Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"
методическая разработка (русский язык) по теме
Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 185.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление.
Современная школа видит одну из главных задач - развитие речи и
мышления учащихся. Одним из показагелей умственного и речевого разви-
тия школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова
человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так
как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём.
Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет
собой частицу знания, частицу обобщённого опыта, которая хранится в памя-
ти И используется человеком в процессе мышления и речи» (Львов М.Р.), чем богаче активный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчёркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для его дальнейшего обучения. К.Д.УшинскиЙ писал: «Дитя, которое не привыкло вникать 13 CMbICJI (л 0на, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не погучило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи,
всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого
другого предмета». Обогащению словарного запаса, а следовательно, и рече-
вому развитию может способствовать такая организация учебной деятJIЬНОсти, которая будет направлена на
1. восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов
и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и си но-
нимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
2. развитие умения объяснить значения слов и особенности их
употребления в речи;
3. формирование умения пользоваться словом в речи при построе-
нии собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое
значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой
дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написания-
ми, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе, а в каждом из последующих классах количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоения написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые
связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Методические
исследования и практика школьной работы показывают, что навык написа-
ния этих слов, с одной стороны во многом зависит от словарных возможно-
стей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведе-
ние словарно-орфографических упражнений, должно способствовать активи-
зации словаря младших школьников.
Работа над каждым словом из словаря непосредственно связана с изу-
чаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда
может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыс-
лить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосо-
четание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведе-
ния таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотво-
рения, связные тексты - отрывки из художественных произведений.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов
с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная
работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия,
обеспечивающие эффективность работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти; -обучающий характер учебной деятельности;
-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на
механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Теоретическая часть.
1. Методика подачи словарного слова на уроке.
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и
звуковым анализу предшествовала показу написания этого слова на карточке
или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе одно-
коренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблю-
дения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с
целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с
изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в
дальнейшем включить его в упражнения.
Возможен такой вариант выбора последовательности работы учителя и
учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с
изображением предмета (например, берёзы, смородины, города и др.). учени-
ки называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно из-
брать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из за-
гадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово
может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого
детьми на слух.
2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место
ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все
звуки.
3. На наборном полотне ставится карточка с написанным на ней
словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в
произношении и написании.
4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую бук-
ву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву?
Можно ли проверить написание буквы путём проверочного слова? Убедив-
шись, что проверить нельзя, надо обратиться к авторитетному источнику
(учитель, словарь, текст и т.д.) Далее школьники записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову
однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лек-
сическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны
однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написани-
ем в них корня и запись их в тетрадь.
6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё
предложение.
2. Продолжение работы на внеклассных занятиях.
Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных
занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их
многообразны. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как
«Слова-пришельцы», «Слова - названия растений леса и огорода» и др. На
таких занятиях можно показать детям не только сочетательные свойств изу-
чаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимо-
логией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых
языковых умений, поэтому этимологический материал используется выбо-
рочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Вот пример
этимологической справки. Лопата. В старину существовало слово лоп, обо-
значающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие
слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух - большой лист. Лопата, лопасть
имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает
«имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как
бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопо-
ухой. (По Л.Успенскому).
Материалы классной и внеклассной работы с трудными словами учи-
тель и учащиеся могут представить на стенде «В мире слов». Такой стенд
включает следующие рубрики:
1. Значение слова. Здесь даётся толкование слова или картинка,
иллюстрирующая его значение.
2. Однокоренные слова. Присматривайся к слову! В этой рубрике даются наиболее.
3. употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом.
4. Произноси слова правильно.
5. Конверты-кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок,
стихотворений, в содержании которых функционирует изучаемое слово.
Под стендом располагаются школьные словари русского языка.
Практическая часть.
Виды работ со словами с непроверяемыми орфограммами.
Младшие школьники должны запомнить много слов с непроверяемыми
орфограммами. Это очень сложно для ребёнка. Поэтому в работе по усвое-
нию слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает
разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильно-
го написания.
Словарные слова широко используются для грамматического разбора
( фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом.
При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые
изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались раньше. Такая
система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмот-
ренных программой начального обучения.
1. Запись слов по алфавиту.
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Зна-
ние детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использо-
вать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. На доске дают-
ся слова: диван, песок, альбом, вагон, пальто и т.д. Учитель даёт задание -
списать слова в алфавитном порядке.
