Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Предлагаю разработку урока обучения грамоте в 1-м классе, на котором учащиеся знакомятся с буквой "Х". Урок построен с использованием методики природосообразного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: "Знакомство с буквой Х".

Цели:

1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: свеча, колосья пшеницы, хлебные изделия, “золотой” мешочек, конверты со звуками, звуки-шапочки, рушник, каравай, презентация.

Ход урока:

Приветствие. ( Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).

Ходит солнышко по небу,

 Поднимаясь в ранний час,

 Чтобы путь продлить свой длинный

 По полям и по лесам.

 Мы ж, ребята, ежедневно,

 Приходя учиться в класс

 Обязательно к успеху,

 К новым знаниям придём.

II. Ритмическая часть.

(Стук в дверь).

Учитель:

- Кто же это может быть?

Входит девочка - Хаврошечка.

    Хаврошечка: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаврошечка. Я пришла к Вам из сказки. Хочу пригласить Вас на хлебное поле.

1.) Учитель:

- Мы идём на прогулку и поём песню. (Учащиеся выстраиваются в большой круг. Поют песню, двигаются по кругу. Песня сопровождается показом).

Песня “Хлебное зёрнышко”. (Сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

1. Хлебное поле большое, как море,-

 Не сосчитаешь колосьев на нём.

 В дружном дозоре, в почётном дозоре,

 Каждое зёрнышко мы бережём.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -

 Капля золотая, капля золотая

 В море урожая.

2. Зернышко мы согреем заботой

 В добрых и тёплых ладонях полей.

 Солнышку тоже хватает работы,

 Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -

 Капля золотая, капля золотая

 В море урожая.

Хаврошечка: - Ребята, какое у нас с вами большое хлебное поле. А как мы посадим хлебные зёрнышки? (Ученики показывают движениями).

2.) Скороговорка. (Посадим зёрнышки).

Хлеб ржаной, батон и булки

 Не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют

 Сил для хлеба не жалеют.

(Ученики повторяют скороговорку 3 раза. Первый раз медленно, второй раз быстрее, третий раз очень быстро. При этом хлопают в ладоши и притопывают ногой).

Хаврошечка:

- Как много у нас зёрнышек, посадим их в землю. (Ученики присели). Из зёрнышек вырастет колосок, он потянется к солнышку (встаём, поднимаем руки вверх). Колоски переплетаются (руками показываем букву Х). Зёрнышки соберем, их надо перемолоть в муку. Испечём из муки каравай.

Идём по нашему полю (по кругу), повторяем стихотворение, выделяя хлебные слова

(слова, которые начинаются с буквы Х). Слова выделяем голосом и хлопком.

3.) Стихотворение с рецитацией.

Каравай земли и неба

 На твоём столе –

 Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

 В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

 А на каждом колосочке

 Держится земля.

 В малом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой

 Сила солнышка хранится

И земли родной.

 И растёт под небом светлым,

 Строен и высок,

 Словно родины бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель:

- Хлебные колоски, которые остались на поле, зимой укрыло одеяло. Какое оно?

Дети:

- Снежное.

4.) Игры:

а) Хаврошечка:

- Ребята, давайте поиграем в игру: “Зёрнышки-снежинки”. Я буду называть слоги с твёрдым согласным звуком [х] (это зёрнышки), а вы с мягким согласным звуком [х’] (это снежинки).- ха-хя         - хы-хи         - хо-хе

- ху-хю         - хэ-хе        

б) Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.

- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи

- ха – ха – ха - очень вкусная уха

-хо – хо – хо – я услышал эхо

- ху – ху – ху - сидит птица наверху

- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух.

в) Хаврошечка:

- Я принесла “золотой” мешочек, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. ( Два ученика образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)

Ай, лю - ли, ай, лю - ли

 Наши руки мы сплели.

 Мы их подняли повыше

 Получилась красота,

 Получились непростые,

 Хлебные ворота.

 Проходите, кто хотите,

 И слова вы проносите.

Хаврошечка:

- Надо достать из “золотого” мешочка хлебное изделие, назвать его и составить с ним словосочетание. ( В мешочек можно положить хлеб, батон, булочку, печенье, пирожное, пирожок, ватрушку, пряник, вафли, бублик, сушку). (Дети составляют словосочетания, проходят через ворота по букве Х (буква написана на полу мелом), садятся на своё место, повторяют словосочетания).

Все слова сказали дружно,

Ворота закрыть нам нужно.

III . Основная часть урока.

Учитель:

- Какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([х]). Хотите послушать сказку? Её рассказала мне Хаврошечка. Называется она “Хлебное зёрнышко”.

Свечка, свечечка зажгись,

 Ярким светом загорись.

 Сказка в гости к нам явись.

 Свечка зажигается,

 Сказка начинается.

(Учитель накидывает на плечи платок, зажигает свечку и начинает рассказывать сказку).

1). Сказка.

Заболела однажды Хаврошечка, ничего не ела и почти не спала. Врач никак не мог определить причину болезни. Он приходил к девочке, давал разные лекарства, но всё это не помогало. “Попробуйте приготовить для Хаврошечка что-то необычное и питательное, чтобы у неё проснулся аппетит, и тогда она поправится”, - сказал доктор маме. Мама не знала, что хочет Хаврошечка. Она открыла шкаф с разными продуктами и вдруг заметила маленькое хлебное зёрнышко. Мама взяла зернышко, оно пошевелилось и стало горячим. “Испеки из меня лепёшку”, - вдруг сказало зёрнышко. “Как же из такого маленького зёрнышка можно испечь целую лепёшку?”.

