Учебный проект по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предлагаю разработку учебного проекта по русскому языку по теме "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня" 3 класс. Результатом проекта являются электроные словари, разработанные учащимися моего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.rar | 394.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка
Автор проекта: Поспелова Ирина Владимировна
Предмет: русский язык
Возраст: 3 класс
Пункт тематического плана школьного предмета: Слово. Части слова
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы:
- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне?
- Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
Прожектная идея: Провести исследование – почему на стыке приставки и корня появляется удвоенная согласная буква, и создать словарик.
Обоснование выбора: Через исследование определяем, что удвоенные согласные не всегда находятся в корне.
Тема проекта (учебного занятия): Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Цель проекта: Создать словарик по изучаемой теме, используя библиографический материал для исследования.
Задачи:
Учить различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.
Учить находить материал по данной теме, пользуясь справочной литературой.
Развивать творческие способности учащихся.
Планируемый конечный результат: словарик
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов: Содержание, оформление, элементы дизайна
Время реализации проекта (учебного занятия): 29 ноября – 6 декабря
Требуемые ресурсы (человеческие и технические): Орфографические словари, толковый словарь, электронные энциклопедии
Исполнители: учащиеся 3 класса
Триада вопросов, которую поставила перед учащимися:
Основополагающий вопрос: Какую роль играют слова в жизни человека?
Проблемный вопрос: Откуда берутся удвоенные согласные и зачем они нужны?
Частые вопросы:
- В какой части слова может находиться удвоенная согласная?
- Бывают ли в словах утроенные согласные?
- Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень?
- Что значит объяснить орфограмму графически?
Самостоятельные исследования учащихся: Работа со словарями (поиск слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня). Работа в группах (исследование слов по теме) Индивидуальная работа на компьютере (игра «Исследователи - лингвисты»). Оформление словаря.
Перечень дидактических материалов: Учебник «Русский язык» Р. Н. Бунеев, игра «Исследователи - лингвисты», игра «Обгонялки»
Учебное занятие
с элементами проектной деятельности
ТЕМА. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
ЦЕЛИ. Создать словарик по изучаемой теме, используя библиографический материал для исследования.
ЗАДАЧИ.
Учить различать слова с удвоенной согласной буквой в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.
Учить находить материал по данной теме, пользуясь справочной литературой.
Развивать творческие способности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | |
Сегодня на занятии мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Сначала ответьте на несколько вопросов. - Какую широкую тему мы изучаем на уроках русского языка? - А какую узкую тему изучаем? - Какие части слова мы уже изучили подробно? - Что такое корень? Какие орфограммы знаете в корне? - Какая часть слова стоит перед корнем? Какую орфограмму в приставке вы знаете? А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Обгонялки». Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Отгадайте слова, запишите в тетради, обозначьте орфограммы. Работать вы будете в группах, Распределите обязанности в группе, используя памятку. Даю на эту работу 5 минут. - Что вы заметили интересного? - В какой части слова удвоенная согласная? - А в слове рассказ? - Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне? | Дети слушают, отвечают на вопросы. - Мы изучаем тему «Слово» - Изучаем «Состав слова» - Корень, приставку - Корень – общая часть родственных слов Знаем безударную гласную, парную согласную, удвоенные согласные. - Перед корнем стоит приставка. Безударные гласные в приставках. В группах распределяют свои обязанности. Работают в группах, обсуждают, высказывают свое мнение, отгадывают слова, записывают в тетради, обозначают орфограммы. Называют проблему и выдвигают гипотезу. - Во всех словах удвоенная согласная. - В корне
|
Исследовательский этап | |
Предлагаю провести самостоятельно исследование и сделать вывод. Игра называется « Исследователи – лингвисты». Вы садитесь к компьютеру парами, предлагается текст. Задание: выписать из текста слова с удвоенными согласными, обсудить, где находится удвоенная согласная, своими мыслями потом поделиться со своей группой. Сформулируйте вывод. Давайте запишем слово рас+ ссориться =? - Бывают ли в словах утроенные согласные? - Как поступить, чтобы не обидеть приставку и корень? - Что значить объяснить орфограмму графически? Ребята, я хочу вам предложить тему для дальнейшего исследования. Обсудите план работы, выберете форму представления результатов. Ознакомьтесь с критериями оценивания ваших работ. Ребята, а где можно найти слова по вашей теме? Я хочу вас познакомить с источниками информации, которые вам пригодятся при поиске слов на вашу тему. Представляю словари. | Работают за компьютерами парами, исследуют написание удвоенной согласной в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. Делают выводы, задают вопросы. Обсуждают в группах. Выступающие от групп рассказывают о том, что они увидели в этих словах. - Нет.
- Выделить приставку и корень, корень и суффикс Читают тему, обсуждают план работы, выбирают форму представления результата. Знакомятся с критериями. Если что непонятно, задают вопросы. Выступающий от группы знакомит всех со своим планом работы. - В словарях, в Интернете, в электронных энциклопедиях. |
Выражение решения | |
Вы убедились, что язык полон тайн? Благодаря вашей пытливости мы открыли ещё одну тайну. Какую? Но наша работа еще не закончена. Вы должны представить свои результаты, о которых вы заявили. Выразите отношение к сегодняшнему занятию. Что оно вам дало? Через неделю посмотрим на то, что вы сделали и оценим. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! | Дети называют тему и проблемы, которые они дальше будут исследовать. Выражают свое отношение к занятию. |
Дидактический материал
Игра «Обгонялки»
- В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].
- В нём спряталась единица массы.
- В целом этим словом называют раздел науки о языке.
- Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.
- В этом слове 3 орфограммы.
- В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
- Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.
- Этим именем звали красивого юношу.
- Он был так влюблён в себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное лицо, отражённое в воде. В наказание боги его превратили в цветок.
- Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
- В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Публикации моих учеников. Учебный проект по русскому языку " Слово о словарях" Выполнен учащимися 2 класса" А" "МБУ школы №21"г.о. Тольятти Самарской области.
Цель данного проекта:познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.Дети приготовили информацию о каждом словаре и практические задания для работы с каждым из них....
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....
Проект по русскому языку "Тайна имени". УМК "Школа России" В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011г
Данная работа является конечным продуктом проекта по русскому языку "Тайна имени". 3 класс. УМК "Школа России" В. П. Канакина и В. Г. Горецкий "Русский язык", -- М.: Прос...
Учебный проект по русскому языку: "Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать".
Выражение своих мыслей в речи ,а особенно в письменной –очень важный навык. Дети должны научиться выражать мысли в правильной форме. Они не должны бояться выражать свои мысли. Умение выражать...
Учебный проект по русскому языку "История одного слова"
Учебный проект по русскому языку "История одного слова" содержит интересные сведения о значении и происхождении слов в русском языке, развивает творческие способности детей и призван р...