По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети за-
писывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только пер-
вой, но и последующих букв. Затем задания становятся ещё более сложными. На доске или плакате учитель даёт слова, а от учащихся требуется записать
их в несколько столбиков и внутри каждого строго по алфавиту.
2. Под каждой буквой столбик слов.
Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлага-
ет учащимся под каждой буквой написать 3 - 4 словарных слова, начинаю-
щихся с этих букв. Получается такая запись:
к
капуста
картина
м
машина
малина
с
собака
сорока
3. Ответы на вопросы.
Такое задание выполняется по-разному:
а) 3 -4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают пол-
ные ответы в свои тетради;
Ь)
с)
учитель диктует вопросы, а дети пишут полные ответы;
учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова)
. Дописывание орфографических таблиц.
Этот приём может быть использован для закрепления непроверяемых
написаний. Учащимся можно предложить, пользуясь орфографическим сло-
~ варём, дописать такую таблицу:
А | О | |||
а | а | - а | о | о-о |
вагон | магазин | солома | огород | |
.......... | . . . . . . . . ... | . ........... | . ......... | |
. . . . . . . . .. | . . . . . . . . ... | . ........... | . ......... |
8. Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфо-
граммами.
Здесь имеются в виду слова типа территория - коридор (рр - р) и Т.п.
Учитель предлагает учащимся написать на уроке 2 - 3 такие пары (под дик-
товку или с доски). В последнем случае интересующие нас согласные заме-
няются точками. Сгруппировав слова по наличию двух или одной согласной,
учащиеся записывают, например:
Рр
перрон
терраса
р
директор
коридор
сс
класс
касса
с
матрос
термос
4 . Подбор однокоренных слов - других частей речи.
При изучении (и повторении) частей речи полезно предложить уча-
щимся задания на образование одних однокоренных частей речи от других.
Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах
металл, суббота, группа, учитель предлагает записать эти слова под диктов-
ку, подобрав к ним родственные слова - другие части речи. Учащиеся запи-
сывают:
Металл - металлический, группа - групповой, группировать и т.д.
При работе над однокоренными словами может быть использовано
следующее упражнение.
Запишите только те однокоренные слова (осина, осин-
ник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим
значениям:
молодая осина;осиновый лес;гриб с красной или коричнево-красной шляпкой который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
5. Слова с непроверяемыми написаниями - это в основном знамена-
тельные части речи. Поэтому для работы над такими написаниями должны
быть использованы уроки, на которых изучаются части речи и их правопи-
сание. В начальной школе изучаются в основном имена существительные,
имена прилагательные и глаголы. В связи с их изучением можно предложить
такие упражнения.
Имя существительное.
а) Выпиши из словаря по 3 имени существительных , отвечающих на
вопросы: Кто? Что?
б)
Замените данные выражения отдельными словами - име-
нами существительными.
.. . Вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая при-
роду;
…огороженный садик перед домом;
…группа мкзыкантов,исполняющих произведения на раз-
личных инструментах и т.
Слова для справок: оркестр, палисадник, пейзаж.
с) спишите, подбирая родственные слова - имена существительные
... Дежурить - дежурство, работать - ... , побеждать - ...
Имя прилагательное.
а .
Спишите, образуя имена прилагательные.
.. . Кабинет - кабинетный, вокзал - ... , сентябрь - ...
Ь.
чания .
Спишите, вставляя пропущенные буквы и дописывая окон-
.. . Ар . матн ... кофе, автор. тетн ... жюри, г. гантск ... карусель.
с.
Найдите в словаре 3 - 5 слов, от которых можно образовать
имена прилагательные.
а)
Глагол.
Найдите в словаре 3 - 5 слов, от которых можно образо-
К существительным с непроверяемыми написаниями по-
добрать подходящие по смыслу глаголы из словаря:
Ученик - ... (дежурит).
Завод - ... (работает).
Девочка - ... (рисует) и т.д.
11. Замена описательных оборотов словами-синонимами (и на-
оборот).
При использовании этого приёма учитель предлагает вместо описа-
тельного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с не-
проверяемой орфограммой. Примерный перечень таких слов сначала может
быть дан на доске (вразбивку). Например, учащимся предлагается заменить
отдельными словами описательные обороты (собрание засушенных расте-
ний, собрание однородных предметов, быстрая частая стрельба из многих
орудий одновременно, музыкальное сопровождение, коллектив артистов и
т.д.)