- Я зёрнышко непростое. Во мне скрыта великая тайна жизни. Я могу помочь тому, кто даже в самый тяжёлый момент не перестаёт надеяться и верить. “Хорошо”, - сказала мама. Она положила хлебное зёрнышко в воду, оно проросло, затем посадила в горшок, и через некоторое время стал расти колосок. Он подарил маме горсточку хлебных зёрен. Вдруг ей показалось, что зёрнышки в её ладони были горячими, как маленькие сердечки. Мама испекла лепёшку и принесла Хаврошечке. Девочка съела кусочек лепешки, щечки её порозовели, и она улыбнулась. Так, благодаря маленькому хлебному зёрнышку Хаврошечка поправилась. И сегодня она пришла к нам в гости.

    Сказка затихает,

    Свечка потухает.

(Рассказывая сказку, учитель показывает зёрнышко, колоски, лепёшку).

Вопросы:

Понравилась сказка?

Какие чувства возникли, когда слушали сказку?

Как звали девочку в сказке?

Какой звук живёт в начале этого слова?

В каких словах услышали этот звук?

2). Знакомство с буквой. Проживание буквы.

Учитель:

- Звуки [х],[х’] обозначаются буквой Х.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Дети повторяют сказку “Хлебное зёрнышко”.)

3.) Физкультминутка.

Учитель: - Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Хлебушко, хлебушко,

 Мы тебя любим,

 Ты, словно солнышко

 Нужен всем людям.

4). Игра “Живые звуки”.

Учитель:

- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

Наши звуки встали в ряд

 И сейчас заговорят.

(Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

Учитель:

- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

- Какой слог ударный?

- Какой звук ударный?

Всё сказали, не забыли

 И на место поспешили.

Учитель:

- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

IV. Закрепление материала.

1) Выкладывание буквы Х зёрнышками.

Учитель:- У вас на столах зёрнышки, которые собрала мама Хаврошечки. Давайте выложим букву Х из пшеничных зёрнышек.

2) Письмо буквы Х.

А теперь пора в тетрадь

 Букву Ха нам написать.

 Я тетрадь свою открою

 И с наклоном положу,

 Я, друзья, от Вас не скрою,

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

- Вот сплелись два колоска,

 Получилась буква Ха.

(Пишем букву Х волшебными колосками (ручками). Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

Написали аккуратно,

 Всем в тетрадь смотреть приятно.

(Хаврошечка проходит и смотрит, как дети прописали букву).

3). Чтение слов.

а) Учитель: Буква Х очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.

Смех - мех лопух – пух

Хлопушка – пушка

б) Любит буква Х хвастаться: “Я самая хорошая, я хочу всегда быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.

САЛАТ-ХАЛАТ

Было вкусное слово салат,

 Превратилось оно вдруг в халат.

ГОЛОД – ХОЛОД

Было грустное слово голод,

 Оказалось вдруг зимнее холод.

ГЛЕБ – ХЛЕБ

Гулял по полю мальчик Глеб,

 Глеб исчез, остался хлеб.

4) Чтение предложений.

Учитель:

- Много слов знает буква Х. Какое самое любимое её слово? (Хлеб). Тот, кто ест хлеб из пекарни буквы Х, он хорошеет, и его всегда хвалят.

Буква Х знает много пословиц.

Какая пословица спряталась среди слов?     ХЛЕБ -                   ПОЛЕ

                                                                          ВСЕМУ                   ЗЁРНЫШКО

                                                                           КОЛОСКИ         ГОЛОВА

Хлеб - всему голова.

- Как понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы Вы знаете?

Много снега – много хлеба.

Плох обед – коли хлеба нет.

Не шуба греет, а хлеб.

Каждая крошка в ладошку.

Беречь хлеб – значит беречь жизнь.

Хлеб бросать – силу терять.

5) Рассказ о хлебе.

Хаврошечка:

- Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.

Когда я выздоровела, пришла к хлебному полю, поклонилась и сказала: “Спасибо, вам, колоски”. Собрала я зёрнышки, и мы с мамой испекли из зёрнышек каравай в пекарне буквы Х.

Мы гостей всегда встречаем

 Пышным, круглым караваем.

 Он на блюде расписном

 С белоснежным рушником.

Пышный, мягкий, пропеченный

 Подрумянился слегка.

 Хлеб с горбушкой золочёной

 Шел он к нам издалека.

С караваем соль подносим,

 Поклонясь, отведать просим.

 Дорогой наш гость и друг

 Принимай хлеб – соль из рук!

 (В. Бакалдин).

Хаврошечка:

- Я хочу угостить Вас хлебными изделиями. У Вас было хорошо, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!

V. Итог урока.

- Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали?

- Что понравилось, запомнилось?

- Как звали нашу гостью?

- Какую букву она принесла? А какая это буква? ( Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).

Учитель:

- Мы сегодня сделали доброе дело, вырастили хлебные зёрнышки. Пусть живут с Вами всегда добрые дела.

Прощание.

Пусть живут здесь вместе с нами

 Только добрые дела.

 А плохие пусть уходят,

 Мы их гоним со двора.

(Игры, стихи, песни сопровождаются презентацией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте .: «Знакомство с новым блоком букв. Парные глухие К,П,С,Т,Ф,Ш».

На уроке происходит знакомство с новыми буквами, обозначающими согласные,глухие,парные  звуки [к] [п.] [с] [т] [ф] [ш]....

Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"

Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Сс"

Здесь размещены материал  урок русского языка в 1 классе...

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Д, д"

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...


 

Комментарии

Крюкова Татьяна Сергеевна

Елена Викторовна, очень много интересного и разнообразного материала!Готовлюсь к открытому уроку, пригодилось!