Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

"Школа России", УМК В.П.Канакиной в соответствии с требованиями  ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русский язык 1 класс

Учитель: Буянова Нина Алексеевна

Тема: Правило правописания  сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи : предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные задачи.

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.  Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД:  действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

Оборудование:

Таблица №   Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

веер слогов -20шт., карточка для чистописания, смайлики, презентации электронной физкультминутки, игра «Футбол».

1.Организационный момент.

-Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

« Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

Учитель: «Незнайка просит помочь ему выполнить задание, но для этого мы должны с вами научится правильно выполнять учебную задачу на уроке.»

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)

2.Чистописание.

-Угадайте, какую букву мы будем сегодня писать?

 

  6     15      8

  е      н       ?  

-Что вы можете о ней сказать?

 ( Буква Же обозначает всегда твердый, звонкий, парный, шипящий согласный звук.)

ж / ж// ж///…  

-Продолжи цепочку.

Познавательные: 

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3.Актуализация знаний.

-Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на месте. (Часы)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями  деревьев. (Жираф)

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

-Объясните правописание слов.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3.Самоопределение к деятельности.

Выборочный диктант.

Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд – с сочетаниями ЧА – ЩА, третий ряд – с сочетаниями ЧУ – ЩУ.

Щука, лыжи, чаща.

Чудо, машина, роща.

-Найдите словарное слово.

Работа с орфографическим словарем. (с. 137) ( машина)

Работа с толковым словарем. (с. 140 ) ( чаща)

-Допишите по два слова с такими же сочетаниями.

-Кто догадался, какое правило мы будем сегодня закреплять? -Определите тему урока, цели.

Какое правило нам поможет достичь цели урока?

Расскажите правило.

ЖИ – ШИ пиши с буквой и.

ЧА – ЩА пиши с буквой а.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.

Игра «Угадай –ка!»

-Кто найдет изучаемые буквосочетания в фамилиях учеников нашего класса?

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

4. Работа по теме урока.

Самостоятельная работа

 1 группа - Найти правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в Словаре слов, близких по значению.

2 группа - Найти правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в Словаре слов, противоположных по значению.

3 группа -  Найти правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в своих проектах «Скороговорка».

Упр.7 (стр.118) –самостоятельная работа в парах(устно).

Проверка с веерами слогов.

-Спиши любую группу слов. (Оцени свою работу)

 Упр.8 (стр.118 - 119)

-Прочитайте.

-Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

-Измени каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах.

-Запишите любые два предложения. Подчеркните известные звукосочетания.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.Физкультминутка.

Электронная для глаз ч. 3  «Чунга –Чанга»

-Какие слова вы запомнили с изученными буквосочетаниями?

Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.

6. Закрепление изученного материала.

Упр.9 (с.119)

-Прочитайте.

-Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний  слов.

-Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп. Прочитай скороговорки быстро.

-Какие звуки  они учат произносить?

-Написание каких буквосочетаний нужно помнить?

-В своих проектах«Скороговорки» найдите   слова с  изученными сочетаниями. Работа в парах.

сочетаниями. Работа в парах.

Упр.13 (с.121)

 -Прочитайте.

- О каком волшебном ключике говориться в этом предложении?

-Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

 -Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

-Какие предложения вы составили?

Работа в тетради

Упр.71 самостоятельная работа

Проверка в парах.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Игра «Футбол» 

Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Тренаж.(слайды)

 (У болельщиков веера со слогами).

-Поможем Незнайки.

Личностные: формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

Рефлексия

«Проверь себя» (с.121.) Самостоятельное выполнение.

-Кто доволен результатом проверки?

-Кто сомневается, что все сделал правильно?

-Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Подведение итогов.

Подведение итогов.

-Что мы сегодня закрепляли на уроке?

-Что понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».

Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....