Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Состав слова.Распознавание частей слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Балашова Маргарита валентиновна

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах;  развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательный анализ слова;

Задачи:  обобщение и систематизация знаний  обучающихся о составе слова; совершенствование  умения выделять части слова    (основу, приставку, корень, окончание, суффикс); отработать алгоритм разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, к слову, внимательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova._raspoznavanie_chastey_slova.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                             

                                                                 

 

 

                                                                                                                                           

Тема урока: «Состав слова. Распознавание  значимых частей слова» 2 урок

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах;  развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательный анализ слова;

Задачи:  обобщение и систематизация знаний  обучающихся о составе слова; совершенствование  умения выделять части слова    (основу, приставку, корень, окончание, суффикс); отработать алгоритм разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, к слову, внимательное отношение друг к другу.

Метапредметные УУД:                                                                                                                     Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительные отношения к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем и одноклассниками;  формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала; формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Познавательные:   моделирование, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, объектов по выделенным признакам, обобщение языкового материала;

формирование навыков работы с учебной информацией;

формирование умения самостоятельно формулировать познавательные цели,  выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы; структурирование знаний,

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сотрудничать в совместном решении проблемы; критично относиться к своему мнению; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах морфемы; научатся выделять значимые части слова , делить однокоренные слова на группы и составлять схему слова, объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, оценивать результаты выполненного задания.

Оборудование урока: проектор, экран, словари Ожегова , карточки для групп, для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Работать на уроке будем под девизом «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

II.  Актуализация знаний .

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь.. Куда мы совершим путешествие, узнаете,  разгадав кроссворд.

1. Кроссворд:

  1. Значимая часть слова.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Главная значимая часть слова.
  4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  5. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу.
  6. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.
  7. Часть слова, которая стоит перед  корнем и служит для образования новых слов.
  8. Часть слова, которая  служит для образования форм слова и  связи слов в предложении.
  9. Место, где можно узнать строение слов русского языка.

м

о

р

ф

е

м

а

о

с

н

о

в

а

к

о

р

е

н

ь

с

у

ф

ф

и

к

с

о

д

н

о

к

о

р

е

н

н

ы

е

м

о

р

ф

е

м

и

к

а

п

р

и

с

т

а

в

к

а

о

к

о

н

ч

а

н

и

е

с

л

о

в

а

р

ь


Куда же совершим путешествие?

(Совершим путешествие  в страну Морфемику, где правит королева Морфема)                                                                                                                              Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.                                                                                                                            – О каком разделе лингвистики идет речь? (
Морфемика.)

- Какая тема урока ?                                                                                                                          -  Какие задачи нам предстоит поставить перед собой?

Прежде чем отправиться в путь, проверим, как мы готовы к путешествию.

 2. Словарная работа.

Вставить попущенную орфограмму, из первых букв составить слово.

Т..лефон, ..дежда,в..гон, авт…м…биль, расст…яние, ..зображение, щ..вель.

(Товарищ)

- Что обозначает слово товарищ?  

( Человек, близкий кому-либо  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)

- Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ?( Товарищ по оружию, боевой товарищ)

- Что обозначает слово товарищ в предложении « Этот человек – хороший товарищ»? ( Надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)

- Что означает слово в  предложении « Товарищи по несчастью»?  (о тех, кто вместе испытывает какие-то неприятности).  

- В советское время так обращались к гражданину: обычно перед фамилией, званием, должностью, профессией ( товарищ Иванов).

Прочитать и объяснить смысл пословиц.

Сам погибай, а товарища выручай
На вкус, на цвет товарища нет.
Сытый голодному не товарищ
Книжка — лучший товарищ.
Плохой товарищ врагу выдаст. 
Записать последнюю пословицу, разобрать по членам предложения, определить  части речи.

3. Чистописание

-Какую букву будем писать, отгадайте.

