А теперь мы отправляемся в ПУТЕШЕСТВИЕ /звучит музыка «звуки моря»/
а/ определить какие слова спрятались, и записать их, выделяя части.
(у доски работают 3 ученика, дети самостоятельно)
Земля + (е) + мерить = пчела +(о) + водить= вода + (0) + проводить=
…. + ….. = предобрый ….. + ……. = улететь …. + ….. накричать
Пирог + ок = луг + ок = снег + ок =
(1 ученик работает по карточке: * выбрать из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в верхней строке и образовать новые слова с объяснением.
полет, краски, дочка, лапа
Пошел, слово, лисица, береза
Ключ, школа, лесник, дождь
Проверка: комментирование по доске.
8.Физминутка:
Учитель: Если я покажу слово, в котором нет суффикса, вы топаете. Если в слове есть суффикс - хлопаете в ладоши.
гора - горка лес - лесок внук - внучек
сом - сомище мяч - мячик соль - соленый
б/ работа по учебнику – самостоятельно / с группами разного уровня подготовки , по выбору самих детей/.
1 группа - упр. 2 - заменить сочетания слов. Определить способ
образования.
- группа - упр.4 - образовать как можно больше слов.
- группа - упр.1 - записать по 3 слова, которые образованны
с помощью суффикса, затем с помощью приставки. Выделить эту часть.
9. Обобщение / проверка работы/
учитель: - Ребята, пока вы выполняли работу, наш корабль причалил к берегу острова, где живут несколько племен. Название каждого племени это способ образования слова. Первыми нас встречают племя "Суффиксальное"
- Назовите слова, которые образованы с помощью прибавления суф фикса
учитель: - Что вы знаете о суффиксе как части слова?
(выслушиваются ответы детей)
учитель: -Какой способ еще знаете?
Дети: приставочный.
Учитель: Жители этого племени понимают только слова, образованные с помощью приставки. Назовите их.
(выслушиваются ответы детей)
учитель:- Выскажите предположение, почему ученые придумали такое имя прис тавке? Как найти приставку в слове? Что такое приставка? (выслушиваются ответы детей)
учитель: - Какие способы образования мы не назвали?
дети: приставочносуффиксальный и способ сложения корней.
учитель;- приведите примеры.
(выслушиваются ответы детей, например: приморский -это тот, который при море. Значит слово образо вано от слова море при помощи приставки «ПРИ» и суффикса «СК» и т.д)
учитель: -Молодцы! Пора в обратный путь! Ну что это? К острову причалил пиратский корабль. Они совсем не знают состава слова. Посмотрите, что они сделали со словами в упр.№ 5.
задание: Найдите ошибку в разборе слов картинка, снежинка,
10.Итог урока: / в класс входит пират - можно привлечь родителей/
Пират: Я смогу вас отпустить. Если вы мне расскажите, чем это вы сегодня занимались здесь?
Дети: повторяли состав слова.
Пират: - В какой части слова заключено значение слова?
Дети: - корень
Пират: - Какие значимые части слова служат для словообразования?
Дети: приставка, суффикс
Пират: Какую часть слова можно определить, изменив форму слова?
Дети: окончание.
Пират: А для чего оно служит?
Дети: для связи слов
(Пират отпускает детей и отдает ребятам сундук, в котором бананы, которые дети получают за работу на уроке.)
- Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Мое путе шествие по морю».
Карточка.
Задание: выбрать из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в верхней строке и образовать новые слова с объяснением.
полет, краски, дочка, лапа
Пошел, слово, лисица, береза
Ключ, школа, лесник, дождь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторяем состав слова.
Повторить части слова и их обозначения, развивать умение разбирать слово по составу....
Открытый урок по русскому языку по теме"Повторяем состав слова"
Этот урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" для 2 класса после изучения темы: "Состав слова"...
Повторяем состав слова и фонетику. 3 класс.
Русский язык. "Начальная школа 21 века"...
Открытый урок по русскому языку на тему:"Повторяем состав слова"
Открытые уроки...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова"
В данном материале представлен конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова" (продолжение)
Данный конспект содержит материал по отработке алгоритма разбора слова по составу....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Повторяем состав слова"
Данная презентация является сопровождением урока русского языка №75 по программе "Начальная школа 21 века"...