Урок обучения грамоте "Гласные звуки"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

В данном учебном материале представлен конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные звуки"с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki.doc57 КБ
PDF icon glasnye_zvuki.pdf2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным

изучением отдельных предметов г.Ставрополя

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте.

 Конспект урока обучения грамоте по теме :

 «Гласные звуки» (УМК « Школа 2100»)

подготовила

учитель начальных классов

Васенина Наталья Анатольевна

г. Ставрополь

 2012


Технология проблемно-диалогического обучения  на уроках обучения грамоте

Конспект урока обучения грамоте  по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК  «Школа 2100») в 1 классе по теме:

«Гласные звуки»

Задачи: Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.

              Познакомить с особенностями гласных  звуков, с их характеристиками, а так же с приемами вычленения звуков                    из слова и определения их характера.

Цели:    Формировать умение выделять гласные звуки в речи, умение слышать и слушать.          

              Научить выполнять частичный фонетический анализ слов.

              Воспитывать культуру поведения при работе в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных гласных букв, плакат с проектом «Город букв»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент

II.Актуализация знаний

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

IV. Выдвижение версий

V. Актуализация имеющихся знаний

VI.Составление плана решения учебной проблемы

VII. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания

VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Речевая разминка

-Послушайте и скажите, кого вы услышали(звучит голос щегла). Правильно , это щебечет щегол.

-А это что за птица?

 -А кто так кричит?

-Молодцы!

-Какие звуки издаёт пчела? Произнесите.

-А что слышим, когда свистит чайник?

-Изобразите, как едет машина? Какие звуки мы слышим?

-Как называют все эти звуки?  

-А из каких звуков можно составить слоги, слова? (из речевых, т.е. те, которые произносит человек. Они складываются в слова , и мы понимаем смысл этих слов.)

-Как вы думаете, а мы на уроках чтения будем изучать какие звуки, речевые или неречевые?

1.Побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек

                                                   

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Это звук. На кого он похож?

 -Такое обозначение схемы-человечка мы теперь  будем встречать в Букваре. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

 - Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

 (Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

2.Проведение звуковой разминки

- Отгадайте  загадки, назовите первый звук в каждом слове и обозначьте его белым кружком.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его…(арбуз)

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. (улитка)

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в банке – вкусные, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы)

Никак не согласится

Она лежать без толку,

Кто знает мастерицу

Усердную .. (иголку)

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество.

Это…( электричество).

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.
Ребятишек радует

Цветная …(радуга)

- Назовите последний звук в слове-отгадке

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … (часы)

-Сколько разных звуков получилось?(7)

-Сколько кружков? (7)

-Кто может назвать эти звуки?(а,о,у,э,и,ы,р)

-Где мы нашли эти звуки? ( Мы услышали в словах)

-А есть ли среди этих звуков лишний? Давайте называть каждый звук. Поднесите ладошки к подбородку.

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же эти звуки особенные и чем отличаются от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему

 Одни звуки мы произносим широко раскрывая рот, как будто поём песенку. Мы произносим их с голосом. А другие звуки мы пропеть не можем. В старину голос называли: глас. Поэтому эти звуки мы будем называть гласные. Их в русском языке 6: а,о, у, и, ы, э.

Гласные звуки будем обозначать схемой-человечком с красными ботиночками. Замените белые кружочки, обозначавшие гласные звуки, на красные. Сколько их получилось? (6) Итак, мы узнали , как называются звуки?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок

 

Работа с Букварём.

Рассматриваем картинки на с.24

-Что изобразил художник?

-Была ли у вас похожая ситуация?

-Давайте озвучим картинку.

-А девочки?

Назовите первые звуки этих слов. Какие они, как называются?

-Ребята, представляете: все гласные звуки живут в одном доме, на одном этаже. Понаблюдайте за ртом, как он открывается: широко, средне, узко.

-Произнесите ещё раз звуки и закрасьте на схеме башмачки человечкам красным цветом, как на образце. Запомнили, как звучат гласные?

-Справились ещё с одной задачей на уроке.

Убирает один кружок

Физкультминутка.

Под ногами листопад,

Листья  желтые лежат,

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и листёнок

Руководство групповой работой

-Кто это на первой картинке? (Волк)

-Запишем слово схемой. _______

-Послушайте, какие гласные звучат в этом слове. Сколько их? ( В слове один гласный звук о)

- Где в слове этот гласный звук: в начале, в середине или в конце? Обозначим на схеме гласный звук красным кружком.

-Прочитаем слово по схеме.

-Почему так говорят: Волка ноги кормят?

Так анализируются слова: рак, лук, лиса, книга,рыба, лимоны, машина, кубики

-Что значит «Когда рак на горе свистнет» (никогда)

-Произнесём скороговорку:

В реке большая драка:

Поссорились два рака.

-Сколько гласных в словах первого, второго, третьего ряда?

-Назовите все гласные звуки слова первого, второго, третьего ряда.

-В каких словах всего три звука?

-Четыре звука?

-Составим из белых и красных кружков эти слова.

Рак          лук         рыба

-Итак, где же могут в словах быть гласные звуки?

-Решили мы с вами третью задачу?

Убирает один кружок

 

Игра «Угадай звук»

Последний трюк в моей программе:

Вот шесть артистов перед вами(схемы-человечки гласных звуков)

Ни секунды не теряй,

Звуки гласные раздай.

Приглашаются в игру

О, э, ы, а, и, у !

(Учитель шепчет на ухо одному ученику.  Ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его.  Дети догадываются, что это за звук.)

-Почему гласные называются так ?

Постановка целей на следующий урок.

Только ли из гласных звуков состоят слова?

Значит, впереди будет знакомство с другими звуками.

Наш клоун просит Вас подарить ему шарики. Кому всё было понятно и интересно на уроке зелёные, а кому было трудно красные.

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Молодцы! Урок окончен.

                                           

Приветствие учителя, самоорганизация

Диалог с учителем

-Щегол

- Синица поёт

- Это филин

-Издают звуки пчелы, чайника, машины

- Неречевые

- Речевые

- На  человечка

- Урок «открытия» новых знаний, так как схема новая на уроке

-- Что это за звуки в русском языке,  как называются, как звучат, где их можно услышать в словах?

Проговаривание звуков

 

Выдвигают версии

Озвучивание картинки, составление рассказа.

-«Эх!Ух!»

-«Ой!Ай!»

-Гласные

Работа с плакатом   «Город букв»  

Составление звуковых схем слов

- В середине

- Волк

- Рак, лук

-Волк, рыба

-В начале, в середине и в конце

Угадывание гласных звуков по губам

- Потому что состоят из голоса

-Нет

Рассказывают о своих затруднениях

Показывают сигналы

Список использованной литературы

  1. Бунеев Р,Н., Бунеева  Е,В., Пронина О,В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.-Москва: Баласс, 2011г.
  2. Бунеев Р,Н., Бунеева  Е,В., Пронина О,В. Методические рекомендации к учебнику «Букварь»

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school2100.ru/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...