"Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Давыденко Лариса Николаевна

Урок русского языка в технологии развития критического мышления. Тема "Связь слов в предложении" 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davydenko_l.n._svyaz_slov_v_predlozhenii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

1. Давыденко Лариса Николаевна

2. «Основная общеобразовательная школа с. Покровка»

3. Русский язык

4. Класс - 2

5. Тема урока: Связь слов в предложении.

6. Изучение нового материала. (1-й урок)

Тема урока:  Связь слов в предложении.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: учить детей устанавливать связь слов в предложении.

Задачи:

 - на основе имеющихся  знаний систематизировать информацию о предложении;  учить детей находить связь слов в предложении.

-  развивать критическое мышление; анализировать и сравнивать; обобщать  и делать выводы;

- развивать устную и письменную речь учащихся; навык грамотного письма.

- развивать сознательное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Учитель читает записанные на доске строчки из стихотворения А.К. Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,

Белый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Учитель:

- О каком времени года идёт речь?

- Какое настроение  вызывают у вас эти строчки?  

Учитель:

- Я желаю, чтобы сегодня ничего не омрачало ваше весеннее настроение. Желаю вам творческой работы.

- Перечитайте отрывок ещё раз.

- Сколько предложений в этом отрывке?

- Прочитайте 1 предложение. Что содержит это предложение? (содержит сообщение)

- Какое оно по интонации? (невосклицательное)

- Запишите 2 предложение.  Найдите главные члены предложения (Пар восходит).

- Что содержит это предложение? (содержит сообщение)

- Какое оно по интонации?  Какие ещё по интонации бывают предложения?

Обобщим имеющиеся у вас знания о предложении. Занесём сведения в таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

В предложении есть главные члены предложения.

Учащиеся самостоятельно заполняют 1 столбик таблицы.

Учитель:

-Расскажите, что вы знаете о предложении. (Один ученик зачитывает, другие дополняют, не допуская повторений).

Учитель:

- В предложении,  которое вы записали, есть и другие слова. Зачем автор их употребил?

(Чтобы показать какой пар и откуда он идёт).

А теперь прочитайте слова: ожить, лес, сонный

                                               ручьи,  звонкие, побежать

- Можно ли назвать эти группы слов предложениями? Почему?

(Слова не связаны между собой). Что значит «слова не связаны»?

- Сформулируйте тему урока. ТЕМА: Связь слов в предложении.

  1. Стадия осмысления.

Учитель:

- Исходя из темы урока, что бы вы хотели сегодня узнать? (Учащиеся заполняют вторую часть таблицы З-Х-У).

(После заполнения 2 части таблицы обсуждение в паре и озвучивание).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

В предложении есть главные члены предложения.

Каким образом слова связаны в предложении?

Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?

Учитель:

- Давайте поставим цель  урока. Цель: узнать, как связаны слова в предложении.

- Откройте учебник на стр. 101.  Выполним упражнение 12.

Прочитайте задание.

Важные грачи чинят гнёзда.

- О ком говорится в предложении? (о грачах). Что вы знаете об этих птицах? (Грачи -  перелётные птицы.  Прилетают к нам весной).

- Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты грачи? Как об этом сказано в предложении?

- Запишите предложение. Найдите главные члены предложения. Найдите связь главных членов предложения с другими словами.

(Дети  подчёркивают главные члены  предложения. Задают вопросы от подлежащего, потом от сказуемого. Находят связь слов.  Записывают  словосочитания).

            Грачи (какие?) важные.

            Чинят (что?) гнёзда.

Учитель:

- Как устанавливали связь между словами? (Ставили вопросы). Сформулируйте вывод. Связь слов в предложении устанавливаем при помощи вопросов.

На доске: поб.жать, звонкий, руч.и.

- Составьте из данных слов предложение. Запишите его. Выделите в словах орфограммы.

Побежали звонкие ручьи.

- Пришлось ли вам изменять слова? Почему (разная форма слов  - число).

- Назовите главные члены предложения.  Установите связь слов в предложении.              - Сделайте вывод о форме слов в предложении.  (Слова в  предложении должны быть связаны  по    форме).

- Запомните это правило. Оно вам будет необходимо при выполнении домашнего задания. (Упр.9  с. 99 – записать.)

Физминутка:

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнулись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

Самостоятельная работа.

Упр. 21 на стр. 105.  (Учитель может помочь слабым учащимся. Учащиеся могут попросить помощи у соседа по парте).

После выполнения упражнения проводится проверка составленных предложений.

Учитель:

- Как связаны слова в каждом  предложении?  (Связаны при помощи вопросов). Как связаны слова в словосочитаниях? (В 1и во 2  предложении  слова в  форме  единственного числа, в 3 предложении  - в форме множественного числа. Связаны слова при помощи вопросов).

Учитель:

- Рассмотрите рисунок.  (Заяц спрятался за куст).

- Прочитайте предложение:  Заяц спрятался  … куст.

- Подумайте, какое слово надо добавить в это предложение? (добавить предлог за).

- Запишите предложение:  Заяц спрятался за куст.

- Перед какой частью речи стоит предлог? (Перед существительным)

Учитель:

- О роли предлога в предложении мы будем говорить на следующем уроке. А сейчас давайте подведём итог нашей работе.

  1. Стадия рефлексии.

Учитель:

- Наш урок заканчивается. Что нового вы узнали о предложении?

- Пришло время заполнить последнюю графу в таблице.

(Учащиеся заполняют самостоятельно)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

В предложении есть главные члены предложения.

Каким образом слова связаны в предложении?

Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Связь слов в предложении можно установить при помощи вопросов.

Перед некоторыми словами в предложении могут стоять предлоги.

Учитель:

- Сделайте вывод по теме  урока  (учащиеся зачитывают выводы из 3-й графы).

Учитель:

Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке.

Учитель оценивает учащихся.

Учитель:

 - Спасибо вам за урок. Я желаю вам весеннего солнечного настроения на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...