Безударные гласные в корне слова
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Ярулина Надежда Владимировна

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Цели:

- формировать навык подбирать проверочные слова;

- развивать умение распространять предложения, составлять текст, озаглавливать его.

Ход урока:

1) Организационный момент

2) Орфографическая работа

1.  - Составьте слово из слогов: мо, вье, зи.

(Зимовье)

- Выделим орфограммы.

- Что обозначает это слово?

 (Это место, где люди или животные могут перезимовать).

2. - Прочитайте слова с доски:

Густой, снеговик, звучит, гололёд, родная, выход, енот.

- Назовите имена существительные.

(Снеговик, гололёд, выход, енот)

- Соедините первые слоги существительных по порядку. Назовите слово.

(Снеговые)

- Выделим орфограммы.

- Про что так можно сказать?

3.На доске схема:

     

                           ик  

- Слово состоит из трёх частей – первая и вторая части такие же, как в предыдущем слове.  Узнайте слово.

(Снеговик)

4. - Прочитайте слова с доски:

Родной, салют, небо, ручной, ель, жажда, цветной, ива, народ, сосновый, каток, артист.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?

(Родной, ручной, цветной, сосновый).

- Из оставшихся слов по порядку возьмите первую букву и у вас получится слово.

(Снежинка)

- Выделим орфограммы.

- Прочитайте записанные слова. Что их объединяет?

(Орфограмма – безударная гласная в корне. Тема – зима).

3) Работа по теме урока

1. Введение темы

- Сегодня на уроке будем работать над безударными гласными в корне.

- Какое правило проверки вы знаете?

- Прочитайте ещё раз записанные слова. Какое слово можно назвать лишним?

(Снеговые, т.к. это  имя прилагательное.

Зимовье, т.к. остальные слова – однокоренные).

- Составьте с одним из слов распространённое предложение. Подчеркните главные члены. Укажите связь слов в предложении стрелками.

2.Работа в паре (на карточке)

Карточка 1.

- Выбери безударную гласную корня и обведи её кружком.

слова

ответы

сн...гирь

е   и

в...ршина

и   е

др...жать

о   а

ск...вал

а   о

ск...льзить

о   а

хол...д

о   а

д...ревья

и   е

Проверка: один ученик из пары называет слово, безударную гласную и проверочное слово.

- Что означает слово сковал?

(Учитель зачитывает значение слова из «Толкового словаря»).

1) Соединить, скрепить ковкой (Сковать два куска железа).

2) Сделать твёрдым, неподвижным (переносное значение). Льды сковали реки.

- У вас на партах лежат школьные толковые словарики. Найдите толкование слова снегирь.

3. Списывание с доски с предварительной подготовкой

М...роз тр...щит. З...ма м...тёт.

Сн...гирь, как маков цвет, цв...тёт,

П...ёт и в...с...лится.  М...роза не б...ится.

- С чем автор сравнивает снегиря?

 (С цветком мака)

- Почему?

- Объясните слова с пропущенными буквами.

- Спишите самостоятельно, подчеркните безударные гласные.

Взаимопроверка выполненных работ.

Физминутка (на мышечное расслабление)

4. Самостоятельная работа на карточке по трём уровням сложности

1 уровень. Карточка 2.

Прочитай группы родственных слов, поставь ударение. В каждой группе подчеркни проверочные слова.

Лесной, лесовик, лес, лесник, лесок, перелесок.

Зима, зимушка, зимний, зимовье, зимовать, перезимовать.

Ночник, ночной, ночь, ночлег.

2 уровень. Карточка 2.

Вставь пропущенные буквы. Выдели корень. Подчеркни лишнее слово.

Л...сник, в...рхушка, н...зина, сн...гирь.

Х...дил, д...рил, л...вил, г...стил.

В...сёлый, л...сной, пр...мой, см...шной.

3 уровень. Карточка 2.

Вставь пропущенные буквы. Соедини слова левого и правого столбиков, чтобы получились словосочетания.

р...дные                т...шина

н...чная                м...ста

м...рской                к...ньки

ст...льные                бер...г

м...розные                гор...да

д...лёкие                д...ньки

4) Творческая работа

- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас слова первый, последний?

- С какими воспоминаниями в жизни ассоциируется слово первый?

- Каким вы видели первый снег?

- Какие чувства он у вас вызывает?

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский:

«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй».

- Каково отношение самого писателя к первому снегу?

 (Восхищение, радость)

- Вот такую картину увидел А.А. Пластов (показ картины «Первый снег»)

- Художник изобразил начало зимы.

- А какое время суток он показал?

(Утро. Снег выпал ночью. Дети второпях выбежали на крыльцо).

Детей очень заинтересовал первый снег, они рады, для них – это праздник.

- Почему их удивляет первый снег?

(Он мягкий, тёплый, добрый, долгожданный. Тихо падает с неба крупными хлопьями).

- Снегу обрадовались: и большая старая берёза с раскидистыми ветвями, и ворона, которая хочет его попробовать.

- Снег покрывает крыши домов, землю, деревья.

- Кажется, что природа радуется первому снегу вместе с человеком.

- У вас на столах карточки, на которых записаны нераспространённые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого.

- Распространите предложения второстепенными членами и запишите в тетрадь текст.

Карточка 3.

Выпал снег.

Он покрыл.

Хлопья падают.

Дети рады.

Они ловят.

Как жаль, что первый снег недолговечен.

- Прочитайте предложения.

- Объясните последнее предложение.

- Отступите строку для заголовка. Запишите новый текст.

- Прочитайте свои мини - зарисовки.

- Назовите главную мысль текста.

- Озаглавьте.

- А эту работу написал ваш ровесник.

                        Первый снег.

        Ночью выпал первый снег. Он покрыл крыши домов, деревья, дорогу. Пушистые хлопья снега медленно падают на землю. Дети очень рады. Они ловят снежинки.

        Как жаль, что первый снег недолговечен.

5) Итог урока

- Самое интересное упражнение на уроке для вас...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...