Повторяем состав слова.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Данилова Галина Дмитриевна

План конспект урока по русскому языку (программа  "Школа ХХ1 века")

Тема урока: Повторяем состав слова.

Задачи урока: знакомство учащихся с основами лингвистических знаний.

Цель урока: Обобщение знаний о значимых частях слова и способов образования слов.

 Оборудование:  аудиозапись «звуки моря», карта путешествий, наглядность-словарь, карточки,  доска, реквизиты морской одежды, сундучок, бананы-оценки.

В ходе урока учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

рассуждать, давать полное объяснение,  доказывать свой выбор, находить ответы на проблемные вопросы, сочетать физические действия с решением 

умственной задачи. Фокусировать внимание и наблюдательность. Пополнять свой словарный запас, уметь работать самостоятельно. Получают  навыки

грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_urok__4_kl.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема урока: Повторяем состав слова.

Задачи урока: знакомство учащихся с основами лингвистических знаний.

Цель урока: Обобщение знаний о значимых частях слова и способов образования слов.

Структура урока:

 1.Организационный момент.

  1. Постановка   учебной задачи урока.
  2. Чистописание
  3. Лексико-орфографическая работа
  4. Знакомство с новым словом. Работа с корнями, подборе однокоренных слов.
  5. Упражнение в различение окончаний - игра.

7.   Упражнение в различение и образование слов разными способами:

       - индивидуальная работа у доски

       -  комментированное письмо.

       - самостоятельная работа / по выбору, по степени сложности /

8. Физминутка.

9. Обобщение - проверка.

10. Творческая работа – игра "Найди ошибку"

11. Итог урока.

 Оборудование:  аудиозапись «звуки моря», карта путешествий, наглядность-словарь, карточки,  доска, реквизиты морской одежды, сундучок, бананы-оценки.

В ходе урока учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

рассуждать, давать полное объяснение,  доказывать свой выбор, находить ответы на проблемные вопросы, сочетать физические действия с решением  умственной задачи. Фокусировать внимание и наблюдательность. Пополнять свой словарный запас, уметь работать самостоятельно. Получают  навыки грамотного письма.

Ход урока:

1.        Организационный момент /запись числа, классной работы в тетрадях. Подготовка к работе на уроке./

2.        Постановка задачи урока:

Учитель: -Сегодня мы отправимся в путешествие по океану  к острову "Словаринка", которое определит знатоков изученного нами раздела "Состав слова". Покажем насколько мы усвоили эти знания. В лингвистике этот раздел называют "Словообразование»

 - Как вы думаете, почему так назвали этот раздел?

дети: мы рассматриваем в нем, как и с помощью чего образуются новые слова. Из чего они состоят.

учитель: - Так какие же части слова мы сегодня будем выделять и повто рять?

дети: окончание, корень, суффикс, приставка.

3. Чистописание. Подготовка к плаванию / звучит музыка "звуки моря"/.

учитель: - Дети, что вы слышите?

Дети: шум волн.

учитель: -        Изобразите волны жестами (зарядка для кистей рук).

/ открывается  доска: карта путешествия, запись - чайки, море, отлетели /

Учитель:  - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистопи сания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

дети:  Сегодня мы будем писать букву Л. 

В корне -лет- глагола «отлетел» она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук /л*/.

учитель: Молодцы! Определите порядок следования букв в данном ряду: Лл // Лл //

дети: Чередование заглавной и строчной букв с двумя прямыми наклонными линиями.

4. Лексико – орфографическая  работа.

учитель: -Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуй те отгадать и записать.

Задания  классу (дети записывают):

  1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. / помидор /
  2. Название этого овоща произошло от латинского слова КАПУТ, что означает   "ГОЛОВА"       /капуста/
  3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.     /горох/
  4. Этот овощ  получил название АГУРОС за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым      / Огурец /
  5. Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице".      /морковь/

Проверка по вопросам:

Учитель: - назовите слово, в котором надо запомнить две безударные гласные.

  1. Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О

-    Какую гласную чадо запомнить в слове капуста?

Вывод: - Почему гласные, которые вы выделили надо запомнить?

Дети:  в  русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить, ее  надо запомнить.

учитель: Так куда же мы погрузим эти продукты?  Определите,  на чем  мы отправимся в путешествие?

ь

а

б

р

к

о

л

Учитель: - Вы прочтете слово, если найдете прямоугольник с его первой бук вой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

дети : - Слово КОРАБЛЬ. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Дальше по увеличению высоты  прямоугольников.

учитель: - Запишите это слово. Кто сможет объяснить значение этого слова  и  назвать слова с таким же корнем?

дети: - Кораблик, корабельный, корабел, корабельщик

учитель: - Что можно сказать об этих словах?

дети: Они однокоренные, родственные. У них одинаковая, общая часть - корень. Он является носителем основного значения.

5.    Введение нового слова.

учитель:  - Итак, мы оправляемся в путь.  Хорошо бы нам сопутствовали сол нечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом  «ПОГОДА».  Когда шел дождь, мела метель, то говорили. Что на улице «НЕПОГОЛА, ненастье».    Сейчас словом  «ПОГОДА»  называется любое сос тояние атмосферы.      

(вывешивается карточка-опора словарного слова ПОГОДА)

Учитель:  - Когда так говорят?     Ждать у моря погоды. 

(выслушиваются ответы детей, поясняется значение -  находиться  в ожидании чего-нибудь  неопределенного).

