Урок русского языка по теме "Орфограммы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по теме "Закрепление орфограмм", проведенный с использованием технологии диалоговой взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orfogrammy_s_ispolzovaniem_tehnologii_dialogovoy_vzaimopomoshchi_sayt.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием технологии диалоговой взаимопомощи
Предмет: Русский язык
Тема: Правила орфографии
Класс: 4
Учитель: Смирнова Н.Е.
Оборудование: Карточки с правилами
Листы ответов
Презентация к уроку
Блокноты для самоконтроля
- Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Орфографическая разминка
- Поиграем в игру «Исчезающее слово» (дети работают на обороте Листа ответов (Приложение 1))
На экране слова: дырокол, учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка.
- Найдите и запишите слово с…
- Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
- Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
- Безударной гласной в корне слова (побежал)
- Мягким знаком после шипящего (мощь)
- Парной согласной в корне слова (пробежка)
- Разделительным мягким знаком (ущелье)
- Какое слово осталось? Проверяем: (слова исчезают с экрана в нужном порядке)
Остается слово УЧИТЕЛЬ
- Сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. А когда опасное место в слове обнаружено, что необходимо сделать? Правильно написать слово с орфограммой, для этого нужно хорошо знать правила русского языка. Поэтому сегодня мы с вами проводим урок повторения орфографических правил. А слово, которое осталось на доске – не случайно. Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя и будет помогать другим ребятам запоминать трудные правила.
- Повторение инструкции
- Работать будете в шестерках.
- На экране записана инструкция. Прочитайте ее и вспомните порядок работы.
1. Прочитай свою карточку
2. Найди и заполни свою карточку в листе ответов.
3. Вставь буквы в слова, проверь себя.
4. Перескажи свою карточку соседу.
5. Проверь, как твой сосед заполнил лист ответов.
6. Продиктуй слова соседу, проверь и оцени его.
7. Выслушай соседа и заполни лист ответов.
8. Запиши под диктовку соседа слова в свой лист.
9. Пересядь по схеме «ручейка».
Повтори 4 - 9
Напоминаю: каждый из вас сегодня – учитель и несет ответственность за знания своих «учеников».
4.Работа в парах.
Ребята работают индивидуально, затем в парах, пересаживаясь по инструкции.
Карточки для учеников (каждому ученику – одно правило). Столбец «Проверь себя» при выдаче карточки загибается назад и открывается только на этапе самопроверки вставленных букв.
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь букву | 3. Проверь себя: | ||
Соединительная гласная в сложных словах В сложных словах, то есть в словах с двумя корнями, между корнями пишутся соединительные гласные О или Е | Сам…лёт Пыл…сос Пар…возик | СамОлет
ПылЕсос ПарОвозик | ||
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь, если надо, букву | 3. Проверь себя: | ||
Непроизносимая согласная в корне слова В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ] может встречаться непроизносимый согласный звук. Для проверки необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный был слышен. | Сер..це Мес…ный Вкус…ный | СерДце (сердечный, сердечко) МесТный (место) Вкусный (вкус, вкусен) | ||
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь, если надо, букву | 3. Проверь себя: | ||
Разделительный Ъ и Ь Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [й’] «Ь» пишется в корне слов после согласной перед гласными: е, ё, ю, я, и «Ъ» пишется после приставок на согласную перед гласными: е, ё, ю, я. | Вып…ют Раз…езд Скам…я | ВыпЬют РазЪезд СкамЬя
| ||
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь, если надо, букву | 3. Проверь себя: | ||
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. В конце существительных, оканчиваю-щихся на шипящий звук [ж], [ ш], [ч’], [щ’] «Ь» пишется у существительных женского рода «Ь» не пишется у существительных мужского рода Слышу шипящий на конце – определяю род | Врач…. Лож…. Меч….
