Тема урока: «Заглавная буква Ф.
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя
Тема урока: «Заглавная буква Ф.
Повторение написания заглавной буквы Ф
в словах и предложениях».
Участницы II (городского) этапа
Всероссийского конкурса
« Учитель года – 2011»
в номинации « Лучший учитель»
учителя начальных классов
Тарасенко Евгении Васильевны
Заглавная буква Ф.
Повторение написания буквы ф в словах и предложениях.
Цели урока:
закрепить знания детей о новой букве русского алфавита и звуками, которые эта буква обозначает;
учить писать заглавную букву Ф;
продолжать учить писать строчную букву ф, слоги и слова с буквами ф и Ф;
учить детей находить заглавную букву Ф в словах и объяснять её написание;
закреплять умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
Задачи урока:
развивать мелкую мускулатуру пальчиков;
способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
поддерживать стремление детей находить рифмы и строить стихотворные формы ответов;
помогать увидеть прекрасное в произведениях русских художников и поэтов;
воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к занятиям чтением и письмом.
Оборудование:
«Моя любимая азбука» авторов Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, прописи, набор картинок с изображением букв и предметов, заготовки для индивидуальной творческой работы, эмблемы - настроение.
Ход рока:
1. Оргмомент.
2. Введение в тему урока.
3. Фонетическая разминка.
4. Работа в прописи.
5. Физкультминутка.
6. Развитие речи.
7. Чтение слогов и слов.
8. Словарная работа.
9. Закрепление нового материала.
10. Итог урока.
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока.
Сравнение написания заглавной буквы Ф с печатной и письменной.
Игра « Угадай букву»: на доску с помощью воды наклеиваются элементы букв русского и латинского алфавита.
Дети по видимым элементам достраивают или перестраивают их, угадывают буквы В или Ф.
Работа в Букваре:
- Сравните в «Букваре» печатную и прописную буквы ф. В чём сходство и различие их написания?
( У письменной есть палочка с закруглением внизу, буква пишется с правым наклоном.)
- Найдите кубик с печатной буквой ф и наложите штриховку на букву.Ф
Работа в Прописи:
на странице 29, написание письменной строчной буквы ф.
Показ учителя на доске:
- Обведите по написанному в прописи, показывая наклон буквы. Самостоятельно запишите на одну букву больше, чем обвели. Подчеркните « мисс букву».
- А как на письме обозначить имена людей, названия городов, чтобы отличать их от других слов?
( Их пишут с заглавной буквы.)
Работа детей в прописи:
– Обведите палочку с закруглением внизу для заглавной буквы Ф.
– Обведите заглавную букву Ф, она пишется с одним отрывом.
Работа в Букваре:
- Прочитайте слова первого столбика. С какой буквы они написаны? Почему?
- Мальчик Федя вырос, и выросло его имя. Прочитайте, как теперь его зовут?
Федя – Фёдор
- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека?
Фролов.
- Прочитайте, от какого имени произошла эта фамилия?
Фрол.
Работа в Прописи:
Чтение и запись сочетаний.
- Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков. Закончите устно предложения.
Федя, Фёдор – имена людей.
Феодосия - название города.
Фудзияма – вулкан в Японии.
- Запишите эти слова, подчеркните заглавную букву. Прочитайте слова, записанные в строчку.
Работа в Букваре:
Чтение имён, фамилий, географических названий и предложений, разъясняющих их с буквой Ф.
Выборочное чтение с различными заданиями.
- Прочитайте первое предложение, голосом поставьте точку в конце предложения.
Портреты А. Фета и Ф. Тютчева.
- Прочитайте второе предложение. Какие знаки препинания заметили?
( Тире – требует повышения голоса и перемены интонации,
запятая – чуть заметное повышение голоса.)
Фрагмент « Бородинской панорамы».
- Прочитайте третье предложение с соответствующей интонацией.
Иллюстрации пейзажей Крыма, Чёрного моря.
- Прочитайте четвёртое предложение , обращая внимание на знаки препинания.
Иллюстрации города Флоренции в Италии.
- Прочитайте предложения о Франции. Сколько их?
- Представьте, что вы с другом разговариваете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».
Физкультминутка.
С проговариванием и движениями.
