Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по учебнику Иванова 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 3 класса  разработана  на основе авторской программы  курса «Русский язык»  С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).

         Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Материал учебника рассчитан на 34 ч. изучения темы «Морфология» в разделе «Как устроен наш язык» (по программе-37 ч.).             3 часа в содержании материала учебника отведены на изучение темы «Повторение фонетики и состава слова».  Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  2. формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  3. развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи:

-формирование  у младших школьников  научного представления о системе и структуре родного языка;

-развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;

-формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;

-формирование навыков самоконтроля;

-формирование  умений  правильно отбирать и использовать языковые  средства исходя из условий речевой ситуации.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне  и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.

       По программе на изучение материала отводится 170 часов. В используемом учебнике  для 3  класса представлено меньшее количество уроков (75 уроков «Русский язык», I часть и 70 уроков «Русский язык», II часть – 145 ч.). 11 часов  из резервных уроков использованы   следующим образом:

1 час -  Род и число имён существительных

2 часа - Правописание  изученных орфограмм

            1 час – Коррекция знаний.

            7 часов – Повторение в конце учебного года

Оставшиеся 14  резервных часов  используются  для проведения:

  1. контрольных  работ – 4 часа
  2. диктантов – 7 часов
  3. списывание – 1 час
  4. тестов – 2 часа

  (Особенности контроля и оценки учебных достижений младших школьников по русскому  языку - приложение № 2)

Количество часов в неделю – 5ч.
Количество часов в 1 четверти – 37 ч.
Количество часов во 2 четверти  - 43 ч.
Количество часов в 3 четверти  - 50 ч.
Количество часов в 4 четверти  - 40 ч.    

      В программе курса «Русский язык» выделяются  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1. «Как устроен наш язык»
  2. «Правописание»
  3. «Развитие речи»

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

Такое структурирование курса позволяет:

-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

В основе методики преподавания предмета «Русский  язык»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, контрольные работы, проверочные работы, словарные диктанты,  списывания, тесты.

                                 

Содержание учебного курса

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч) 

Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).

Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).

Повторение фонетики и состава слова. Повторение изученного во 2- 3 классе (3 ч.)

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне ние, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология (34 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, соб ственные и нарицательные. Словообразование имен суще ствительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изу ченного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и  падежам. Основные признаки качествен ных, относительных и притяжательных имен прилага тельных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существитель ных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при пере числении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи» (30 ч)

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собствен ных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан ного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной от крытки.

Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 часов)

                            Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

различать:

  1. имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  2. виды предложений по цели высказывания и ин тонации;
  3. главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

     •        предложения с однородными членами;

выделять, находить:

  1. грамматическую основу простого двусоставного пред ложения;
  2. в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать практические задачи:

  1. проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  2. характеризовать имя существительное и имя прила гательное как части речи (значение и      

морфологические признаки);

  1. составлять план текста (при помощи учителя);

применять правила правописания:

  1. падежных окончаний имен существительных;

     •        суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

  1. падежных окончаний имен прилагательных;
  2. словарных слов, определенных программой;

     •        постановки  знаков  препинания  при однородных членах предложения.

Календарно-тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

Дикт. и диктантов с грамматическим

заданием

Контр. словар

ных диктантов

Контр

работ

Списыв

Тестов

1

Как устроен наш язык

62

В течение года

1.1.

Фонетика

3

1 четв.

1

1.2.

Состав слова

4

1 четв.

1.3

Повторение фонетики и состава слова

3

2,3,4 четв.

1

(итоговая за 1 полуг.)

1.4.

Морфология

34

Части речи

2

2 четв.

Имя существительное

18

2,3 четв.

1

Имя прилагательное

9

3,4 четв.

1

Местоимение

5

4 четв.

1.5.

Синтаксис

18

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

14

1,2 четв.

Однородные члены предложения

4

2 четв.

2

Правописание

53

в теч. года

7

4

4

1

2

3

Развитие речи

30

в теч. года

4

Резервные уроки

25

в теч. года

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Иванов С.В., Евдокимова А. О. Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2009г.
  2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г.
  4. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
  6. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/Авт. –

сост. Н.Н.Максимчук.- М.: ВАКО, 2008.- 176 с.

Дополнительная литература

  1. Справочные пособия (словари и справочники)

- Ожегов С.И. ,  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополн. – М.:Азбуковник, 1997. – 944 стр.

- Ушакова О.Д. Почему так говорят:Фразеологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.

- Ушакова О.Д.Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.:Издательский Дом «Литера», 2005. –

   96 с.

- Ушакова О.Д. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. 

- Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. 

- Ушакова О.Д.  Синонимы и антонимы: Словарик школьника. 

- Ушакова О.Д.  Проверь безударную гласную: Словарик школьника. 

- Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. 

- Ушакова О.Д. Синтаксический разбор предложения: Справочник школьника 

- Ушакова О.Д. Морфологический разбор слова: Справочник школьника 

- Ушакова О.Д. Однокоренные слова.Справочник школьника.

- Николаева Л.П. Работа со словарными словами. 2 класс/Л.П.Николаева, И.В.Иванова.- М.:Издательство «Экзамен», 2008.-510 с.

  1. Сборники упражнений:

- Страхова Л.Л. Словарные диктанты для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.

                                                                Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений (только обучающие),тестовых заданий.

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы/ Т.Ф. Пожидаева, Г.М. Стародубцева, А.К. Сундукова, Е.Ю. Сухаревская. – М.: АРКТИ, 2008. – 144 с.
  3. О. Н. Крылова: Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 3 класс.- Изд. «Экзамен», М., 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе  разработана в рамках ФГОС. Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по си...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программа по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в рамках ФГОС НОО...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку УМК "Гармония"

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку УМК "Гармония"...

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языку для 2 класса к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

Рабочая программа по русскому языку  во 2 классе  по ФГОС  к  учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е . 5 часов в неделю, за год 170 ч....