Запись на доске может быть такой:
Описательные обороты | Слова |
Ящичек для ручек, карандашей. | Коллекция |
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. | Гербарий |
Собрание засушенных растений. | Пенал |
Собрание однородных предметов. | Экскурсия |
Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записы-
вают их рядом описательными оборотами: собрание засушенных растений -
гербарий, коллективное посещение чего-нибудь - экскурсия и т.д. Можно
дать детям и обратное задание.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните значение
данных слов, выбрав нужное описание из правого столбика.
Д. журный
В . кзал
Г . рбарий
к ... лектив
Группа людей, объединённых общей работой.
Тот, кто следит за порядком.
Здание большой станции на путях сообщения.
Собрание засушенных растений.
12. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы
является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значе-
нию. Особенно большие возможности для такой работы имеются при изуче-
нии (и повторении) частей речи. Среди подбираемых и записываемых уча-
щимися синонимов И антонимов, как правило, встречается немало слов с не-
проверяемыми орфограммами. Например, учащимся предлагается подобрать
и записать близкие по смыслу слова к существительным метель и граница.
Учащиеся подбирают синонимы и подчёркивают в них непроверяемые глас-
ные:
Метель - вьюга, буря, пурга; граница - рубеж, межа, предел, край; Оте-
чество - Родина, Отчизна.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов. На-
пример, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и за-
писывают:
Работать - отдыхать, праздновать; мешать - помогать, пособлять.
Аналогичные задания могут предлагаться при изучении других частей
речи. Например, подберите к каждому из слов противоположное по значению
слово:~права,сверху,завтра,здравствуЙ,пожалуЙста.
Или такое задание: вставьте в предложения походящие по смыслу сло-
ва из «Слов для справок» .
.. . Как алмазы на листьях росинки.
Пылает заря, роса.
Снег ... под лучами зимнего солнца.
Солнце ... , а месяц ....
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
Можно предложить детям найти в знакомом отрывке из художествен-
ного произведения слова, противоположные по значению .
. . . у лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и НОЧЬЮ кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(А.С.Пушкин)
Учитель может предложить детям найти в данных предложениях слова,
близкие по значению слову солдат и выписать их .
.. . Российский воин бережёт родной страны покой и славу. (Е.Трутнева)
С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата.
(П.Воронько) Только взял боец трёхрядку, сразу видно - гармонист.
(А. Твардовский) Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт В ата-
ку смело, победит врага в бою. (В.Качурин) Служил в рядах наших ракетных
войск рядовой Петров.
После выполнения таких заданий учитель предлагает детям как.грам-
матико-орфографические задания (подчеркнуть буквы, написание которых
надо запомнить, определить части речи и т.д.), так и задания по развитию ре-
чи (написать по памяти, составить словосочетания и предложения с любым
из слов).
13. Организация словарно-орфографической работы с трудными сло-
вами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью слов, их
прямым и переносным значением. Учащиеся находят такие слова в предло-
женном учителем материале, выясняют их значение, составляют с ними сло-
восочетания и предложения. Например, детям даётся такое задание: объяс-
нить значение выделенных слов .
... Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком.
(и. Никитин) Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот. (Ю.Коринец)
После этого можно предложить детям составить свои 2 предложения,
чтобы слово месяц было употреблено в разных значениях.
Если на уроке было введено новое слово класс, то детям задаётся во-
прос:
А в каком значении может употребляться это слово?
(класс - помещение для проведения уроков; класс - учащиеся нашего
класса и т.д.)
Затем дети составляют или словосочетания с этим словом, или предло-
жения.
13. Знакомя детей с лексическим значением слова, учитель может
рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка вхо-
дят разные по происхождению группы слов: исконно русские и заимство-
ванные слова.
Знание этих групп слов программа начальных классов не предусмат-
ривает, но, если учитель хотя бы один раз при введении слова скажет, как
оно появилось в языке, то у младших школьников, пусть не у всех, но непре-
менно возникает интерес к слову, и они обязательно спросят, откуда оно
пришло в наш язык (откуда пришли, например, слова автомобиль, метро,
шоссе, шофёр и др.). в ознакомительном плане учитель может рассказать де-
тям и о том, что с развитием общества развивается и наш язык: одни слова в
языке устаревают, выходят из употребления и на смену им появляются дру-
гие. Такое ознакомление будет способствовать в дальнейшем формированию
у детей материалистического взгляда на язык. Этимологическая же справка,
данная учителем в доступной для младших школьников форме, поможет
объяснить и правописание изучаемого слова.
