Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Бабайлова Елена Сергеевна

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе  разработана в рамках ФГОС. Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Программа  ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
  • Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Планирование соответствует:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010;
  • Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ №4;
  • методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
  •  образовательной программе ОУ школы;
  •  программе развития школы  «Наша новая школа».

Рабочая программа разработана на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий

Планирование составлено на основе примерной программы по русскому языку:

  • «Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть 1, Москва, «Просвещение», 2011г.
  • «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2011.
  • Примерная программа по курсу русского языка, авторская программа по русскому языку к учебникам Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В., Чеботковой Л.В. Русский язык. 1 класс
  • Программно-методические материалы: Русский язык: 1 класс/ М.:Вита-Пресс, 2012.- с.8-19
  •  Программа по русскому языку к учебникам Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В., Чеботковой Л.В. Русский язык. 1 класс. М.:Вита-Пресс, 2012.- с.8-19

Программа допущена Министерством образования и науки  РФ.

Программа учитывает:

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программ общего образования и имеющих государственную  аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» 

    Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Программа  ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

    Актуальность. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 Русский язык является фундаментом для всего последующего обучения ребёнка, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала.  В качестве  системообразующей задачи развивающего обучение  в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Предметное содержание русского языка и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями  формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

 Сопоставление Примерной программы с авторской показало, что все разделы представлены автором полно.  Рабочая программа разработана для обучения детей по программе развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова с учетом конкретизации содержания образовательного стандарта, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Она построена с учетом того, что традиционно определяемые дидактические цели достигаются в развивающем обучении в связи с развитием способностей младшего школьного возраста, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа для первого года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в области русского языка. Сделать использование языковых средств в речи ребенка осознанным. Научить его оценивать их  соответствие природе языка и его нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях языкового общения, развивать то, что называют чувством языка и что является непременным условием языковой, а значит, и общей культуры человека, - все это возможно на основе истинных знаний о языке.

   Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием.     В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

     .  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление  учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

     . социкультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

     . развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами  и условиями общения;

     .  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

      .  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные  тексты – описания и повествования небольшого объема;

     . воспитание позитивного эмоционально-ценностного  отношения к русскому языку.

  Курс русского языка в первый год обучения  представлен двумя этапами:

обучением грамоте, нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;

систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия),  знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Этап обучения грамоте является составной частью учебного предмета «Русский язык» и занимает особое место в обучении младших школьников.  Главная цель этого этапа -  открытие детьми неоднозначного характера отношений между звуками и буквами в слове и освоение действий письма и чтения, опирающихся на позиционный принцип русской графики, регулирующий эти отношения.

Задачи:

  • выделение слова в качестве особого объекта действия и изучения.
  • выделение звуковой формы слова и формирование способов звукового анализа
  • выявление и усвоение способов построения буквенной записи слова, опирающегося на позиционный принцип русский графики.

Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения.

После этапа обучения грамоте начинается систематический курс родного языка, цель которого - обобщение знаний и умений первоклассников, сформированных в течение букварного периода.

В систематическом курсе можно выделить три содержательные линии:

  • формирование орфографического действия;
  • формирование представлений о знаковой системе языка;
  • развитие речи.

Каждая из указанных линий систематического курса представлена в рамках периода обучения грамоте. Обучаясь элементарному письму, первоклассники фактически сразу сталкиваются с орфографическим характером русского письма. К концу букварного периода первоклассники уже знакомы с целым рядом орфограмм, представляющих собой место в буквенной записи, сопряженное с выбором написания. Первые шаги первоклассников в обучении грамоте связаны с выделением главного объекта их действий - слова, которое сразу предстает перед ними как единство формы (звуковой оболочки) и значения, т. е. как языковой знак. Линия развития речи, хотя и пересекается  с двумя другими, все же имеет свою внутреннюю логику, свою систему понятий и специфические виды работ. В первом классе линия «развитие речи» представлена системой работы над высказыванием: типы высказываний, выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме, смысловые части высказывания.

