Тема урока: «Заглавная буква Ф.
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему

Тарасенко Евгения Васильевна

Русский язык - урок обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglavnaya_bukva_f..doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

                                       

Тема урока: «Заглавная буква Ф.

Повторение написания заглавной буквы Ф

в словах и предложениях».

                                                 Участницы II (городского) этапа

                             Всероссийского конкурса

                       « Учитель года – 2011»

                                          в номинации « Лучший учитель»

                                  учителя начальных классов

                                         Тарасенко Евгении Васильевны                                      

Заглавная буква Ф.

Повторение написания  буквы ф в словах и предложениях.

Цели урока:

закрепить знания детей о новой букве русского алфавита и звуками, которые эта буква обозначает;

учить писать заглавную букву Ф;

продолжать учить писать строчную букву ф, слоги и слова с буквами ф и Ф;

учить детей находить  заглавную букву Ф в словах и объяснять её написание;

закреплять умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Задачи урока:

развивать мелкую мускулатуру пальчиков;

способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;

поддерживать стремление детей находить рифмы и строить стихотворные формы ответов;

помогать увидеть прекрасное в произведениях русских художников и поэтов;

воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к занятиям чтением и письмом.

Оборудование:

«Моя любимая азбука» авторов Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, прописи, набор картинок с изображением букв и предметов, заготовки для индивидуальной творческой работы, эмблемы - настроение.

Ход рока:

1. Оргмомент.

2.  Введение в тему урока.

3.  Фонетическая разминка.

4.  Работа в прописи.

5.  Физкультминутка.

6.  Развитие речи.

7.  Чтение слогов и слов.

8.  Словарная работа.

9.  Закрепление нового материала.

10. Итог урока.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

Сравнение написания заглавной буквы Ф с печатной и письменной.

Игра « Угадай букву»: на доску с помощью воды наклеиваются элементы букв русского и латинского алфавита.

Дети по видимым элементам  достраивают или перестраивают их, угадывают буквы  В или Ф.

 Работа в Букваре:

- Сравните в «Букваре» печатную и прописную буквы  ф. В чём сходство и различие их написания?

( У письменной есть палочка с закруглением внизу,  буква пишется с правым наклоном.)

- Найдите кубик с печатной буквой ф и наложите штриховку на букву.Ф

Работа в Прописи:

на странице 29, написание письменной строчной буквы ф.

Показ учителя на доске:

- Обведите по написанному в прописи, показывая наклон буквы. Самостоятельно запишите на одну букву больше, чем обвели. Подчеркните  « мисс букву».

- А как на письме обозначить имена людей, названия городов, чтобы отличать их от других слов?

( Их пишут с заглавной буквы.)

Работа  детей в прописи:

– Обведите палочку с закруглением внизу для заглавной буквы Ф.

– Обведите заглавную букву Ф, она пишется с одним отрывом.

 Работа в Букваре:

- Прочитайте слова первого столбика. С какой буквы они написаны? Почему?

- Мальчик Федя вырос, и выросло его имя. Прочитайте, как теперь его зовут?

Федя – Фёдор

- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека?

Фролов.

- Прочитайте, от какого имени произошла эта фамилия?

Фрол.

Работа в Прописи:

Чтение и запись сочетаний.

- Прочитайте имена девочек.  Прочитайте имена мальчиков. Закончите устно предложения.

Федя, Фёдор – имена людей.

Феодосия  - название города.

Фудзияма – вулкан в Японии.

- Запишите эти слова, подчеркните заглавную букву. Прочитайте слова, записанные в строчку.

Работа в Букваре:

Чтение имён, фамилий,  географических названий и предложений, разъясняющих их с буквой Ф.

Выборочное чтение с различными заданиями.

- Прочитайте первое предложение, голосом  поставьте точку в конце  предложения.

Портреты А. Фета и Ф. Тютчева.

- Прочитайте второе предложение. Какие знаки препинания заметили?

( Тире – требует повышения голоса и перемены интонации,

запятая – чуть заметное повышение голоса.)

Фрагмент « Бородинской панорамы».

- Прочитайте третье предложение с соответствующей интонацией.

Иллюстрации пейзажей Крыма, Чёрного моря.

- Прочитайте четвёртое предложение , обращая внимание на знаки препинания.

Иллюстрации города Флоренции в Италии.

