Конспект урока по теме "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мерзлякова Мария Александровна

Конспект составлен по теме "Несклоняемые имена существительные", 4 класс,  программа "Школа России" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye_konspekt.doc804.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

тема: «Несклоняемые имена существительные» - 4 класс

учителя начальных классов ГБОУ Гимназия № 1579 ЮАО

Мерзляковой Марии Александровны

Задачи:

развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой (справочники, словари, интернет), развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать своих товарищей;  

        формировать представления у детей о несклоняемых именах существительных, учить определять род у несклоняемых именах существительных, правильно употреблять их в речи, формировать правильные представления у детей об объектах окружающего мира;

        воспитывать аккуратность письма, бережное отношение к природе, чувство коллективизма, интерес к предмету.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работ, видеомагнитофон, магнитофон, предметные картинки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сейчас у нас урок русского языка. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнее число и словосочетание «классная работа».

 

2. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему слова распределили в два столбика таким образом?

кино                                окно

шоссе                        болото

пальто                        зерно

радио                                поле

 

(Существительные первого столбика являются несклоняемыми,  а существительные второго – склоняемыми.)

- Что значит несклоняемые имена существительные?

- К какому склонению относятся существительные второго столбика? (2 скл.)

- На существительные какого склонения похожи несклоняемые имена существительные? (2 скл.)

3. Цель урока

- Мы сегодня на уроке русского языка будем учится отличать несклоняемые имена существительные от существительных второго склонения.

- Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными.)

- Верно,  несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки,  не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.

4. Чистописание

- Какие окончания у несклоняемых имен существительных? ( о или е)

- Сегодня нам встретится много несклоняемых имен существительных, поэтому в каллиграфической минутке мы будем писать эти буквы. (Учитель показывает написание букв, параллельно объясняя написание.)

5. Словарная работа

Ученик выходит к доске, молча пишет словосочетания, проверка осуществляется после написания.

Широкое шоссе, зимнее пальто, лесное болото, быстрое метро, горячее железо, теплое молоко, кино о Москве, русское радио.

Проверка (светофоры).

- Подчеркните несклоняемые имена существительные, докажите.

Широкое шоссе, зимнее пальто, лесное болото, быстрое метро, горячее железо, теплое молоко, кино о Москве, русское радио.

6. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были подобрать примеры несклоняемых имён существительных. Какие слова вы нашли?

Ралли, регби, ришелье, поло, палаццо, падре, резюме, эссе, ро´ндо, рондо´, ранчо, родео, дефиле, фламинго, кашне, колибри, суфле и др.

В процессе опроса у детей выясняются значения некоторых слов. По возможности учитель показывает картинки некоторых предметов и объектов и даёт некоторые сведения.

Эти красивые птицы живут большими стаями по берегам солёных озёр, питаются рыбой и растениями. Фламинго занесён в Красную книгу и находится под охраной природы.

Колибри самая маленькая североамериканская птица, ее

размер не превышает 8 см.

                                                                                 

- Какими источниками вы пользовались при выполнении данного задания? (толковые словари Ожегова, Ушакова; словарь трудных слов, спросили у родителей, обратились в интернет)

7. Физ. минутка

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай слово».

Правила игры следующие: я называю слова, вы их слушаете. Как только слышите несклоняемые имена существительные, тут же  хлопаете (ловите его).

Окно, сова, метро, дождя, кенгуру (показ иллюстрации и аудиозапись)

- Ребята послушайте небольшой рассказ о кенгуру.

- Что интересного узнали? (Кенгуру является символом Австралии; задние ноги очень сильные, а передние короткие; хвост служит для опоры, когда сидит, а при движении – для равновесия).

 - Молодцы.  

- Ловим следующие слова: место, манто, манго, танго, горилла, пальто, шимпанзе (показ видеофрагмента о шимпанзе).

8. Самостоятельная работа на карточках.

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."

Проблемный  урок по  русскому  языку  проводится  в  4  классе. На  уроке  применяется  интерактивная  форма  организации  учебного...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...

Конспект логопедического занятия "Собственные имена существительные"

Собственные имена существительные. (Имена и фамилии людей; клички животных; названия городов, сёл, улиц). Мой край. Обучающиеся закрепят правописание имён собственных (имён и фамилий людей; кличек жив...