Учебно – тематический план

Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам

занятий

Теоретические виды

занятий

Практические виды

занятий

Букварный период

1

Введение в школьную жизнь

8

2

Формирование первоначальных представлений о слове

17

1

16

3

Звуковой анализ слова

14

1

13

4

Формирование действий письма и чтения

41

1

40

Послебукварный период

1

Систематизация материала, изученного в букварный период

49

1

25

2

Развитие речи

1

-

1

165

4

95

Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:

•        фронтальная,

•        индивидуальная,

•        групповая,

•        самостоятельная работа,

•        беседа,

•        учебный диалог с книгой,

•         взаимопроверка обучающимися,

•         дидактические игры,

•         урок-состязание,

•         урок-путешествие и др.

Технологии: игровые, ИКТ, АМО-технологии и модерация, групповые технологии, здоровьесберегающие, метод критического мышления и др.

Образовательный процесс по русскому языку организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

  • урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
  • урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
  • урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
  • урок-проектирование – место для решения проектных задач;
  • учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
  • групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
  • самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

                       Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:

  1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: В 2 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  2. Агаркова Н.Г. Тетради по письму: В 4 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  3. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык. 1 класс. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2013.
  4. Старагина И. П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  5. Восторгова Е.В. Краткий методический комментарий к букварю и учебнику 1 класса по русскому языку. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  6. Тимченко Л. И.  Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2.Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Курс русского языка в первый год обучения  представлен двумя этапами:

  • обучением грамоте, нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;
  • систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия),  знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Этап обучения грамоте является составной частью учебного предмета «Русский язык» и занимает особое место в обучении младших школьников.  Главная цель этого этапа -  открытие детьми неоднозначного характера отношений между звуками и буквами в слове и освоение действий письма и чтения, опирающихся на позиционный принцип русской графики, регулирующий эти отношения.

Задачи:

  • выделение слова в качестве особого объекта действия и изучения.
  • выделение звуковой формы слова и формирование способов звукового анализа
  • выявление и усвоение способов построения буквенной записи слова, опирающегося на позиционный принцип русский графики.

Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения.

После этапа обучения грамоте начинается систематический курс родного языка, цель которого - обобщение знаний и умений первоклассников, сформированных в течение букварного периода.

В систематическом курсе можно выделить три содержательные линии:

  • формирование орфографического действия;
  • формирование представлений о знаковой системе языка;
  • развитие речи.

Каждая из указанных линий систематического курса представлена в рамках периода обучения грамоте. Обучаясь элементарному письму, первоклассники фактически сразу сталкиваются с орфографическим характером русского письма. К концу букварного периода первоклассники уже знакомы с целым рядом орфограмм, представляющих собой место в буквенной записи, сопряженное с выбором написания. Первые шаги первоклассников в обучении грамоте связаны с выделением главного объекта их действий - слова, которое сразу предстает перед ними как единство формы (звуковой оболочки) и значения, т. е. как языковой знак. Линия развития речи, хотя и пересекается  с двумя другими, все же имеет свою внутреннюю логику, свою систему понятий и специфические виды работ. В первом классе линия «развитие речи» представлена системой работы над высказыванием: типы высказываний, выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме, смысловые части высказывания.

  Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так  и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

    Один из центральных принципов программы – достаточно долгий этап звукового анализа слова, предшествующий этапу введения букв и  обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как значащей форме.

     Все содержание Букваря Д. Б. Эльконина выстроено в выводной, системной логике.  Особенность Букваря Д. Б. Эльконина в том, что моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей.

     Уроки письма основного периода обучения грамоте содержат следующие структурные компоненты:

     - повторение изученного звука и соответствующей ему печатной буквы;

     - анализ, конструирование и переконструирование письменной буквы;

     - упражнение в начертании двигательных элементов и буквы в целом;

 - вписывание буквы в графическую модель заданного слова;

     - отработка соединений букв при написании слогов, слов и предложений;

     - выполнение логических упражнений на группировку, сравнение и обобщение  буквенных знаков.

    Систематический курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При обучении русскому языку  (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков актуальных для практики общения.