Вот некоторые примеры лексико-орфографических упражнений, оста-
навливающие внимание детей на различных по происхождению группах
слов, а также на сопоставление устаревших и сравнительно новых слов в на-
шем языке.
'
Прочитайте и объясните значения выделенных слов. Упот-
ребляются ли эти слова в нашей речи?
... и в светлицу входит царь,
стороны той государь .
.. . Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой
на лице .
.. . Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась в светлой горнице.
(А.С.Пушкин)
Задания типа «Знаешь ли ты?»:
Знаете ли вы происхождение слова библиотека?
Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из
двух древнегреческих частей: бибпион - книга и тэке - хранилище книг. Те-
перь вам понятно значение этого слова?
А можете ли вы, зная происхождение этого слова, объяснить написание
гласной и в первом слоге?
с. Подумайте, какое из слов в каждой группе появилось в нашей речи
раньше других, а какое - совсем недавно. Обоснуйте свой ответ.
Электровоз, па, паровоз, тепловоз; космонавт,авиатор,лётчик, пилот.
d. Задания типа «Это интересно!»
Слова комбат, комдив, комбриг - это сложносокрашённые слова.
Сложными их называют потому, что они образованы путём сочетания двух
слов: командир батареи (комбат), командир дивизии (комдив), командир
бригады (комбриг).
Запомните, что таким способом образуются только имена существи-
тельные.
е. Это интересно! Как появилось в нашем языке слово агроном? Истоки
этого слова мы находим в греческом языке. По-гречески агрос - поле, пашня,
земля, а номос - закон. Значит, агроном - это знающий законы земледелия.
Пришло же к нам слово агроном из французского языка. А сколько в нашем
языке появилось сложных слов, первой частью которых стала часть агро-!
Например, агротехника, агрообъединение (совхоз), агрогородок.
Знаете ли вы, ребята, такие слова?
14. Изучение слов с непроверяемыми написаниями даёт возможность
познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Та-
кое знакомство позволит учителю показать фразеологическое богатство на-
шего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение
замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоя-
тельно составленном тексте и в своей речи. К числу доступных для воспри-
ятия младшими школьниками фразеологизмов, которые можно предложить
для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: про катиться с
ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык за-
плетается; одна нога здесь, другая там; яблоку негде упасть и др.
Вот примеры упражнений, которые можно предложить учащимся:
Прочитайте, объясните, когда так говорят: исчезнуть с го-
..
ризонта, появиться на горизонте.
А что они обозначают?
Составьте предложение или небольшой текст, где можно
употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во
все лопатки, воробью по колено.
с.
Объясните смысл пословицы. За двумя зайцами nогонишь-
ся - ни одного не поймаешь.
- в каких случаях жизни так говорят?
d.
Замените данное сочетание слов выражениями из «Слов
для справок.
1) Обмануть. 2) Очень много. 3) Неизвестно когда. 4) Очень давно. 5) Свободный для транспорта путь.
Слова для справок: зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде
упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, прокатиться с ветерком.
16. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко.
Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря
учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы
и для закрепления непроверяемых написаний.
1). Самое простое задание - это составить предложение с новым сло-
вом, введённым на уроке.
2). Можно это задание усложнить. К данным на уроке словам приду-
мать однокоренные и с ними составить предложения. Например:
ягода, ягодка;
орехи, орешки;
мороз, морозец.
Под листьями прячутся ягодки. Я набрала много орешков. На улице
небольшой морозец.
3). Из слов, записанных на уроке, составить одно предложение, допол-
нив его подходящими по смыслу словами. Например: завтрак, картофель,
молоко, стакан .
.. . На завтрак мама приготовила мне жареный картофель и тёплое мо-
локо в красивом высоком стакане.
Или взять другую группу слов: сегодня, корабль, прекрасный, путеше-
ствие .
. . . Сегодня мы отправились в прекрасное путешествие по морю на ко-
рабле.
Или
Сегодня мы отправились путешествовать по морю на прекрасном ко-
рабле.
Учитель может словарные слова распределить на группы и проводить
подобную работу на уроках.