- Прочитайте предложения о Франции. Сколько их?

- Представьте, что вы с другом разговариваете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».

Физкультминутка.

С проговариванием и движениями.

Тюша – плюша толстячок

Шёл зимой на родничок:

Пых – пых, пых – пых

Нёс он два ведра пустых.

Сел на варежку верхом

И поехал с ветерком.

Едет Тюша с горки,

А за ним ведёрки.

Игра на внимание « Песенка ладошками».

Работа в Прописи:

Запись предложений под диктовку учителя:

Тётя Оля и тётя Фая идут на фабрику.

 Они вяжут там пушистые шарфы и кофты.

Коллективная проверка.

Игра на внимание « Где фауна, а где флора?». 

Детям раздаются картинки с изображениями

растений и животных. Под музыку они двигаются, а с остановкой музыки – становятся в «свой» хоровод – флора и фауна.

Запись в тетрадях с доски:

Фауна – животный мир: звери, рыбы, насекомые.

Флора – растительный мир: цветы, ягоды, деревья.

Работа в Букваре:

- Ребята, а кто из вас знает стихи?  А чем стихи отличаются от обычной речи?

- Когда у человека возникает такая потребность – говорить стихами?

Портрет Афанасия Фета.

- А что вы узнали об этом писателе?

Учитель рассказывает о жизни и творчестве поэта.

Работа со стихотворением А.Фета.

Работа с иллюстрацией.

- У какого времени года такие краски?

- Эти стихи о русской природе зимой. Подтвердите своё мнение.

Самостоятельное чтение стихотворения и выводы детей.

- Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А. Фета?

(Спокойную , мечтательную).

- Автор словами, как художник кистью и красками рисует картину русской природы:

Равнина – белая, небеса – светлые, снег – блестящий. В чём секрет этого стихотворения?

(Выразительное чтение стихотворения хорошо читающими детьми и учителем).

 - Наверное, поэт был очень взволнован увиденной красотой. Он захотел поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного со всеми людьми. Чувства переполняли его душу. В тот момент настроение поэта выражается в стихах

- Кто может подарить классу своё чтение? Дети выразительно читают стихотворение А.Фета.

Игра – шутка «Тёзки».

- Дима, передай, пожалуйста, мне книгу.

- Дима, повернись, пожалуйста, к Свете.

- Дима, начинай читать стихотворение.

( В классе смех – сразу несколько мальчиков выполняют просьбы учителя).

- Ребята, почему произошла путаница?

(Потому что ребята – тёзки).

- А что же тогда делать, как различать ребят?

- Правильно, надо различать их по фамилиям. А что такое фамилия?

Чтение текста «Русские фамилии».

Вопросы после чтения:

- Что такое фамилия?

- Что вы знаете о своих фамилиях?

- А как  ещё обращаются к взрослому, уважаемому человеку?

- кто может предположить, как образуется отчество человека?

- Давайте предположим, что вы повзрослели, работаете на солидной работе. Как к вам теперь можно обратиться?

Игра – диалог « Разрешите обратиться?»

(Ребята в парах придумывают и разыгрывают разговор взрослых людей, обращаясь друг к другу по имени и отчеству).

- А бывают в жизни такие ситуации, когда взрослые обращаются друг к другу – Петя, Ваня, Ира? Когда это допустимо?

                                                 

Подведение итогов.

- Чему научились на уроке?

- Что новое для себя узнали?

- Что особенно понравилось на уроке?

- О чём расскажете дома по теме сегодняшнего урока?

- С каким настроением закончили урок?

 Домашнее задание:

выучить стихотворение А.Фета наизусть,

составить рассказ о своём любимом времени года,

попробовать сочинить стихи о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (1 класс) Н. А. Чуракова ,УМК «ПНШ» Казанцева Татьяна Геннадьевна Тема урока. Заглавная буква в именах собственных.

Планируемые   результаты  деятельности:     Личностные   У УД :- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой ча...

Тема урока:Заглавная буква в словах (с презентацией)

Создание условий для закрепления навыков правописания заглавной буквы в словах. Способствовать повышению эффективности изучения русского языка. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кноп...

Тема урока: Заглавная буква Ф.

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока:1.       Научить писать прописную (заглавную) букву Ф.2.      Упражнять в составлении  предложен...

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...