3.Описание места учебного предмета учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс по пять часов в неделю. Русский язык входит в предметную область «Филология». 

Количество учебных часов

В год – 165, 33 недели по 5 уроков (в том числе на развитие речи  - 13 часов)

В неделю – 5 часов

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5.Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  курса русского языка к концу 1 класса.

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • осознание необходимости изучения родного языка;
  • осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям и следование принятым нормам поведения в школе;
  • осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

  • умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
  • умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);
  • умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;
  • умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

  • уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;
  • уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита);
  • владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й’], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц);
  • понимать, что такое орфограмма;
  • использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
  • применять правило употребления больших букв в именах собственных;
  • применять правило переноса слов по слогам;
  • определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
  • определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога);
  • строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составлять упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
  • записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
  • выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
  • записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25 - 30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
  • контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

6. Содержание учебного предмета

1 класс

Букварный период 9 час. х 23 нед. = 207 час.

1. Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Служебные слова (слова -"помощники" - на примере предлогов и союзов). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.

2. Звуковой анализ слова. Выделение звуков речи как "строительного материала" языка. Определение количества и последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной).
  Выделение слога как минимальной произносительной единицы. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Ударение и способ его определения в слове. Самостоятельное построение звуковой модели слова.
  Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.

3. Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А,О,У,Ы,Э), их включение в звуко-буквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М,Н,Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я,Ё,Ю,И,Е), две "работы" гласных букв.
  Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).
  Запись слов и простейших высказываний (под диктовку), отображающей последовательность слов в высказывании и слоговую структуру каждого слова.
  Представление об орфограмме как элементе ("части") буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов.
  Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г-К, В-Ф и т.д.).
  Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я,Ё,Ю,Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о "работе" гласных букв.
  Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). "Разделительные знаки" Ь и Ъ (наблюдения).
  Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.
  Русский алфавит.
  Формирование навыка смыслового чтения (с ориентацией на тактовое ударение).
  Систематизация материала, изученного в процессе формирования действий письма и чтения.

Послебукварный период
5 час. х 10 нед. = 50 час.

1.Систематизация материала, изученного в букварный период. 
  Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й] на письме в разных позициях. Алфавит (повторение). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте.
  "Правила списывания" и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношением).
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Небуквенное письмо. Замена твердых согласных мягкими при словообразовании типа мост - мостик (наблюдения). Исторические сведения об особенностях букв Ъ и Э. Ло-гическое ударение в высказывании (наблюдения).

2. Развитие речи. 
  Высказывание (сообщение, вопрос). Выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете). Отработка навыка смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение.

Знания и умения

К концу 1-го класса обучающиеся должны знать: 
- различие между гласными и согласными звуками;
- типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;
- названия и основные звуковые значения букв русского алфавита;
- способы обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и Ц);
- что такое орфограмма (элемент /"место"/ в буквенной записи высказывания /слова/, который не может быть точно определен по произно-шению);
- средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
- правило употребления больших букв в именах собственных;
- правило переноса слов по слогам;

уметь: 
- определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
- определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, определить звуковой состав каждого слога);
- построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
- записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
- выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные ор-фограммы;
- записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
- контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
- прочитать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения - 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- построить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Требования к уровню подготовки учащихся.

   Программа предполагает организацию коллективно – распределенной учебной деятельности учащихся, которая развертывается либо в форме коллективного учебного диалога при активном участии в нем учителя, либо в форме групповой работы учащихся без непосредственного участия учителя.  Одним из таких условий является овладение продуктивными способами работы с различными источниками учебной информации.