17. Сочинение по опорным словам.
Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение (небольшой рас-
сказ) по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе с не-
проверяемыми написаниями слов.
Если на уроке дети записали слова: город, улица, трамвай, быстро, ре-
бята, метро, потом, лестница, вагон, набережная, - то учитель даёт задание:
составить небольшой текст, используя эти словарные слова .
.. . По городской улице шёл трамвай. Ребята сели в него и доехали до
метро. Потом они спустились по лестнице вниз и вошли в вагон. Быстро дое-
хали дети до набережной. До вечера гуляли они около Москва-реки.
Можно предложить детям другую группу слов: декабрь, мороз, погода,
север,ветер,ребята,пальто,сапоги,улица,мальчики,хоккей,девочки, конь-
ки.
. .. Наступил декабрь. На улице стоит морозная погода. Дует сильный
северный ветер. Но ребята не боятся мороза. Они надели тёплые пальто, са-
поги, варежки и побежали на каток. Мальчики стали играть в хоккей, а де-
вочки просто катались на коньках.
Хорошо зимой!
Дети моего класса очень любят такие работы и с удовольствием сочи-
няют свои рассказы, чувствуя себя писателями. Лучшие сочинения зачитыва-
ем в классе, затем дети красочно оформляют их и вывешивают на стенд.
18. При изучении слов с непроверяемыми орфограммами большое зна-
чение имеет использование игровых приёмов.
а). Загадка развивает сообразительность, любознательность, пытли-
вость у детей, интерес к родному языку, учит мыслить, сопоставлять предме-
ты и явления, учит поэтическому видению мира.
На уроках учитель загадывает загадки, где отгадка - словарное слово.
Дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об от-
гадке .
.. . Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы, -
Уши больше головы? (Заяц)
Кроме обычных загадок можно использовать загадки с хоровыми отве-
тами. Дети «помогают» поэту, вставляя пропущенное слово .
... Уродился янеплох, -
с грядки хвастался ... (горох) .
. Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его ... (мороз) .
. Привезли во двор песок-
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить ... (город).
Очень хорошо воспринимают дети загадки в форме шарад .
.. . мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда.
А целое - в музее
Найдёте без труда.
(Кар-тина).
б). Кроссворды и ребусы- это не только забавный материал, но и сп 0-
соб ещё раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в
памяти.
к такому кроссворду обычно даётся загадка .
.. . Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ... (МОЛОКО) .
. . . Две гласных «а» и «у» одна.
Угадайте-ка, друзья,
Очень много хруста
Издаёт ... (капуста) .
.. . Прошу вас все слова назвать,
м | о | р | о | J | ||||||
М | О | Р | О | J | е | Ц | ||||
I | J | а | м | о | р | о | J | И | Т | Ь |
I | ||||||||||
I | J | а | м | о | р | о | J | К | И | |
М | О | Р | О | J | Н | Ы | Й | |||
I | J | а | м | о | р | о | J | И | Т | Ь |
I | ||||||||||
I |
г).Для правильного закрепления словарного слова используются шу-
точные вопросы.
- В каких словах живёт рак?
(Завтрак, ракета). - В каких словах спрятались ноты?
(Помидор, ребята, дорога ... ).
3. Назовите слова, в которых спрятались числа.
(Родина, сорока).
4. Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи.
(Дежурный, ужин).
- Какие слова любит ворона?
(Карандаш, картина, картофель). - В каких словах ель растёт?
(Картофель, учитель, понедельник).
- Петя с вечера собирается в школу. Что он кладёт в портфель?
(Карандаш, тетрадь, дневник, пенал, завтрак). - Таня пошла в огород за овощами для борща. Что она принесёт?
(Картофель, капусту, помидоры, морковь).
Интересны учащимся задания соревновательного характера:
д).«Кто быстрее?»
... К данным словам подберите подходящие по смыслу слова из «Сло-
варя».
... Жареный ... , восточный ... , солёный ... , тракторный ... , зелёная ... ,
сытый ... , школьный ... , прекрасная ... , огородные ....
.. . Пере ходить (что?) ... , ехать (на чём?) на ... , сварить (из чего?) из ... ,
рисовать (чем?) ... , выращивать (что?) ... , гордиться (кем?) ....
<~KTO больше?»
1. Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из
«Словаря». Загадайте их своим одноклассникам.
2. Вспомните пословицы, в которых встречаются слова из «Слова-
ря».