Тюша – плюша толстячок
Шёл зимой на родничок:
Пых – пых, пых – пых
Нёс он два ведра пустых.
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком.
Едет Тюша с горки,
А за ним ведёрки.
Игра на внимание « Песенка ладошками».
Работа в Прописи:
Запись предложений под диктовку учителя:
Тётя Оля и тётя Фая идут на фабрику.
Они вяжут там пушистые шарфы и кофты.
Коллективная проверка.
Игра на внимание « Где фауна, а где флора?».
Детям раздаются картинки с изображениями
растений и животных. Под музыку они двигаются, а с остановкой музыки – становятся в «свой» хоровод – флора и фауна.
Запись в тетрадях с доски:
Фауна – животный мир: звери, рыбы, насекомые.
Флора – растительный мир: цветы, ягоды, деревья.
Работа в Букваре:
- Ребята, а кто из вас знает стихи? А чем стихи отличаются от обычной речи?
- Когда у человека возникает такая потребность – говорить стихами?
Портрет Афанасия Фета.
- А что вы узнали об этом писателе?
Учитель рассказывает о жизни и творчестве поэта.
Работа со стихотворением А.Фета.
Работа с иллюстрацией.
- У какого времени года такие краски?
- Эти стихи о русской природе зимой. Подтвердите своё мнение.
Самостоятельное чтение стихотворения и выводы детей.
- Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А. Фета?
(Спокойную , мечтательную).
- Автор словами, как художник кистью и красками рисует картину русской природы:
Равнина – белая, небеса – светлые, снег – блестящий. В чём секрет этого стихотворения?
(Выразительное чтение стихотворения хорошо читающими детьми и учителем).
- Наверное, поэт был очень взволнован увиденной красотой. Он захотел поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного со всеми людьми. Чувства переполняли его душу. В тот момент настроение поэта выражается в стихах
- Кто может подарить классу своё чтение? Дети выразительно читают стихотворение А.Фета.
Игра – шутка «Тёзки».
- Дима, передай, пожалуйста, мне книгу.
- Дима, повернись, пожалуйста, к Свете.
- Дима, начинай читать стихотворение.
( В классе смех – сразу несколько мальчиков выполняют просьбы учителя).
- Ребята, почему произошла путаница?
(Потому что ребята – тёзки).
- А что же тогда делать, как различать ребят?
- Правильно, надо различать их по фамилиям. А что такое фамилия?
Чтение текста «Русские фамилии».
Вопросы после чтения:
- Что такое фамилия?
- Что вы знаете о своих фамилиях?
- А как ещё обращаются к взрослому, уважаемому человеку?
- кто может предположить, как образуется отчество человека?
- Давайте предположим, что вы повзрослели, работаете на солидной работе. Как к вам теперь можно обратиться?
Игра – диалог « Разрешите обратиться?»
(Ребята в парах придумывают и разыгрывают разговор взрослых людей, обращаясь друг к другу по имени и отчеству).
- А бывают в жизни такие ситуации, когда взрослые обращаются друг к другу – Петя, Ваня, Ира? Когда это допустимо?
Подведение итогов.
- Чему научились на уроке?
- Что новое для себя узнали?
- Что особенно понравилось на уроке?
- О чём расскажете дома по теме сегодняшнего урока?
- С каким настроением закончили урок?
Домашнее задание:
выучить стихотворение А.Фета наизусть,
составить рассказ о своём любимом времени года,
попробовать сочинить стихи о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык (1 класс) Н. А. Чуракова ,УМК «ПНШ» Казанцева Татьяна Геннадьевна Тема урока. Заглавная буква в именах собственных.
Планируемые результаты деятельности: Личностные У УД :- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой ча...
Тема урока:Заглавная буква в словах (с презентацией)
Создание условий для закрепления навыков правописания заглавной буквы в словах. Способствовать повышению эффективности изучения русского языка. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кноп...
Тема урока: Заглавная буква Ф.
Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока:1. Научить писать прописную (заглавную) букву Ф.2. Упражнять в составлении предложен...
1 класс. Школа России. Обучение грамоте. Тема урока "Заглавная буква Б".
Конспект урока и презентация...
Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.
познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...
Урок русского языка в 1 классе Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.
Урок для первоклассников....