   

 К концу первого класса обучающиеся должны знать:

- различие между гласными и согласными звуками;

- типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости- глухости, твердости – мягкости;

- названия и основные звуковые значения букв русского алфавита;

- что такое орфограмма ( элемент, «место») в буквенной записи высказывания ( слова), которое не может быть точно определено по произношению;

- средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);

- правило употребления больших букв в именах собственных;

- правило переноса слов по слогам;

  уметь:

- определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, признаков, действий) и служебные слова (предлоги, союзы);

- построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;

- определять звуковой состав слова с указанием гласности – согласности, мягкости – твердости звучания;

- делить слово на слоги, ставить ударение;

- различать звучание слова и его значение, звуковую и буквенную формы слова;

- определять две функции букв гласных после согласных, парных по мягкости – твердости;

- правильно обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью букв и, е, ё, ю, я и мягкого знака); гласные после согласных, непарных по мягкости – твердости ( в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);

- определять и соотносить звуковой и буквенный состав слов типа коньки, язык, вьюга;

-  записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;

- выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;

- записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), включающих слова, написание которых не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;

   

  Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ведения диалога, построения высказываний в условиях бытового общения;

- соблюдение основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;

- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

- владение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Фонетика

Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков.

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним

или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных

звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова

на слоги. Определение места ударения

Первоначальное представление о

слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне

слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого

звука в слове, фиксацией звуков

фишками. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним

звуком (мак—рак). Особенность

гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных

и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение

твердых и мягких согласных звуков.

Моделирование звукового состава

слова с отражением в модели качественной характеристики звука.

(гласные, твердые и мягкие согласные).

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию

близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш

и др.). Подбирать слова с заданным

звуком.

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком.

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Моделировать звуковой состав

слова (в том числе в игровых ситуациях — игра «Живые звуки»).

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными

схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей

работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Объяснять (характеризовать,

пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости

предшествующего согласного.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

 Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Контролировать: находить и

исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения

звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы

движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща,

чу—щу). Запись,  выкладывание из

разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три—пять

слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.  Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,

обозначающую гласный звук).

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,  соответствующей индивидуальному

темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и  выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим

чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как

средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего соглас ного. Функции букв, обозначающих

гласный звук в открытом слоге:

обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного.

Функции букв е, ё, ю, я. Буквы,

обозначающие согласные звуки.

Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Функция букв ь и ъ.

Русский алфавит. Название букв

русского алфавита. Алфавитный

порядок слов.

Сравнивать: соотносить звук и

соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв,

обозначающих гласные звуки в

открытом слоге: буквы гласных как  показатель твердости—мягкости

предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы,

обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам

согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш,

з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы,

имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т,

л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.).

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения

звука [й’].

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную

последовательность букв.

Восстанавливать алфавитный

порядок слов

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,

обозначающую гласный звук).

Плавное слоговое чтение и чтение

целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение

слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим

чтением (при переходе к чтению

целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как

средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании

Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Отработка техники чтения.

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое. Орфографическое чтение (проговаривание)

как средство самоконтроля при

письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при

переходе к чтению целыми словами

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова

с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово,

соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова,

ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками

препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать

на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям.

Читать орфоэпически правильно.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы

движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве

классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным

письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание

которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и

последовательности правильного списывания текста. Понимание

функции небуквенных графических средств: пробела между словами,

знака переноса

Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного

шрифта. Письмо под диктовку

слов, звуковой и буквенный состав

которых совпадает. Раздельное написание слов. Гласные после шипящих в ударных слогах (ча—ща, чу—щу, жи—ши).

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

Деление слов на слоги

Анализировать поэлементный

состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным

и курсивным шрифтами.

Контролировать собственные

действия: закрашивать только те

части рисунка, в которых есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку от

дельные слова и предложения,

состоящие из трех—пяти слов со

звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения

в соответствии с заданным алго

ритмом, контролировать этапы

своей работы

Слово и предложение

Восприятие слова как объекта

изучения, материала для анализа.

Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение

слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами

(без введения терминологии).

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки

Классифицировать слова в

соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова,

называющие признаки, слова, называющие действия).

Группировать слова, сходные

по значению и звучанию.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный

текст с его параллельной корректировкой.

Придумывать предложения с

заданным словом с последующим

распространением предложений

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

-обозначение гласных после

шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах

собственных;

- перенос слов по слогам без

стечения согласных.

