Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Правописание звонких и глухих парных согласных"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Орехова Тамара Сергеевна
Открытый урок русского языка по УМК "Планета знаний". Разработан в соответствиями с требованиями ФГОС.  К данной разработке имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.52 МБ
Microsoft Office document icon pravopisanie_parnyh_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

17 а преля Кла сс ная р а бота

Слайд 4

[лук] [лук] луг лук

Слайд 5

Чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная после согласной стояла гласная

Слайд 7

Правописание парных согласных на конце слова

Слайд 8

Б Г Ж В Д З П К Ш С Ф Т

Слайд 9

Правописание парных согласных на конце слова

Слайд 11

Фрак



Предварительный просмотр:

             Правописание парных звонких и глухих согласных   

                                                                       Конспект  урока

1. Орг.момент

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

 – Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2. Психологическая минутка

– Вы любите преодолевать трудности?

 – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

 – Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

3. Чистописание с элементами повторения.

– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Открываем тетради ( Т. с.40 - доска)

    Дети открывают тетради, записывают число и слова « Классная работа».

 Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

 Я, друзья, от вас не скрою

 Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

- Запишите недостающие элементы букв. Подчеркните буквы согласных звуков.

Сравните заглавные буквы Н и Ю. Какие элементы схожи? В чем их отличие? Запишите буквы, чередуя их, до конца строки. Пишите ровно, красиво. Не забывайте о наклоне.

- Прочтите слова. Определите количество слогов в 1 слове. Можно ли его перенести? Запишите это слово, разделив его для переноса. Сколько слогов во 2 слове? Можно ли его перенести? Запишите.

4. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Загадка 1(слайд1):

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

                Прикрепляется картинка

Загадка 2 (слайд 2):              

Пришла весна, зазеленела трава. Вышли вдруг коровы на …… (луг) Прикрепляется картинка.

– Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [к],второго– [к].

 – А какая буква пишется? – /к/г/ А что произойдет, если слово записать неверно? (изменится смысл)

Сделаем вывод: эти слова одинаковые по….. произношению, но различны по …… написанию.

 – Почему? (Cлабая позиция согласного звука, происходит оглушение)

 – Каким правилом вы воспользуетесь?

– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Назовите тему нашего урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных» (Слайд 3)

– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.

          -Вот какую проблему нам предстоит решить:

 В нашем русском языке ходят парами бэ-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс.

(слайд 4)

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую- эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!

Предстоит сегодня вам всё расставить по местам.

- Возвращаемся на странички тетради. Задание №1. Допишите пары букв.

                 

 -Чем похожи все эти буквы - «хитрые подружки» (они согласные)

 -На какие группы можно их разить?(звонкие и глухие)

 -Как произносим звонкие звуки?(с голосом)

 -А глухие? (произносим без голоса)

//////- Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).

- Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.

Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда убрали голос? (остается шум).

- Какой звук состоит только из шума?

Глухой согласный.

Какой согласный состоит из голоса и шума?

Звонкий согласный./////

 -А можно ошибиться в написании букв парных согласных? (можем) Когда можно допустить ошибку? ( в слабой позиции - обьяснить)

 - А как проверить парную согласную на конце слова?

Проверим записанные нами отгадки? (слайд5)

5. Физминутка. «Ладошка» +музыка (слайд6)

6.Работа над темой урока.

Откройте У. на с.40, упр.№4.

А теперь игра «Наоборот», с.41, упр.№8. Перед вами слова. Замените все буквы звонких парных согласных на буквы, обозначающие глухие согласные.

Например, год – кот…… зуб – суп, дог – ток, враг – фрак.

Кто знает, что такое фрак? (праздничный, концертный мужской пиджак с удлиненной спинкой, в виде хвоста ласточки)

6.1.Словарная работа.

- А мы продолжаем весело и с пользой работать по теме нашего урока.

Задание №7. Решить ребусы. ( стог – стоги, мороз – морозы, пирог - пироги)

- Меня заинтересовало слово ребуса 2. Почему? (там есть проверочное слово и проверяемое; новое словарное слово)

- Откройте словарики. Запишите новое слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Эту гласную надо запомнить. Дома вы можете нарисовать рисунок к слову «мороз», или приклеить иллюстрацию.

– Как вы думаете, есть ли в этом слове еще орфограмма? (да, парн. согл. на конце.) Её нужно запомнить или можно проверить?(проверить.) Как?

7. Самостоятельная работа

– Пришло время проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу. (карточки собрать)

       

                  Тест.

- обведи парные согласные:

 Б, р, с, х, д

- обведи слова с парной согласной на конце:

 Кот, дом, рак, луг, нос:

- вставь букву:

 Ду.., зу.., моро.., арбу.., канна.., су..

8. Итог урока

– Итак, подведем итог нашей работе на уроке.

 – С каким явлением русского языка связана опасность при написании парных согласных на конце слова? (оглушение)

 – Как проверить согласную на конце слова?

 – Какое новое словарное слово вы запомнили?

9. Рефлексия

– Чему вы научились на уроке? С какими трудностями столкнулись?

 – Какое настроение у вас в конце урока?

 – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

- А теперь изобразите собой шкалу успеха.

                                                            Покажите, на сколько  вы:

                  1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, уютно;

                               

                              Покажите, на сколько  вы:

                  2)Разобрались с темой урока;

     

                               Покажите, на сколько  вы:

                  3)Сможете применять свои знания

(сидят за партами - слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Урок русского языка 4 класс ПНШ Орфограммы в корне. Парные согласные

закрепление изученного в 1-4 классах. февраль 2014...

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" "Правописание парных согласных".

Урок изучения нового материала; включает в себя технологическую карту и презентацию....