-Она обозначает согласный,  глухой непарный, мягкий непарный звук( щ)

Определите закономерность, напишите, продолжив последовательность.

щ щщ щщщ ….

щу ща нщ рщ

Кни…ка — луч…ший т…варищ… .

III. Работа по теме урока.

1.Ребус

На чем будем путешествовать , узнаете, отгадав ребус.


Первая остановка  Корнеград

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Мы в городе Корнеграде.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.                                                                                                           2. Игра «Найди лишнее слово ». Работа в парах.                                                             

Найдите лишнее слово в каждой строке (проверяйте значение незнакомых слов по толковому или этимологическому словарю):                                             Положение, приложить, (ложечник), полагаться, наложение.
Подножный, нога, подножка, (ножик), ножка.
Ноготок, ногти, (ноги), ногтевой, ноготь.
                                                                             Горка, (сгорел,) пригорок, горняк.                                                                                  Кость, (коснуться), костный, косточка.                                                                   Подорожник, (подорожать), бездорожье, дороженька.                                       (Носить), носовой, носик, нос.                                                                                          Лесник, лес,( лестница), безлесный.                                                                                   Проверка устно фронтально.                                                                                                      - По какому признаку вы их нашли?
- Как определить, являются ли слова однокоренными?
- Для каждого слова, которое оказалось лишним в приведенных рядах, подберите несколько однокоренных слов.                                                                        - Как называются корни, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? ( омонимичные корни)                                                                                                                     - Назовите слова с такими корнями:                                                                                                                                                        
3. Игра «Замени одним словом»                                                                                                а) В русском языке есть слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными.                                                                                        - Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:                                        Любитель книг. (Книголюб)                                                                                           Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)                                                      Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)                                                      Машина, которая сама летает. (Самолёт)                                                               Человек, который разводит птиц. (Птицевод)                                                           Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)                                                  Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)                                                                      Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)                                                                                                                        б) Образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод

… + (о) + ход                                … + (о) + лёд                                                                             … + (о) + хранилище                   … + (о) + пад                                                                         4. Сказка «Кто главный»                                                                                                                                 - В некотором царстве, в королевстве «Словообразование» жила-была одна не совсем обычная семья. У матери Основы было два сына: Корень и Суффикс да дочка Приставка. Когда умерла её сестра, она взяла к себе в дом маленькую племянницу Окончание. Окончание была девочкой доброй, ласковой, всем старалась угодить. Все в семье её очень полюбили. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Итак, все они жили одной дружной семьёй.                                                                                                                                  Жили были, не тужили,

Потому что все дружили.

А где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз всё дело встало

Из-за страшного скандала.

Мать уехала в город на ярмарку, а детям приказала не ссориться да слушаться старшего брата. С мамой дети простились и домой воротились.

(Морфемы заводят разговор)

Суффикс.

1) - Да что ты меня вечно учишь, чем ты важнее меня? Я и сам значимая часть слова, значит, что-то значу.

Приставка.

2) - И я не желаю, и я значимая. Как-нибудь сами с усами!

Корень.

 3)- Да что вы, ребята, так волнуетесь? Я ведь ничего непосильного от вас не требую, только построиться по порядку , чтобы сделать зарядку.

Суффикс.

 4)- Ещё чего! Почему это Приставка, хоть и девчонка, а должна стоять первая…  Не хочу и не буду. Да и тебя слушать не собираюсь! Кто ты такой?! А то выдумали : « корень – главная часть слова».  А чем ты важнее? Докажи!

Корень.

5) - Я обращаюсь к ребятам за помощью. Ребята, а вы знаете: почему я главная часть слова? Помогите мне, пожалуйста, объяснить это Суффиксу и Приставке.                                                                                                                      Объяснения детей.                                                                                                                  – Что же такое корень?                                                                                                                                               В корне слова смысл упрятан                                                                                                           Это помните, ребята,                                                                                                                      От него растут всегда быстро новые слова                                                                                          Лес – лесник, лесной, лесок,                                                                                                   Дружный- друг, дружить, дружок.                                                                                                      В этих семьях есть глава,                                                                                                                   Это корень слова. Да!

Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".

5. « Чудо-дерево». Вырастите это дерево и запишите все слова, которые у вас получатся                                                                                                                                       1 ряд -  с корнем сад,

2 ряд -  с корнем  мир,

3 ряд -  с корнем лес.

Взаимопроверка.

6. Работа по вариантам:  разбейте слова на две группы. 
Обводить
Наводить
Водитель
Наводнение
Проводник
Подводник
Водолаз 
Проводы
Водичка                                                                                                                                                                 -Чем они похожи? ( корень -вод-). Чем отличаются?( по смыслу)
1вариант записывает слова близкие по смыслу слову  «вода»,                                                     2 вариант- близкие по смыслу слову «водить»                                                                                                                                          
Самопроверка                                                                                                                                    1 в : наводнение, подводник,  водолаз, водичка;                                                                                                         2 в: обводить, наводить, водитель, проводник, проводы)
Мы покидаем Корнеград  и едем дальше.                                                          2. 2.Остановка Пригород Окончаний

 Какая следующая остановка - отгадываем:

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. 

( Окончание)

Какой же новый  городок?                                                                                                                                  Продолжаем наш  урок?                                                                                                                Нас приглашает окончание                                                                                                                                     И у него для нас задание.

1. Блиц –опрос :                                                                                                                           - Чем отличается окончание от других морфем? ( это изменяемая часть слова)

- Что нужно сделать, прежде чем выделить окончание? (  необходимо определить, к какой части речи относится слово)

- Как изменяются существительные?....

- А прилагательные и глаголы?....

- Изменяется ли наречие?

- Для чего служит окончание?                                                                                      - Какое  окончание называется нулевым? ( окончание , которое не выражено буквами на письме, ни звуками в речи, указывает на определенные грамматические признаки – род, число, падеж)

2.Выборочное письмо. Самостоятельная работа по рядам                                                                                                                                 Выпишите:  1 ряд -  слова с нулевым окончанием, 2– слова без окончания, 3-  все остальные.

Осень, время, поздний, наступление, оттепель, сгонит, внезапно, первый, снег, слегка, дуть, ветры, перестает, дни, пасмурный, неподвижно, стоит, деревья, вдруг, проглянет, солнце, издали, засверкает, крохотный, капли, тишина, даль, лес, очень, простор.

Взаимопроверка.

-Что такое окончание?

- В каждом ли слове есть окончание?

- В каких словах основа слова равна его корню? Укажите их с помощью условных обозначений.

3. Составить пословицу.

ДЕРЕВО, ПО,  ПЛОДЫ,  ЦЕНЯТ, А, ДЕЛА, ПО, ЧЕЛОВЕКА

- Запишите пословицу, как вы ее понимаете?

Дерево ценят по плодам, а  человека - по делам.                                                                  - Что помогло согласовать слова?                                                                                                     - Для чего служит окончание?                                                                                      

На конце у слова – окончание.                                                                                                 Прилагает и оно свое старание.                                                                                                    Чтобы слова в предложении                                                                                                              Были связаны крепко,                                                                                                                Чтоб держались они                                                                                                                                Друг за друга цепко.                                                                                                                    - Мы покидаем пригород Окончаний   и едем дальше.

3.Остановка «  Замок Приставок».                                                                                                                                Следующая остановка – отгадываем:                                                                                 Мы приставляемся всегда                                                                                                          Лишь к началу слова.

И меняем без труда                                                                                                             Смысл его на новый.

В речи – очень много нас:                                                                                                           У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть,                                                                                                                   Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья,                                                                                                                         В языке без нас нельзя!                                                                                                                                       Мы с вами в замке Приставок.                                                        

-Что называется  приставкой?

- В замке три зала, как вы думаете, почему ? ( Все приставки делятся на 3 группы)

1 группа – неизменяемы приставки. Почему они так называются?

