Урок по теме "Склонение существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Формирование первоначальных представлений о склонении существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_sushchestvitelnyh.doc | 89.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
тема:
«Склонение существительных»
Учитель
начальных классов Марти А.А. МОУ-ООШ № 25
г. Армавир
Слайд № 2. Цели: - формировать первоначальное представление о склонении имён существительных;
- знакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами;
- развитие речи учащихся;
- воспитание любви к великому русскому языку.
Слайд № 3. План урока.
- Чистописание.
- Словарная работа.
- Актуализация знаний.
- Новый материал.
- Закрепление пройденного материала.
- Домашнее задание.
Слайд № 4. - Откройте прописи на странице 7. Выполните задание. Слайд № 5. Словарная работа.
- Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.
- Как одним словом объединить эти слова? (Растения)
- Составьте распространённое предложение с любым из этих слов. Запишите, разберите по членам предложения и по частям речи.
Слайд № 6. Актуализация знаний. Вам предстоит ответить на вопросы, но прежде - отгадайте загадку.
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Существительное)
- Что такое имя существительное? (Часть речи)
- Что обозначают имена существительные? (Предметы)
- На какие вопросы отвечают? Почему их два? (Кот? Что7 Одушевлённые и неодушевлённые)
- Как изменяются имена существительные? (По числам)
- Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского, среднего)
- Какую основу могут иметь имена существительные? (Твёрдую и мягкую)
Слайд № 7. Выпишите имена существительные, определите число, род, подчеркните мягкую основу зелёным, а твёрдую - синим цветом.
Сапоги, дорога, красивый, дом, гореть, земля, лететь.
Слайд № 8. Проверь себя.
- Как вы полагаете, могут ли ещё каким то образом изменяться имена существительные?
(По вопросам)
Слайд № 9. Прочитайте текст.
Тигр - это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тш ра огромная. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.
- Как слово употребляется в каждом предложении?
- Какой частью речи является это слово?
- Поставьте к этому слову вопросы от других слов. Устно. Кто? тигр;
увидеть(кого?) тигра; наблюдать (за кем?) за тигром; не попадаться (кому?) тигру; сила (у кого?) у дятла; говорят (о ком?) о тигре.
- Запишите.
Слайд № 10. Проверь себя.
- Что вы можете сказать об окончании?
- Почему оно изменилось?
- Вы выписали родственные слова? Докажите. (Родственные слова образуются не от изменения окончаний, а при помощи приставок и суффиксов) Придумайте однокоренные слова к слову тигрёнок.
Новый материал.
- Какой вид работы вы выполняли? (Изменяли существительное по вопросам) -Кто знает, каким, одним словом можно заменить эту фразу?
- Изменение существительных по вопросам называется склонением или изменением
по падежам.
Слово «падеж» произошло от латинского слова, означающего падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин склонение. Название русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят то латинских и представляют их дословный перевод
Слайд №11.
- Именительный - имя предмета - начальная форма, наименование.
- Родительный - означает «полученный с рождения».
- Дательный - от слова «дать».
- Винительный - существительные означают то, что является причиной или, по - старому, «виной» действия.
-Творительный - связан с глаголом «творить», то есть- делать.
- Предложный назван так Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.
Итак, в русском языке шесть падежей. Откройте учебник на странице 90. Прочитайте
правило.
Слайд №12 Выполните упражнение 93, страница 89.
Слайд №13 Падежи и вопросы, помощники детям в выполнении упражнения.
Слайд №14 Проверь себя.
Слайд №15 Закрепление пройденного. Тест.
Слайд №16 Проверка теста
Слайд №17 Домашнее задание: страница 91, упражнение 97, страница 90, выучить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Признаки имени существительного"
Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...
План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)
Цели урока: 1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...
Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".
Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....
Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...
Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Пар...
Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...