Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по учебнику Иванова 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 3 класса разработана на основе авторской программы курса «Русский язык» С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Материал учебника рассчитан на 34 ч. изучения темы «Морфология» в разделе «Как устроен наш язык» (по программе-37 ч.). 3 часа в содержании материала учебника отведены на изучение темы «Повторение фонетики и состава слова». Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
-формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
-развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
-формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.
По программе на изучение материала отводится 170 часов. В используемом учебнике для 3 класса представлено меньшее количество уроков (75 уроков «Русский язык», I часть и 70 уроков «Русский язык», II часть – 145 ч.). 11 часов из резервных уроков использованы следующим образом:
1 час - Род и число имён существительных
2 часа - Правописание изученных орфограмм
1 час – Коррекция знаний.
7 часов – Повторение в конце учебного года
Оставшиеся 14 резервных часов используются для проведения:
- контрольных работ – 4 часа
- диктантов – 7 часов
- списывание – 1 час
- тестов – 2 часа
(Особенности контроля и оценки учебных достижений младших школьников по русскому языку - приложение № 2)
Количество часов в неделю – 5ч.
Количество часов в 1 четверти – 37 ч.
Количество часов во 2 четверти - 43 ч.
Количество часов в 3 четверти - 50 ч.
Количество часов в 4 четверти - 40 ч.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
В основе методики преподавания предмета «Русский язык» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, контрольные работы, проверочные работы, словарные диктанты, списывания, тесты.
Содержание учебного курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Повторение фонетики и состава слова. Повторение изученного во 2- 3 классе (3 ч.)
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне ние, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (34 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, соб ственные и нарицательные. Словообразование имен суще ствительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изу ченного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качествен ных, относительных и притяжательных имен прилага тельных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существитель ных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при пере числении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собствен ных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан ного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной от крытки.
Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 часов)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и ин тонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
• предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного пред ложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прила гательное как части речи (значение и
морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных;
• суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
• постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Календарно-тематический план
№п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | ||||
Дикт. и диктантов с грамматическим заданием | Контр. словар ных диктантов | Контр работ | Списыв | Тестов | ||||
1 | Как устроен наш язык | 62 | В течение года | |||||
1.1. | Фонетика | 3 | 1 четв. | 1 | ||||
1.2. | Состав слова | 4 | 1 четв. | |||||
1.3 | Повторение фонетики и состава слова | 3 | 2,3,4 четв. | 1 (итоговая за 1 полуг.) | ||||
1.4. | Морфология | 34 | ||||||
Части речи | 2 | 2 четв. | ||||||
Имя существительное | 18 | 2,3 четв. | 1 | |||||
Имя прилагательное | 9 | 3,4 четв. | 1 | |||||
Местоимение | 5 | 4 четв. | ||||||
1.5. | Синтаксис | 18 | ||||||
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 14 | 1,2 четв. | ||||||
Однородные члены предложения | 4 | 2 четв. | ||||||
2 | Правописание | 53 | в теч. года | 7 | 4 | 4 | 1 | 2 |
3 | Развитие речи | 30 | в теч. года | |||||
4 | Резервные уроки | 25 | в теч. года |
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
- Иванов С.В., Евдокимова А. О. Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2009г.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/Авт. –
сост. Н.Н.Максимчук.- М.: ВАКО, 2008.- 176 с.
Дополнительная литература
- Справочные пособия (словари и справочники)
- Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополн. – М.:Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Ушакова О.Д. Почему так говорят:Фразеологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.
- Ушакова О.Д.Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.:Издательский Дом «Литера», 2005. –
96 с.
- Ушакова О.Д. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений.
- Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы: Словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Проверь безударную гласную: Словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника.
- Ушакова О.Д. Синтаксический разбор предложения: Справочник школьника
- Ушакова О.Д. Морфологический разбор слова: Справочник школьника
- Ушакова О.Д. Однокоренные слова.Справочник школьника.
- Николаева Л.П. Работа со словарными словами. 2 класс/Л.П.Николаева, И.В.Иванова.- М.:Издательство «Экзамен», 2008.-510 с.
- Сборники упражнений:
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.
Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений (только обучающие),тестовых заданий.
Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка знаний: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы/ Т.Ф. Пожидаева, Г.М. Стародубцева, А.К. Сундукова, Е.Ю. Сухаревская. – М.: АРКТИ, 2008. – 144 с.
- О. Н. Крылова: Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 3 класс.- Изд. «Экзамен», М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе разработана в рамках ФГОС. Данная программа предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по си...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...
Пояснительная записка к рабочей программа по русскому языку
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в рамках ФГОС НОО...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку УМК "Гармония"
Представлена пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку УМК "Гармония"...
Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языку для 2 класса к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по ФГОС к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е . 5 часов в неделю, за год 170 ч....