Приведите примеры слов с неизменяемыми приставками.

2 группа – приставки на –з(с)  Давайте вспомним, какому правилу подчиняется правописание приставок 2 группы.                                                                           К третьей группе относятся приставки пре и при.                                                           1. «Кроссворд» (правописание приставок 2-й группы – на -з(-с)).

http://rus.1september.ru/2008/18/28-1.jpg

1) Кощей...

2) Отсутствие сна.

3) Отсутствие страха.

4) Суп с солеными огурцами.

5) Бунт.

6) Отсутствие силы.

7) Восход солнца.

8) Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.

9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.

10) Небольшое повествование.

Ключ

http://rus.1september.ru/2008/18/28-2.jpg

- От чего зависит выбор букв з-с на конце приставок ?

А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное-

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.

-Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку?  ( нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой)

2.  «Ромашка» Работа по рядам.                                                                                                                                  Образовать и записать однокоренные  слова, прибавляя к ним приставки.                                           1 ряд – работать                                                                                                                               2 ряд- читать                                                                                                                     3 ряд – писать                                                                                                                          (Учащиеся  по цепочке выходят к доске и записывают свои примеры.)                                    - Мы покидаем Замок Приставок и едем дальше.                                                                     4. Пристань Суффиксов                                                                                             Следующая остановка – отгадываем:                                                                                   После корня он стоит,        Перед окончанием.                                                                         Его я, если заменю,             Другое слово получу.
Обозначу уголком.              Называю домиком (
суффикс).

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

- Что называется суффиксом?                                                                                                       – Какую роль играет он в речи?

1. Работа в парах.

а) Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

1 ряд:                                                                                                                                  Тот, кто любит мечтать(мечтатель):

Участок, где растёт виноград(виноградник)

Стебелёк соломы(соломинка)

Лес из сосен  ( сосновый)                                                                                                                      Дом из дерева(деревянный)

2 ряд:

Почва из глины ( глинистая)

Чуткий  человек ( отзывчивый)

Салат из овощей ( овощной)

Гриб небольшого размера ( маленький)

Слегка сырой ( сыроватый)

3 ряд                                                                                                                               Житель Москвы (москвич)

Слегка жёлтый (желтоватый)

Детёныш лисы (лисенок)

Маленькая дверь(дверка)

Огромный дом (домище)

- Какой способ образования слов вы использовали?                                                                                                        - Какие морфемы являются словообразующими?                                                                                                  б) Отметь "+ " слова, в которых есть суффикс – К –

Лапка                     горка                      избушка

Стирка                   срок                      замок

в)  Составьте слова по данным схемам    

                                                                                               лив        ый

                                                                                               ов          ый

                                                                                               ист        ая

Проверка заданий а-б самопроверка, в - устно

Для любознательных

 - В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. 
 Непродуктивные приставки: 
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.; 
пра-: правнук, прабабушка и др.; 
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
             Непродуктивные суффиксы: 
-ень: бивень, ливень; 
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др; 
-яй: лентяй, слюнтяй; 
-ежь: молодежь; 
-арник: кустарник.
Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: 
память, помнить, взять и др.

Помчался, наигрался, выберусь.

Есть суффикс, стоящий за окончанием, 

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СЬ» 

Мы называем...

(Постфикс)

Мы покидаем пристань Суффиксов и едем дальше.                                                                     5. Город Основ 

Следующая остановка – отгадываем:                                                                                   Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

-Что такое основа?                                                                                                                     1. Работа по вариантам.                                                                                               Посели слово в свой домик                                                                                                         Распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

 http://festival.1september.ru/articles/559784/02.gif

Выход, алмазный, заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный. 

Проверка: взаимопроверка.                                                                                                                                            2. Устная работа  .Составь слова. 

