Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов". | 13.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Текст. Типы текстов. 3 класс (русский язык).
Цели: систематизировать знания о признаках текста и его функции; учить определять тип текста; познакомить с дифференциацией текстов по их назначению, наблюдение за текстами разных типов.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологическая установка на урок:
Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Начнём наш урок русского языка.
II. Актуализация знаний
1.- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов и завершите ее:
(на доске запись: звук →слово→словосочетание→предложение→…) (текст)
- Как вы думаете, какая единица языка должна быть завершающей? Почему вы так думаете? (В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка).Молодцы!
2.- Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будет изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?
(Тема урока: текст, его признаки, типы текстов. Цель: уточнить и закрепить знания о тексте, вспомнить его основные признаки, определять тип текста по его содержанию).
3. – Что вы знаете о тексте? (прием «Корзина знаний).
Варианты ответов:
Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.
Текст состоит из нескольких предложений.
В тексте предложения связаны по смыслу.
У текста есть название, или можно дать название.
Все предложения в тексте объединены одной темой. (Тема текста – это то, о чем или о ком говорится в тексте) В тексте можно определить главную мысль. ( Если ответить на вопрос: что этим текстом хотел сказать автор?)
Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка. К тексту можно составить план.
-Молодцы!
III. Самоопределение к деятельности
1.Устно расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
Под счастливою звездою
Детство наше золотое!
Мы живём в краю родном.
Всё светлей ты с каждым днём.
(З.Александрова)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
• Это много предложений.
• Это предложение, записанное в тетрадь.
• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).
— Прочитайте.
— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
— О чём говорится в тексте?
— Определите главную мысль текста.
— Какое название подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?
Упр. 12 (с. 12-13).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Определите главную мысль текста.
— Сколько частей в этом тексте? (Три.)
— Почему текст разделён на части?
— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.
— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?
V. Физкультминутка.
физминутка для начальной и средней школы - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
VI. Продолжение работы по теме урока
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.
Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Работа в парах.
Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.
Выполняют задания.
1.Прочитайте текст.
2.Что общего в этих рассказах?
3.Чем отличаются?
- Прочитайте еще раз первый текст.
1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.
-Что мы из него узнали?
Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.
(схема на доске)
- Прочитайте второй текст. О чем он?
2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.
-Чем этот текст отличается от первого?
В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.
(схема на доске)
- Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?
3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.
В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание.
- Рассмотрите схему на с. 13. Назовите типы текстов.
- Kакой текст называется текстом-повествованием?
- Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?
- Какой текст называется текстом-описанием?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
— Какой текст называется текстом-рассуждением?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению?
2. Работа с текстом
— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах
Пушки с пристани палят,
Ветер по морю гуляет
Кораблю пристать велят.
Мимо острова крутого,
И кораблик подгоняет;
Кораблю пристать велят.
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)
VII. Закрепление. Подведение итогов урока.
— Прочитайте. Определите тип каждого текста.
Сластёна
Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.
Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.
Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.
По А. Дорохову
Янтарь
Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.
Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.
А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.
По В. Сейраняну
— Что вы знаете о тексте?
— Как отличить текст от набора предложений?
— Какие типы текстов вы знаете ?
VIII. Домашнее задание.Рефлексия.
Домашнее задание
Составить и записать текст-описание животного.
У каждого ребёнка лежит на парте анкета, нужно подчеркнуть выбранный один вариант ответа.
Анкета самоанализа
на уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок мне показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Домашнее задание
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....
Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"
Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...
КВН по русскому языку 2 класс ««Знатоки русского языка»
Прививать интерес к русскому языку, коммуникативность, умение работать в группе....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Внеклассное мероприятие по русскому языку – 2 класс «Знатоки русского языка», 2019 год
Цель данного мероприятия через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку. ......