3. Вспомните художественные произведения, в названии которых
есть слова из «Словаря».
е). Составление детьми цепочки слов.
Учитель называет слово, дети продолжают цепочку: каждое после-
дующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записы-
вают 6 - 8 слов.
(Берёза, аллея, яблоко ... )
ж). «Первый слог потерялся»:
... рока ... род
... рова ... род
... рона …пад
«Какое слово записано?»
На доске учитель заранее пишет слова и закрывает их. Предлагается
детям узнать, какое слово записано, если в нём 3 согласных и 2 гласных зву-
ка. (Мороз, народ, город ... )
19. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических уп-
ражнений является диктант. Словарные диктанты можно рассматривать и
как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
а) Зрительный диктант с предварительным разбором. Дети орфо-
графически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное
слово с выделенной безударной гласной и записываю его по памяти. (В слу-
чае необходимости выясняют значение слова).
Ь) Картинный диктант:
1. учитель показывает карточку-картинку, дети называют изобра-
жённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и запи-
сывают его;
2. учитель показывает карточку-картинку, дети называют изобра-
жённый предмет, записывают слово, выделяют в нём безударную гласную и
ставят знак ударения;
3. учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно за-
писывают слово, являющееся названием изображённого на картинке предме-
та, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при
письме, ставят знак ударения.
с) Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-
слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и зада-
ния:
1. записать в первый столбик слова - названия животных, во второй
- слова - названия растений;
2. записать в первый столбик слова, в написании которых следует
запомнить гласную о и т.д.
3. выписать только словарные слова из текста:
У
... рожаи, урожаи.
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом -
Съешь морковку мимоходом.
(Е.Трутнева)
d) диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети её отгадывают и объясняют, по каким
признакам они догадались об отгадке. Затем слово записывается и выделяет-
ся в нём орфограмма.
е) диктант по памяти:
1. записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов;
2. записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в
безударном слоге гласную е.
f) Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова,
один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова
в тетрадь.
g) Творческий диктант.
Заменить развёрнутое определение одним словом. К примеру: четвёр-
тый день недели (четверг), приём пищи в середине дня (обед), плод яблони
(яблоко), помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильно-
сти написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных кар-
точек.
Заключение.
Это далеко неполный перечень различных видов заданий, используе-
мых учителями в целях прочного усвоения правописания слов словаря.
Опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов
даёт возможность обучения непроверяемым написаниям. А разнообразие уп~
ражнений позволит учителю заинтересовать детей значением изучаемых
слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный на-
вык написания и правильного употребления трудных слов в устной и пись-
менной речи. Ну, а чем больше слов усвоит учащийся, тем легче ему будет
учиться, тем глубже и прочнее станут его знания по всем предметам. Ведь
путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Аннотация.
В работе были показаны возможные пути достижения положительных
результатов изучения слов с непроверяемыми орфограммами. Навыки гра-
мотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность
этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с
трудными орфограммами. Поэтому я постаралась описать всевозможные ви-
ды работ со словарными словами, которые учитель сможет провести на уро-
ках русского языка и чтения.
Литература.
- М.Р.Львов «Правописание в начальных классах».
- В.П.Канакина «Работа над трудными словами в начальных клас-
сах».
- Т.Г.Рамзаева «Обучение в 1, 2, 3 и 4 классах», русский язык.
- В.В.Волина «Занимательное азбуковедение».
- Журналы «Начальная ШКОЛЮ>. Статьи авторов: В.В.ЕраткиноЙ,
В.П.КанакиноЙ, П.Г.Пономаренко, Г.Н.Приступы, Н.И.ДемидовоЙ,
г.В.РаицкоЙ, Л.С.ЛаптевоЙ, Л.Н.Калининой, И.Г.ЛеоновоЙ, Г.И.РыжиковоЙ,
Э.В.Гордеева, М.В.Дмитрюк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...
Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе
Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия д...
Изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов
Из опыта работы учителя МБОУ"Песчанинская НОШ".Выступление на августовском семинаре учителей начальных классов....
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Реферат знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....
Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников....
Проверочная работа по теме :Слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. 2 класс УМК "Школа России"
Данная проверочная работа рекомендована для учащихся 2 класса. Задания подобраны с целью проверки знаний по изученной теме. В конце работы детям предлагается рефлексия в виде игрового задания....