Делать погоду - иметь решающее значение для чего-либо./

учитель: Запишите это слово в словарь, затем в тетрадь. / открывается  запись  на доске /

ПОГОДА ,      . . .    К А,        ……УШК А,        ……        Н ЫЙ,        …….Ж ИЙ,

Учитель: -        Разгадайте по схемам, какие слова, однокоренные данным, спрятались

Вывод:  Как пишутся корни в однокоренных словах?

учитель:  Что произошло со словом ПОГОДА?

Дети:  изменилась форма слова, поменялось окончание.

6. Упражнение в различении окончаний.

учитель: - Сейчас мы поиграем в игру "Острое ухо, зоркий глаз" Я вам прочи таю предложения-поговорки. Как вы думаете, почему эти предложе ния называют поговорками?      (выслушиваются мнения детей)

Учитель: Вы  послушайте и в слове ПОГОДА выделите окончание, /устно/

-        С погодой не будешь спорить.

  1. Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.
  2. Весна да осень - на дно погод восемь.
  3. По погоде и урожай.

(Выслушиваются ответы детей)

учитель: - Расскажите, что вы знаете об окончании как части слова?

7. Упражнение в различении и образовании слов разными способами.

Учитель: А теперь мы отправляемся в  ПУТЕШЕСТВИЕ /звучит музыка «звуки моря»/

а/  определить какие слова спрятались, и записать их, выделяя части.

(у доски работают 3 ученика, дети самостоятельно)

Земля + (е) + мерить =        пчела +(о) + водить=             вода + (0) + проводить=

…. + ….. = предобрый           ….. + ……. = улететь           …. + ….. накричать

Пирог + ок =                           луг + ок =                                  снег + ок =                    

(1 ученик работает по карточке:   * выбрать из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в верхней строке и  образовать   новые слова с объяснением.  

полет, краски, дочка, лапа

  Пошел, слово, лисица, береза

  Ключ, школа, лесник, дождь

Проверка:  комментирование по доске.

8.Физминутка:

Учитель: Если я покажу слово, в котором нет суффикса, вы топаете. Если в слове есть суффикс - хлопаете в ладоши.

гора - горка        лес - лесок        внук - внучек

сом - сомище        мяч - мячик        соль - соленый

б/ работа по учебнику – самостоятельно / с группами разного уровня подготовки , по выбору самих детей/.

1        группа - упр. 2 - заменить сочетания слов. Определить способ

образования.

  1. группа - упр.4 - образовать как можно больше слов.
  2. группа - упр.1 - записать   по 3 слова, которые образованны

с помощью суффикса, затем с помощью приставки. Выделить эту часть.

9. Обобщение / проверка работы/

учитель: - Ребята, пока вы выполняли работу, наш корабль причалил к берегу острова, где живут несколько племен. Название каждого племени это способ образования слова. Первыми нас встречают племя "Суффиксальное"

- Назовите слова, которые образованы с помощью прибавления суф фикса

учитель: - Что вы знаете о суффиксе как части слова?
(выслушиваются ответы детей)

учитель: -Какой способ еще знаете?

Дети: приставочный.

 Учитель: Жители этого племени понимают только слова, образованные с помощью приставки. Назовите их.

(выслушиваются ответы детей)

учитель:- Выскажите предположение, почему ученые придумали такое имя прис тавке? Как найти приставку в слове? Что такое приставка? (выслушиваются ответы детей)

учитель: - Какие способы образования мы не назвали?

дети: приставочносуффиксальный и способ сложения корней.

учитель;- приведите примеры.

 (выслушиваются ответы детей, например:   приморский -это тот, который при море. Значит слово образо вано от слова море при помощи приставки «ПРИ» и суффикса «СК»   и т.д)

учитель: -Молодцы! Пора в обратный путь! Ну что это? К острову причалил пиратский корабль. Они совсем не знают состава слова. Посмотрите, что они сделали со словами в упр.№ 5.

задание: Найдите ошибку в разборе слов   картинка,  снежинка,

10.Итог урока: / в класс входит пират - можно привлечь родителей/

Пират: Я смогу вас отпустить. Если вы мне расскажите, чем это вы сегодня занимались здесь?

Дети:  повторяли состав слова.

Пират: - В какой части слова заключено значение слова?

 Дети: - корень

Пират: - Какие значимые части слова служат для словообразования?

Дети: приставка, суффикс

Пират: Какую часть слова можно определить, изменив форму слова?

Дети: окончание.

Пират: А для чего оно служит?  

Дети: для связи слов

(Пират отпускает детей и отдает ребятам  сундук, в котором бананы, которые дети получают за работу на уроке.)

  1. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Мое путе шествие по морю».

Карточка.

Задание: выбрать из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в верхней строке и  образовать   новые слова с объяснением.  

 

  полет,   краски,   дочка,     лапа

  Пошел, слово,   лисица,    береза

  Ключ,   школа,   лесник,   дождь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем состав слова.

Повторить части слова и их обозначения, развивать умение разбирать слово по составу....

Открытый урок по русскому языку по теме"Повторяем состав слова"

Этот урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" для 2 класса после изучения темы: "Состав слова"...

Повторяем состав слова и фонетику. 3 класс.

Русский язык. "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова"

В данном материале представлен конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова" (продолжение)

Данный конспект содержит материал по отработке алгоритма разбора слова по составу....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Повторяем состав слова"

Данная презентация является сопровождением урока русского языка №75 по программе "Начальная школа 21 века"...