Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изложение текста повествовательного характера".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Изложение по тексту Г. Скребицкого (текст насыщен однородными членами предложения). В ходе подготовки к написанию изложения составляется предикативная программа текста с включением однородных членов предложения, что является основой для пересказа текста. В качестве отдельного этапа работы включена орфографическая подготовка перед написанием изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
(Подготовила учитель начальных классов Мацыгура А.В.
МОУ «КСОШ № 55», п.Красково, Люберецкий р-н, Московская обл.)
Тема. Изложение текста повествовательного характера.
Цели: 1. формировать навык связной повествовательной речи на материале текста цепной организации.
2. учить строить смысловую предикативную программу текста повествовательного характера.
3. закреплять умение употреблять в речи детей простое распространённое предложение, осложнённое однородными членами предложения.
4. закреплять знания об однородных членах предложения.
5. закреплять навыки правописания.
Оборудование: текст повествовательного характера;
карточки со словами для составления предикативного плана;
карточки-схемы с обозначением однородных членов предложения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Инстр. Подготовьтесь к уроку. Тихо сядьте.
Чему мы учимся на уроках развития речи?
II. Постановка темы урока.
Инстр. Вспомните правило, которое вы недавно изучали по русскому языку.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению, в котором много однородных членов предложения. Вы должны будете написать текст и правильно расставить знаки препинания.
III. Знакомство с текстом.
Инстр. Слушайте рассказ. (Учитель читает текст без заглавия).
Как-то раз мы с соседом Михалычем и его собакой Джеком купались в реке.
Михалыч переплыл на другой берег и позвал к себе Джека. В это время пёс играл с нами. Джек услышал голос хозяина, насторожился и бросился в воду. Потом он неожиданно вернулся, схватил в зубы одежду Михалыча и быстро поплыл. Рубашка и брюки тащились по воде следом за ним. Джек едва их удерживал зубами за самый кончик. Мы замерли на месте. Но Джек ничего не растерял и благополучно переплыл на другую сторону.
Так Михалычу пришлось плыть обратно вместе с одеждой.
(По Г. Скребицкому)
- Ребята, с чего начинаются все сказки, рассказы? (С названия)
- Какое название наиболее подойдёт к этому рассказу?
- Какое самое важное место в рассказе? (Услышал и поплыл).
- Я напишу слово, которое поможет вам придумать название рассказа. Образуйте от него имя прилагательное.(Услышал - послушный).
- Итак, как мы озаглавим наш рассказ? (Послушный).
IV. Составление плана в виде предикативной программы.
Инстр. – Вы учились составлять разные планы. Сегодня будем работать с новым планом.
- В предметном банке – ряд слов. Расставьте слова в таком порядке, чтобы этот план помог написать вам хорошее изложение.
Предикативная программа.
купались |
позвал |
бросился |
вернулся |
схватил |
переплыл |
возвратился с одеждой |
- Прочитайте слова по порядку так, чтобы можно было представить события.
- С какой интонацией вы читали слова?
- Как вы думаете, какие однородные члены предложения будут в нашем рассказе?
V. Закрепление умения правильного построения простых предложений, осложнённых однородными членами предложения. Развитие кратковременной линейной вербальной памяти до 3 единиц.
Инстр. – Прочитайте текст про себя. Ищите глазами предложения с однородными членами предложения.
- Посмотрите на условные знаки. Что они обозначают? (на доске выставлены схемы в виде кружков, обозначающих однородные члены предложения)
- Выберете нужные условные знаки, подставьте их в план к подходящим предложениям.
Предикативная программа с включением однородных членов предложения.
купались | |||
и | позвал | ||
и | бросился | ||
вернулся | |||
схватил | и | ||
и | переплыл | ||
возвратился с одеждой |
- Назовите слова – однородные члены предложения по порядку.
Цепочки слов – однородных членов предложения.
- с соседом и собакой;
- переплыл и позвал;
- услышал, насторожился и бросился;
- вернулся, схватил и поплыл;
- не растерял и переплыл.
- Составьте предложения по схемам, которые получились.
VI. Формирование связного повествовательного монологического высказывания.
Инстр. Самый смелый расскажет весь текст целиком.
VII. Закрепление навыков правописания и постановки знаков правописания при однородных членах предложения.
Инстр.- Внимательно посмотрите на план нашего рассказа. Чего не хватает?
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая? Докажите.
- Когда между однородными членами предложения не ставится запятая? Докажите.
Инстр. – Читаете слово, объясняете трудные места в нём, подбираете проверочные слова.
Слова для проведения орфографической подготовки учащихся.
- (М, м)ихалыч, (Д, д)жек.
- с.сед, бер.г, гол.с, х.зяин, (на)ст.р.жился, в.рнулся, схв.тил, т.щились, ст.р.на.
- ра., бере..
- (в)реке, (на)бер.гу, (с)нами, (в)воду, (по)плыл, (за)ним, (пере)плыл, (с)одеждой.
- Почему я объединила слова в четыре группы?
- Какие слова пишут с большой буквы?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как проверить парный согласный в конце слова?
- Как проверить написание приставок и предлогов?
VIII. Написание изложения.
Инстр. Пишите изложение самостоятельно.
IX. Самостоятельная проверка изложения.
X. Итог урока.
Инстр. Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-описание"
Предмет:русский языкТема урока:Что такое текст-описание?Какова в нём роль имён прилагательных?Цели урока: Дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.Планируемые результаты:предметные...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-повествование"
Предмет:русский языкКласс:2гТема урока:Текст-повествование.Какого в нём роль глаголов?Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках;учить выделять в тексте глаголы;формировать ...
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Составление текста по сюжетным рисункам" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.Планируемые результаты:Предметные:Знать как составлять рассказ с опорой на серию сюжетных ка...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое текст-рассуждение?"
Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о тексте-рассуждении.Задачи урокаДидактические:Познакомиться с поня...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Подробное изложение повествовательного текста «У вечного огня»"
Подробное изложение повествовательного текста «У вечного огня»...