Перед нами необычный букет. Чем он необычен? Букет состоит из частей слова. (На столе стоит ваза с цветами из частей слов. )

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Задание: составьте слова : мечта, ый, ть, по, друг, н.(дружный, помечтать).

3. Устная работа. Морфологическая шарада.

Корень тот же, что в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

(рас – сказ – чик)                                                                                                                                    Корень извлечь из "начинки"несложно,
приставка в "сосуде"хранится надёжно ,
суффикс в "гудении"ясно услышишь,
вместе - на темы различные пишешь.

(со-чин-ен-ие)
В "списке" вы мой обнаружите корень,
в слове "рассказ" вы приставку найдете,
в целом - по мне на уроки пойдёте.                                                                                         ( рас-писание)

Мой корень с "просьбе" заключен
(в ней он озвучен и смягчен);
Приставка - в "воплощенье" где-то, 
На целое - все ждут ответа.                                                                                                   (во-прос)

Мой корень - родственник "сраженью"

Приставка в слове "заявление"

В "наборщике" есть суффикс мой

а весь - тружусь я под землей.                                                                                                           (за-бой-щик)                                                                                                                       Корень мой находится в «цене»,
В  «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся ж  я – в  дневнике или в журнале.
                                (о-цен-к-а)

4.  Задание по выбору. Разбор слов по составу.

Задание: выбрать по одному слову из столбика и разобрать по составу (у доски работает 3 ученика).

Слова для разбора по составу

Существительные

Прилагательные

Глагол

Сложение

бесшумный

вырастаю

Предложение

бесконечная

подрастёшь

Прилагательное

беззвучное

выросла


Самопроверка.

Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставки – впереди.

- Какую часть слова нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)
IV. Итог урока.                                                                                                                                   Если корень выделяем,                                                                                                   Суффикс мы определяем                                                                                         И приставку мы найдем,                                                                                       Окончание обведем.                                                                                         Наши действия — не вздор,                                                                                                       По составу то... ( Разбор)

Подошло к концу наше путешествие.                                                                         Кроссворд:                                                                                                                                      1. Из них составляют слова                                                                                                                                   2. Без него слово не существует.                                                                                                   3.  Какое  бывает окончание?                                                                                                        4.  Она может состоять из нескольких морфем.                                                                                                     5.  Синоним слову родственные                                                                                           6.  Какой суффикс в словах: супница, сахарница, сухарница, соусница.                           7.  Способ образования слов с помощью приставки.

                                                                                                                         

                                                                                                                         

м

о

р

ф

е

м

ы

к

о

р

е

н

ь

н

у

л

е

в

о

е

о

с

н

о

в

а

о

д

н

о

к

о

р

е

н

н

ы

е

н

и

ц

п

р

и

с

т

а

в

о

ч

н

ы

й

V. Рефлексия

Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...                                                                  Мне больше всего удалось ...                                                                                                     Я могу себя похвалить за…                                                                                                      Я могу похвалить одноклассников за...                                                                                  Меня удивило…                                                                                                                     Для меня было открытием то, что ...                                                                                            На мой взгляд, не удалось…, потому что…                                                                            На будущее я учту…

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/konspekt-uroka-na-temu-%22povtorenie-morfemiki-i-slovoobrazovaniya%22 –Бределева Е.М.

 « Повторение по теме « Морфемика и словообразование»

  1. http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200304508 – Богданова  Г.А. материалы к уроку
  2. http://metodisty.ru/m/files/view/kontrolnaya_rabota-_morfemika-4_klass - контрольная работа по русскому языку по теме « Морфемика»
  3. http://poslovicy.ru/pro-tovariwej/page/2/

Использованная литература: 

1. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.

2. Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
3.Бурлака Е.Г. «Занимательная грамматика» Донецк ПКФ «БАО»1997г.                           4. Волина В.В. Русский язык.- Екатеринбург:Изд-во «АРГО», 1996.                       5.Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе». Часть 2. Ростов – на Дону: ЗАО «Книга»; издательство «Учитель», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...