Знаки препинания в конце предложения

Раздельное написание слов.

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча—ща, чу—щу, жи—ши).

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

Деление слов на слоги

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной

жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге,

оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу,

связанную с общением.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух

и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии

сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Составление рассказов по серии

сюжетных картинок. Использование

прочитанных слов для построения

связного рассказа. Практическое

овладение диалогической формой

речи. Работа над речевым этикетом

в ситуациях учебного и бытового

общения: приветствие, прощание,

извинение, благодарность, обраще

ние с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного ха

рактера по материалам собственных

игр, занятий, наблюдений

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной

жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге,

оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу,

связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение

Система оценивания

Контроль и оценка результатов обучения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются.

Система оценивания по русскому языку представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

       Результаты стартовой работы фиксируются учителем в таблице мониторинга учебных действий

Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются таблице мониторинга с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.

Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление те-кущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация. Результаты самостоятельной работы также фиксируются.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения ряда учебных задач и включает несколько трехуровневых задач, каждая из которых состоит из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются и анализируются.

7.      Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (см. приложение)

8.         Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

Образовательный процесс по русскому языку организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

•        урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных  задач;

•        урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

•        урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

•        урок-проектирование – место для решения проектных задач;

•        учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

•        групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

•        самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои лингвистические знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

Программа обеспечивается следующим УМК:

  1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: В 2 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  2. Агаркова Н.Г. Тетради по письму: В 4 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  3. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык. 1 класс. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2013.
  4. Старагина И. П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  5. Восторгова Е.В. Краткий методический комментарий к букварю и учебнику 1 класса по русскому языку. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  6. Тимченко Л. И.  Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Материально-техническое оснащение предмета

  1. Аудиокассеты; видеокассеты, электронные энциклопедии;
  2. Компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
  5. Грамматические таблицы, в том числе и электронные;
  6. Наглядные пособия. (компакт-диск) Демонстрационные таблицы. Русский язык.-Издательство «Учитель», 2010
  7. Словари (орфографические, толковые)
  8. Лото  с  предметными  картинками,  серии  сюжетных  картинок, наборы предметных картинок, образцы печатных и прописных букв, образцы элементов, таблицы «Гласные и согласные звуки», «Алфавит», схемы звуков  «Звуковички»,  слоговая  таблица,  лента  букв,  таблица  с  орфограммами.

Литература

1. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Издательство «Вита – Пресс»,  Москва, 2011 г.

2. Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита – Пресс», г. Москва, 2007

3. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 1 класс

(1-4). Части 1 и 2. –Москва, Вита-Пресс, 2012

4. Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 1-2 классы (1-4)-

Москва, Вита-Пресс,2009 г.

5. Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. – М.: «Вита – Пресс», 2007г.

6.Чеботкова Л.В. Краткий методический комментарий к учебнику русского языка. 1 класс. –; М.: Вита – Пресс, 2009

7. Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова. Методический комментарий к учебнику русского языка для 1 класса – М.: «Вита – Пресс», 2009 г.

Интернет-ресурсы.

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  • Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info|about|193
  • Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru

  • http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
  • http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов".
  • http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг
  • http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.
  • http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
  • http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд. 
  • http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.
  •  http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
  • http://www.gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
  • http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.
  • http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
  • http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий».
  • http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  • http://www.referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов.
  • http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  • http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
  • http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  • http://www.cofe.ru/read-kas - Электронная версия журнала «Костер». 
  • http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
  •  http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  • http://www.uroki.net/ - бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование         

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

2. Большая электронная детская энциклопедия (СD).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языку для 2 класса к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

Рабочая программа по русскому языку  во 2 классе  по ФГОС  к  учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е . 5 часов в неделю, за год 170 ч....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная запискаРабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе:В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в ком...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс

Данный документ содержит пояснительную записку к рабочей программе по русскому языку 3 класса. Составлена по программе Канакиной В.П....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Поснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...