Урок обучения грамоте "Гласные звуки"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
В данном учебном материале представлен конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные звуки"с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki.doc | 57 КБ |
glasnye_zvuki.pdf | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным
изучением отдельных предметов г.Ставрополя
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте.
Конспект урока обучения грамоте по теме :
«Гласные звуки» (УМК « Школа 2100»)
подготовила
учитель начальных классов
Васенина Наталья Анатольевна
г. Ставрополь
2012
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте
Конспект урока обучения грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100») в 1 классе по теме:
«Гласные звуки»
Задачи: Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
Познакомить с особенностями гласных звуков, с их характеристиками, а так же с приемами вычленения звуков из слова и определения их характера.
Цели: Формировать умение выделять гласные звуки в речи, умение слышать и слушать.
Научить выполнять частичный фонетический анализ слов.
Воспитывать культуру поведения при работе в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных гласных букв, плакат с проектом «Город букв»
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Оргмомент II.Актуализация знаний III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы IV. Выдвижение версий V. Актуализация имеющихся знаний VI.Составление плана решения учебной проблемы VII. Поиск решения проблемы - открытие нового знания VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Речевая разминка -Послушайте и скажите, кого вы услышали(звучит голос щегла). Правильно , это щебечет щегол. -А это что за птица? -А кто так кричит? -Молодцы! -Какие звуки издаёт пчела? Произнесите. -А что слышим, когда свистит чайник? -Изобразите, как едет машина? Какие звуки мы слышим? -Как называют все эти звуки? -А из каких звуков можно составить слоги, слова? (из речевых, т.е. те, которые произносит человек. Они складываются в слова , и мы понимаем смысл этих слов.) -Как вы думаете, а мы на уроках чтения будем изучать какие звуки, речевые или неречевые? 1.Побуждающий диалог - постановка проблемы На доске неоформленная схема-человечек
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Это звук. На кого он похож? -Такое обозначение схемы-человечка мы теперь будем встречать в Букваре. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока) 2.Проведение звуковой разминки - Отгадайте загадки, назовите первый звук в каждом слове и обозначьте его белым кружком. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его…(арбуз) На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (улитка) Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в банке – вкусные, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (огурцы) Никак не согласится Она лежать без толку, Кто знает мастерицу Усердную .. (иголку) К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество. Это…( электричество). Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Цветная …(радуга) - Назовите последний звук в слове-отгадке У них усы не для красы – Они показывают время И называются … (часы) -Сколько разных звуков получилось?(7) -Сколько кружков? (7) -Кто может назвать эти звуки?(а,о,у,э,и,ы,р) -Где мы нашли эти звуки? ( Мы услышали в словах) -А есть ли среди этих звуков лишний? Давайте называть каждый звук. Поднесите ладошки к подбородку. -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же эти звуки особенные и чем отличаются от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему Одни звуки мы произносим широко раскрывая рот, как будто поём песенку. Мы произносим их с голосом. А другие звуки мы пропеть не можем. В старину голос называли: глас. Поэтому эти звуки мы будем называть гласные. Их в русском языке 6: а,о, у, и, ы, э. Гласные звуки будем обозначать схемой-человечком с красными ботиночками. Замените белые кружочки, обозначавшие гласные звуки, на красные. Сколько их получилось? (6) Итак, мы узнали , как называются звуки? -Решили мы с вами первую задачу? Убирает один кружок
Работа с Букварём. Рассматриваем картинки на с.24 -Что изобразил художник? -Была ли у вас похожая ситуация? -Давайте озвучим картинку. -А девочки? Назовите первые звуки этих слов. Какие они, как называются? -Ребята, представляете: все гласные звуки живут в одном доме, на одном этаже. Понаблюдайте за ртом, как он открывается: широко, средне, узко. -Произнесите ещё раз звуки и закрасьте на схеме башмачки человечкам красным цветом, как на образце. Запомнили, как звучат гласные? -Справились ещё с одной задачей на уроке. Убирает один кружок Физкультминутка. Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, шуршиха и шуршонок- Папа, мама и листёнок Руководство групповой работой -Кто это на первой картинке? (Волк) -Запишем слово схемой. _______ -Послушайте, какие гласные звучат в этом слове. Сколько их? ( В слове один гласный звук о) - Где в слове этот гласный звук: в начале, в середине или в конце? Обозначим на схеме гласный звук красным кружком. -Прочитаем слово по схеме. -Почему так говорят: Волка ноги кормят? Так анализируются слова: рак, лук, лиса, книга,рыба, лимоны, машина, кубики -Что значит «Когда рак на горе свистнет» (никогда) -Произнесём скороговорку: В реке большая драка: Поссорились два рака. -Сколько гласных в словах первого, второго, третьего ряда? -Назовите все гласные звуки слова первого, второго, третьего ряда. -В каких словах всего три звука? -Четыре звука? -Составим из белых и красных кружков эти слова. Рак лук рыба -Итак, где же могут в словах быть гласные звуки? -Решили мы с вами третью задачу? Убирает один кружок
Игра «Угадай звук» Последний трюк в моей программе: Вот шесть артистов перед вами(схемы-человечки гласных звуков) Ни секунды не теряй, Звуки гласные раздай. Приглашаются в игру О, э, ы, а, и, у ! (Учитель шепчет на ухо одному ученику. Ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его. Дети догадываются, что это за звук.) -Почему гласные называются так ? Постановка целей на следующий урок. Только ли из гласных звуков состоят слова? Значит, впереди будет знакомство с другими звуками. Наш клоун просит Вас подарить ему шарики. Кому всё было понятно и интересно на уроке зелёные, а кому было трудно красные. - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Молодцы! Урок окончен.
| Приветствие учителя, самоорганизация Диалог с учителем -Щегол - Синица поёт - Это филин -Издают звуки пчелы, чайника, машины - Неречевые - Речевые - На человечка - Урок «открытия» новых знаний, так как схема новая на уроке -- Что это за звуки в русском языке, как называются, как звучат, где их можно услышать в словах? Проговаривание звуков
-А -У -О -И -Э -Р -Ы Выдвигают версии Озвучивание картинки, составление рассказа. -«Эх!Ух!» -«Ой!Ай!» -Гласные Работа с плакатом «Город букв» Составление звуковых схем слов - В середине - Волк - Рак, лук -Волк, рыба -В начале, в середине и в конце Угадывание гласных звуков по губам - Потому что состоят из голоса -Нет Рассказывают о своих затруднениях Показывают сигналы |
Список использованной литературы
- Бунеев Р,Н., Бунеева Е,В., Пронина О,В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.-Москва: Баласс, 2011г.
- Бунеев Р,Н., Бунеева Е,В., Пронина О,В. Методические рекомендации к учебнику «Букварь»
Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучение грамоте "Звуки гласные и согласные"
Сценарий открытого урока....
Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"
На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ
Конспект урока обучения грамоте в 1классе. Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ
Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...