| Врач – м. р ЛожЬ – ж. р Меч – м. р
| ||
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь букву | 3. Проверь себя: | ||
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Проверять надо гласные звуки [а] и [и], которые стоят в корне слова без ударения. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась под ударением. | Л…сной См…трел Выт…нуть | ЛЕсной (лес) СмОтрел (смотрит, смотр) ВытЯнуть (тянет, вытягивать) |
1. Прочитай и выучи правило: | 2. Примени правило – вставь букву | 3. Проверь себя: |
Парная глухая согласная в корне слова Проверять нужно парный согласный в слабой позиции - на конце слова или перед глухими согласными. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного слышался гласный или звук [ н ]. | [п] Зу…ки Лё…кий Клю… | ЗуБки (зубы, зубной) ЛёГкий (лёгок, лёгенький) КлюВ (клювик) |
Если не все ученики могут сесть в «шестерки», они работают индивидуально по отдельным листам с аналогичными правилами по особой инструкции (Приложение 2)
5. Взаимоконтроль и самооценка.
По окончании парной работы:
- Отметьте правила, которые вам показались наиболее сложными (значок в кружке слева).
- Задайте друг другу вопросы по всем правилам, начиная с самых сложных.
- Оцените свои знания и умения. Закрасьте кружки над правилами и над написанными вами словами цветом: красным, если что-то осталось непонятным, было много ошибок в словах; желтым – если
в чем-то сомневаетесь, были 1 – 2 ошибки; зеленым – если довольны своей работой, ошибок не было, все правила усвоили.
6. Контроль
Тест (на слайдах) по всем правилам. Запись ответов в блокноты для самопроверки.
1. Найди слово, в котором пишется разделительный Ь
- под..ём
- по…езд
- прол…ю
2. Найди слово с орфограммой – Безударная гласная в корне слова
- полёт
- полетел
- лётчик
3. Как проверить парную согласную в слове Сказка?
- рассказ
- сказки
- сказание
4. В каком слове есть непроизносимая согласная:
- ненас…ный
- чудес…ный
- интерес…ный
5. В каком слове есть соединительная гласная?
- городок
- волнорез
С. полевой
6. В конце какого слова необходим мягкий знак?
- глуш?
- обруч?
- плющ?
Проверка.
7. Итог урока
Кому понравилось работать сегодня на уроке? Чьи «ученики» не делали ошибок? Кто стал знать правила лучше?
8. Домашнее задание
Составить орфографический диктант из 6 слов на правила, которые мы сегодня повторяли на уроке.
Приложение 1
№ | ПРАВИЛО |
ПРИМЕРЫ | Оценка |
1 | Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Проверять надо гласные звуки [….] и […..], которые стоят в корне слова ………………………………. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась ……………………………………………… |
| |
2 | Парная глухая согласная в корне слова Проверять нужно парный согласный в слабой позиции - на ……………………………. или перед ………………………….. согласными. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного слышался……………………или звук [ …….] |
| |
3 | Непроизносимая согласная в корне слова В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ] может встречаться непроизносимый согласный звук. Для проверки необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный……………………………………………. |
| |
4 | Разделительный Ъ и Ь Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [ … ] «Ь» пишется в …………………….. после согласной перед гласными: е, ё, ю, я, и «Ъ» пишется после …..………………….. на согласную перед гласными: е, ё, ю, я. |
| |
5 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. В конце существительных, оканчивающихся на шипящий звук: [ ], [ ], [ ] или [ ] – «Ь» пишется у существительных ……………........................................... рода «Ь» не пишется у существительных ……………………………………….рода ! Слышу шипящий на конце – определяю ………………………. |
| |
6 | Соединительная гласная в сложных словах В сложных словах, то есть в словах с………………………………………, между корнями пишутся соединительные гласные ……… или ……. |
|
Приложение 2
Инструкция для индивидуальной работы
1. Прочитай первое правило, найди его в листе ответов и заполни пропуски.
2. Вставь буквы в слова на карточке, проверь себя.
3. Выполни то же самое последовательно для всех остальных орфограмм.
4. Придумай свои примеры (по три слова) на каждое правило, запиши в лист ответов.
5. Повтори все правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....