Урок русского языка во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100" по теме "Объединение слов в тематические группы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии через реализацию деятельностного метода работы. Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий, формировать представление о словах, отвечающих на вопрос кто? что?  На уроке развивается умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изученияи, в соответствии, предполагать свои действия.   Умение выполнять задания на  закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка. Урок носит практический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

 муниципального образования город Ноябрьск»

Методическая разработка

урока  русского языка  в 2 классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Иванова Луиза Николаевна

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

Ноябрьск, 2012г

  1. Тема: «Объединение слов в  тематические группы»
  2. Результаты деятельности:
  1. Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание,   самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия,  строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм, перепроектировать,  выполнять задания на  закрепление знаний и способов действий,  анализировать и осмысливать свои достижения.
  2. Метапредметные (МПР): учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности;  умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.   Умение выполнять задания на  закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка.
  3. Предметные (ЛР):  понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения.  Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее. Прочные знания и умения по изученной теме.
  1. Оценка результатов: оценочные суждения  на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности, воспринимать задание, на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности, сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению; самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели; создавать зрительный образ понятия,  умение строить алгоритм деятельности.
  2. Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий, творческих способностей. Формировать представление о словах, отвечающих на вопросы кто? что?
  3. Технологии достижения цели: ИКТ-технология, технология проблемно-диалогического обучения на основе  деятельностного метода работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

Приветствие учителя

 Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Актуализация знаний

1.Чистописание Е Е Ем Ек Елена Евгений Егор Ева Елец (на слайде)

-Что интересно заметили в словах?

2. Словарная работа. Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти» (на слайде нарисованы 2 домика, рисунки: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина).

Задание: распределите слова на две группы, запишите в тетради.

Проверка по выполненному заданию на компьютере.

-По каким признакам распределили слова на группы?

-Что общего у слов первой группы? У второй?

-Назовите слова, у которых все согласные звуки твердые.

Назовите слово, у которого букв меньше, чем звуков.

-Какие опасные места вы заметили?

Учащиеся называют способы соединения буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу.

Учащиеся называют лишнее слово (Елец), доказывают.

Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, за компьютером выполняет индивидуально один ребенок.

Самоконтроль.  Самооценка

Животные и растения.

Они обозначают одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы кто? и что?

Сорока, ворона.

Заяц.

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Мы их запоминаем.

Постановка учебной задачи

(Проблема-тизация)

-Какие два домика у нас были?

- Запишите еще по два слова к каждой группе. Где можно найти материал?

-Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. Чему мы сегодня будем учиться?

Животные и растения.

В словаре в конце учебника.

Будем учиться объединять предметы в тематические группы.

Решение учебной задачи

(Депробле-матизация)

  1. Работа по учебнику. Упражнение 52.

Раздели слова на группы:

Тетрадка, ребята, мальчик, трамвай, собака, жираф.

-На сколько групп распределили слова?

-Кто из детей прав? Почему?

Сделайте вывод.

Звуко-буквенный анализ выполняется самостоятельно.

Проверка по слайду.

Учащиеся выполняют задания коллективно, пошагово

На две группы: слова, отвечающие на вопросы кто? что?

На три группы: вещи, люди, животные.

Второй ответ верный, так как сегодня мы учимся распределять слова на тематические группы, а первый способ делит на группы не по тематике.

Учащиеся делают вывод, как можно  распределить слова  на группы.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Первичное закрепление

(Применение алго-ритма на практике)

  1. Упр. 53 самостоятельная работа

Слова девочка, пшеница, жук, клен, артист, ольха, бабочка записать тематическими группами

–Допишите по одному слову в каждый столбик. Сделайте вывод.

  1. Игра «Третий лишний».

-Определите, какое слово лишнее. Запишите это слово.

Понедельник, среда, осень (дни недели)

Гроза, гром, лужи (явления природы)

Лимон, кабачок, огурец (овощи)

Тарелка, мяч, кувшин (посуда)

-Что интересного заметили в записанных словах?

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают вывод.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют

Они отвечают на вопрос что. Есть слова, в которых все согласные мягкие (мяч). Есть слово, в котором букв больше, чем звуков (осень). Есть слово, в котором все согласные звуки твердые (лужи). Есть лишнее слово (мяч), так как в нем один слог, а в остальных по два слога.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тренинг.

Творческая работа.

Записать одну тематическую группу слов.

Проверка: ученик читает слова, остальные называют тему.

Выполняют задания   учителя.

Придумывают свои задания по изученной теме.

Итог работы. Рефлексия деятельности

-Всегда ли можно создать тематическую группу слов?

-Почему это трудно?

Вывод.

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.

В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Дом. задание

Упражнение 37 (дидактический материал)

Источники литературы:

  1. Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В., Яковлева М.А. Русский язык (первые уроки): Учебник для 2 класса. – изд. 2-е, перераб. – М.:Баласс, 2008 г.
  2. Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В, Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  1. Бунеева Е.В., Комиссарова ЛЮ., Яковлева М.А. Русский язык 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. – изд.2-е, перераб. М.: Баласс, 2010
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
  3. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. пособие для учащихся/Под науч.ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.
  2. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Фраза». – ЗАО «Новый дом». – Москва, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного  на конкурс "Учитель года"....

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...