Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Состав слова с позиции его значимых частей».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Образовательные:
-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
-развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkoo_yazyka_v_3_klasse.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме: «Состав слова с позиции его значимых частей».
Образовательные:
-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование урока:
-мультимедийная презентация;
-карточки индивидуального опроса;
-буквы для словарной работы;
Тип урока: закрепление изучиного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Добрый день.
Дети. Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число, закрасьте кружок настроения.
2. Актуализация знаний.
Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
называется…
- Общая часть родственных слов называется …
- Как называется третий зимний месяц?
- Какие буквы не употребляются в начале русских слов?
- Во что превращается вода зимой….
- Часть слова без окончания называется …
- Назовите слово, противоположное слову враг.
- Самый короткий месяц в году?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
3. Проверка домашнего задания
4. Минутка чистописания. Индивидуальные задания.
- На месте по карточке работает …(Кристина)
Карточка 1
Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные буквы |
Карточка 2 (Алёша Ш)
Составьте из слов каждой строки предложения. |
Карточка 3 (у доски) Выделить корень в однокоренных словах.
Составь пару.
Взять себя в руки Очень быстро В ежовых рукавицах Держать в строгости Не покладая рук Успокоится Не успел глазом моргнуть Много работать
Карточка 4 с усложнённым заданием Тест
-Класс.
- Из букв на доске собрать слово, но несколько букв надо расшифровать ( КОНСТРУКТОР) Слайд 1
1 ряд (н) 2ряд (с) 3ряд (т) (НОКСТРУКРОТ) I – А – 3 – 4 II - В – 4 – 2 II – А – 1 - 3
-Как вы понимаете смысл этого слова?
-Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
-Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?
Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её: кк рр … вам нужно её продолжить на две буквы
кк рр оо тт – Почему вы так считаете? Какая буква здесь лишняя? Почему? (слайд 1)
-Запишите на первой строчке: кк рр оо тт конструктор
-На второй строчке нужно записать слова, составленные из букв слова КОНСТРУКТОР. С правилами этого задания мы знакомы, на работу вам две минуты.
Проверка. Покажите на руках сколько слов написали. … прочитай.
5.Введение в тему через орфографический диктант.
-С группой слов мы работаем пятый день и сегодня мы их пишем под диктовку, выделяйте все опасные места (орфограммы).
Мороз, вьюга, прорубь, январь, снежинка, окрестность, река Тёша,
- На какие две группы можно разделить эти слова? (имена собственные и нарицательные)
-Задание. В первом слове выделите корень, в третьем - приставку, в пятом – суффикс, в последнем- окончание (показываю карточки) ----ммм
-Проверим диктант. (Самопроверка по образцу – слайд 2)
- Можно ли детали изображённые на каточках отнести к «словесному конструктору»? Докажите.
-А почему окончание в виде кубика? (окончания меняются)
-Скажите, какая тема нашего урока? (Состав слова.) (слайд 3)
6. Сообщение цели урока. Работа по теме.
-Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу.
А -Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе (слайд 4). Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек-цифр (3. 4, 5).
Алгоритм работы
- Как называется;
- Как обозначается;
- Где расположена;
- Для чего служит.
-Молодцы! Кристина у нас работала с текстом. Одно из заданий было выразительно прочитать. Послушаем.
-А как можно озаглавить текст? (Зимний лес). Какое слово главное в этом словосочетании?
Физкультпауза (Белый снег..)
Б -Игра «Снежный ком». Составляем однокоренные слова с корнем ЛЕС (по рядам), А я придумала слова с корнем ЗИМа (зимы, зимой, зиме, зиму). – Почему неверно? (это формы слова)
Задание. «Зоркие глазки» Записать однокоренные слова, которые называли с корнем ЛЕС или ЗИМа, или с тем и другим.
- С помощью каких морфем они образовались? (приставки, суффиксы)
-Подберите, опираясь на иллюстрацию, подходящие по смыслу прилагательные к слову ЗИМА. (слайд 5) Какая зима? (…)
-А теперь посмотрим, сколько совпадений у вас получилось со мной: лютая, суровая, снежная, холодная. (слайд 6)
-Какие прилагательные очень близки по значению ? Как называются такие слова?( синонимы) Для чего они нужны в нашей речи?
-Составьте с одним из слов предложение. Запишем его на доске и в тетрадях, выполним разбор по членам предложения. (Для сильных учеников – выписать словосочетания с вопросами)
Д. Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова. (слайд–ёлки)
- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте. (Работа в паре)
Текст.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
-Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу. (Алгоритм разбора слов по составу) (слайд 7)
-Как образовались эти слова? Самопроверка (слайд 8)
-А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?
Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.
Е -Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
-Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!” (слайд 9)
Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске в соответствии с картинкой. На доске:
РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик) подберёзовик
БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок) рыжик
-Почему грибы так назвали? боровик
-Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам: подосиновик
опёнок
Мальчики | Девочки |
-Как образовались данные слова? Девочки читают свои слова, мальчики – свои. Проверка: соединить слова со схемой.
7. Работа по книге. Индивидуальные задания (Тесты)
-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48, найдите упражнение 9.
Самостоятельная работа (по рядам), с предварительным разбором. Взаимопроверка.
8. Итог урока. Сделаем вывод: (слайд)
-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,
отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.
Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки). Рисуем кружок знаний и настроения на полях в тетради.
-Сегодня на уроке: Мы составляли…
Мы учились…
А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.
«Кто главнее и важнее»
- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффиксы. Конечно нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.
Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .
Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
К. В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.
Пр. Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.
Суф. - Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Всё равно я всех проворней!
Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?
Дети. –Об окончании.
Уч. –А вот спешит к нам уже и окончание.
Окон. И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал …
Дети. МОЛОДЕЦ
Тест “Состав слова”.
1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.
Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.
2. Какая часть слова может изменяться? _______________
3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.
Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.
4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________
5. Разбери однокоренные слова по составу.
Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.
Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные буквы |
Составьте из слов каждой строки предложения.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"
Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Состав слова"...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Состав слова. Закрепление."
Урок построен в форме путешествия. На уроке развиваем умения уч-ся образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, закрепляем знания о морфемах, вырабатываем у учащихся навык подбора однокоренных ...
Тест по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова"
Тест "Состав слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для учащихся 3 класса. Тест содержит 11 вопросов. Ключ к тесту и критерии оценок....
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
Проверочная работа по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова" УМК "Школа России"
Работа позволяет проверить уровень усвоения учебного материала по теме "Состав слова" 3 класс.Понятия: родственные слова и форма одного слова; значимые части слова; умение образовывать однок...
Презентация к уроку русского языка (2 класс) на тему: "Состав слова"
Презентация к уроку русского языка по программе ПНШ 2 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Состав слова.Распознавание частей слова"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательн...