Упражнение в написании слов с безударными гласными.
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

Уроки, проведенные в нестандартной форме, для учеников должны быть праздником, вызывать интерес как в познавательном, так и в образовательном отношении. Эти уроки заставляют детей думать, размышлять, свежим взглядом смотреть на изученное понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_nynche_..._posmotri_v_okno.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнение в написании слов с безударными гласными»

  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с безударными гласными. А материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему «Весна». Почемучка будет задавать нам вопросы.

Далее учитель последовательно задает следующие вопросы:

- Какие гласные в словах надо проверять?

- В написании каких гласных мы чаще всего допускаем ошибки? (О, А, Я, Е, И)

- Какая гласная в слове всегда бывает ударной? (Ё)

     

     2. Минутка чистописания.

На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы. Учитель просит детей догадаться, о чем она? Выясняется в каком значении употребляется слово красна; обращается внимание и на то, как народ именует весну (матушка – весна). Объясняется значение всей пословицы.

М.т.шк. в.сн. – вс.м  л.д.м  кр.сн.  .

(Матушка-весна – всем людям красна)

Далее работа проходит так: дети называют пропущенные в словах гласные, учитель показывает соединение этих гласных с другими буквами. В словах весна и красна ученики доказывают правильность написания безударных гласных. Затем предлагается записать правильно и красиво пословицу о весне и подготовиться составить из слов предложение:

весну, кончает, начинает, зиму, март

После записи предложения учитель задает учащимся ряд вопросов:

- Можно ли сказать, что к нам пришла весна?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- В названии каких весенних месяцев только ударные гласные?

- Какое предложение вы составили из слов?

Подтверждая правильность составленного предложения, учитель замечает, что это предложение – пословица, которая имеет продолжение: Март зиму кончает, весну начинает, теплом привечает. Затем детям предлагается объяснить написание подчеркнутых гласных в слове кончает и начинает и записать правильно и красиво эту пословицу: Март зиму кончает, весну начинает.

После записи учитель дает этимологическую справку: «Ребята, знаете ли вы, почему месяц март так назвали? Послушайте. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался этот месяц Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали».

3.Составление пословиц и их запись. Лексико-орфографический разбор.

Слово учителя: народ много сложил пословиц о первом весеннем месяце. На доске записаны три из них, но части, составляющие пословицы, перепутаны. Кто из вас может восстановить пословицы в том виде, в каком они были сложены народом? ( Каждая часть пословиц написана на отдельных полосках бумаги, так легче проводить изменения при конструировании предложений)

Март зимобор, грачей пригнал.

Март-грачевник, и зима заплачет.

Придет март-капельник – с зимой борется.

Учащиеся восстанавливают первоначальный вариант пословиц. Для этого нужно вникнуть в смысл первой и второй частей, написанных пословиц, сопоставить их друг с другом и решить, как изменить части по смыслу. По мере работы с каждой пословицей проводится лексико-орфографический анализ некоторых слов. Далее даны вопросы, по которым проводится анализ:

- Почему март в народе называют зимобором?

- Посмотрите, как интересно составлено это слово: от слова зима взяли частичку зим-, от слова борется – частичку бор-, соединили эти две части гласной о, и получилось слово зимобор!.

- А почему март назвали грачевником?       

- Да, действительно, «Март – грачевник, грачей пригнал. Налетели грачи, стали зиму толчи.» (На доске появляется картинка с изображением грача)

- А знаете ли вы, когда еще в речи употребляют слово грачевник? (Место, где грачи строят и обживают свои гнезда). Селятся грачи колониями, устраивая на одном дереве несколько больших растрепанных гнезд. Иногда в грачевниках бывают сотни гнезд.

- Почему март называют капельником?

- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово капельник?

Ученикам предлагается записать любую пословицу и подготовиться объяснить написание подчеркнутых в словах гласных. После проверки дети должны вспомнить, в каком стихотворении Ф.И.Тютчев рассказал о единоборстве зимы с весной? Учащиеся читают знакомые им строки: «Зима недаром злится…»

4. Творческий диктант.

Слово учителя: я буду читать текст с пропуском слов-названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице здесь говорится, и записать в тетрадь слово – название этой птицы.

Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся … (воробьи). На заборе вертят головами, качают хвостами и трещат длиннохвостые … (сороки). Потрещат, пострекочут, встретят начало весны и отправятся в лес заниматься своими гнездовыми делами. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-черные с белыми носами …(грачи). Ходят важные, тугим крылом поблескивают, землю ковыряют, червяков да личинок вытаскивают. Около старого скворечника, трепеща черными крылышками, распевают свою звонкую песенку …(скворцы). Каких только звуков не услышишь в песне скворцовой! Они умеют подражать голосам многих птиц.

После записи предлагаются следующие вопросы:

- Как бы вы озаглавили текст?

- Какие слова помогли вам узнать птиц? (Открываются на доске картинки с изображением этих птиц).

- Прочитайте слова, в которых написание безударной гласной надо запомнить? (Воробей, сорока).

- А теперь прочитайте слова, в которых безударную гласную можно проверить. Докажите, что эту гласную вы написали верно. (В слове грачи пишу гласную а, потому что в слове грач пишется гласная а. В слове скворцы пишу гласную о, потому что есть проверочное слово скворушка).

Затем учитель дает этимологическую справку: а знаете ли вы, почему грач и скворец получили такое название? Вслушайтесь: слова грачи, скворцы составлены из звуков, которые издают эти птицы: «Гра-гра!» - кричат грачи. «Сквор-сквор!» - поют скворцы. Думаю, теперь вы не допустите ошибок в написании данных слов.

Потом следуют вопросы:

- А почему грачей и скворцов называют первыми вестниками весны? Кто из них первым возвращается на родину?

5. Первичное восприятие картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Слово учителя: перед вами картинаАлексея Кондратьевича Саврасова. Как вы думаете, в какое время года она написана художником? Почему? О чем рассказывает картина? А как бы вы ее озаглавили? А.К.Саврасов тоже назвал картину «Грачи прилетели». На следующем уроке мы продолжим беседу по картине и напишем небольшой текст.

Комментированно записывается название предстоящего текста: Грачи прилетели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 1 классе "Упражнения в написании слов с безударными гласными" Планета знаний

Урок начинается с закрепления уже имеющихся знаний, есть словарная работа...

Урок русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"

План- конспект урока русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"...

Урок русского языка во 2 классе/. Тема: "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне..Поговорим о великой Победе «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема: упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «никто не забыт, ничто не забыто»Цели: закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых у...

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

Урок закрепления изученного о правописании безударных гласных во 2 классе. На уроке использован региональный компонент....

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Упражнения в написании слов с безударными гласными...

Презентация "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова"

Презентация к уроку" Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова " во 2 классе...