Диктанты
методическая разработка по русскому языку на тему
В настоящее время чрезвычайно возрос интерес к своему краю, его истории, культуре, природе, замечательным людям, произведениям писателей и поэтов. И это закономерно. Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения делают необходимым разработку и внедрение регионального компонента в содержание образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktanty.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВВЕДЕНИЕ
Регионализация – одна из основных тенденций модернизации современного школьного образования.
В настоящее время чрезвычайно возрос интерес к своему краю, его истории, культуре, природе, замечательным людям, произведениям писателей и поэтов. И это закономерно. Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения делают необходимым разработку и внедрение регионального компонента в содержание образования.
В данном сборнике представлен материал для учащихся начальной школы. Сборник содержит материал, направленный (помимо формирования знаний, умений и навыков по русскому языку) на формирование региональных знаний. Тексты диктантов подобраны с учетом действующей программы по русскому языку и соответствуют Государственному Стандарту образования.
Ряд текстов подобран с опорой на жизненный опыт учащихся, что позволит сделать материал доступнее и интереснее детям. Будет способствовать развитию кругозора учащихся.
Сборник полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.
Диктанты, представленные в сборнике, в силу своей повышенной сложности могут быть предложены как обучающие, однако могут использоваться и как контрольно-обобщающие по темам каждого класса.
1 КЛАСС
III ЧЕТВЕРТЬ:
ДЯТЛЫ
Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Можно их встретить зимой и в нашем городе.( 24 слова.)
ЩУКА.
Живёт в наших реках и прудах щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитра. Она караулит добычу. Щука – рыба хищная. (25 слов)
Слова для справок: караулит.
ДЯТЕЛ.
Кто это барабанит так громко? Что это за барабанщик такой? Вот он. Прилетел на сосну. Когтями в кору вцепился и застучал клювом. Как он только не устает? (27 слов)
Слова для справок: вцепился.
ВЕСНА.
Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Их тёплых стран вернутся к нам грачи и скворцы. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей. (27 слов)
IV ЧЕТВЕРТЬ:
СКОРО ЛЕТО.
Скоро настанет жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в посёлок Янега. Там есть речка. Старший брат научит меня плавать. (21 слово)
НА РЕКЕ.
Тепло грело солнышко. Алёша и Саша пошли к реке. Вот и река Свирь. Ребята стояли на берегу. По реке плыли льдины. Дул свежий ветерок. Хорошо у реки! Красива свирь! (29 слов)
КЕДРОВКА
Кедровка – жительница таёжных лесов Сибири и Алтая. Пестрая, крикливая, да еще и картавая. Это нам кажется – картавая, а у кедровок принято так.(22 сл.)
(Б.Щербаков из кн. «Охота за буквами»)
2 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ:
СИНИЦА.
К нам на кормушку прилетела синица. Головка у неё в чёрной кепочке. На шее и на груди длинный чёрный галстук. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка яркая, жёлтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом.( По Г.Скребицкому) (36 слов)
Слова для справок: чёрной, длинный, тоненьким.
НА ПЛОЩАДИ.
Каждый Новый год на главной площади нашего города зажигается большая ёлка. На ёлке яркие гирлянды. А вокруг ёлки каток. Дети катаются на коньках. Рядом ледовый городок. Там ребята катаются с горки, любуются красивыми фигурами.Дети любят ходить на площадь. (40 слов)
Слова для справок: гирлянды, любуются.
II ЧЕТВЕРТЬ:
ТОЧКА.
Дятел долбил ствол – точек наставил на коре как попало. Что ни звездочка на небе – тоже точка светлая. Веснушки – точки. Да сколько угодно их – в глазу, на крыльях бабочек, на перьях птиц… В поле на снегу. Зачерпнул икры лягушачьей – на меня смотрит целая горсть точек.(44сл.)
(Б Щербаков из кн. «Охота за буквами»)
III ЧЕТВЕРТЬ:
***
Жевуны ушли, и Элли осталась одна. Она нашла в домике хлеб и съела его на берегу ручья, запивая прозрачной холодной водой. Затем она стала собираться в далекий путь. Тотошка бегал под деревом и старался схватить крикливого пестрого попугая, который все время дразнил его.(43 сл.)
(А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)
Слова для справок: собираться.
IV ЧЕТВЕРТЬ:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Все животные раньше были дикими. Человек приручил многих. Он заботился о них, разводил для себя. Такие животные стали домашними.
Рядом с человеком живут лошади, коровы, собаки, гуси, куры. Лошадь перевозит грузы. От коровы получают молоко и масло. Собаки сторожат дом. Птицы дают яйца, перья, пух. А вот верблюда в наших краях не встретишь. Их держат на юге Казахстана.(58 слов)
Слова для справок: приручил, не встретишь.
3 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ:
ВОРОНА.
Настала весна. Всюду слышны голоса птиц. Вот важно шагает знакомая нам ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у нее серые или черные. Вороны живут в лесах, горах, пустынях. Много ворон живет в селах и городах. Встречаются вороны и у нас – в Лодейном Поле. На каждой улице встречаются у нас эти плутовки . (54 сл.)
(По Б.Щербакову.)
III ЧЕТВЕРТЬ:
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ
Была ясная ночь. У избушки стоял козел. Он ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козел на крышу и давай серебряным копытцем бить. Из- под ножки камешки дорогие посыпались.
Вернулся Кокованя домой и не узнал избушки. Вся она была в дорогих камнях. Камни горели, переливались разными огнями. К утру выпал большой снег. Все камни засыпало. Там,. Где козел скакал, люди камешки находить стали . (66 сл.)
Слова для справок: из-под, Кокованя, переливались.
(по П.Бажову)
ЗАПОЗДАВШАЯ КРАСАВИЦА
Во второй половине октября, когда сумрачно небо и неярко солнце, когда окончательно распрощался с теплом и не ждешь ничего, кроме холода, сырости и близкого снега, по логам и руслам ручьев с удивлением замечаешь белоснежное цветение кустов.
Не веря глазам своим, подходишь ближе. В сырой низине стоят шатры ивовых кустов, словно укрытые белой пуховой шалью. Длинные повислые сережки украшают поникшие ветви. Легкие, будто снеговые, срываются с них пушинки и медленно плывут по небу. (73 сл.)
Слова для справок: неярко, подходишь, замечаешь.
(А.Лухтанов «Медвяная роса»)
IV ЧЕТВЕРТЬ:
Поздняя осень. Голые ветки верб и тополей царапали низкое косматое небо. Пестрели пятнами снега и сырой земли поля. Натянули белые шапки стога. Тонкий слой выпавшего ночью снега выдавал здешних обитателей. Успел напетлять заяц. Рыскал голодный хорек. Рассыпав бисером маленькие следики, к колоскам под снег добиралась полевка.
Слова для справок: бисер
(В.Нетисов «Слепушонка» из сб. «Узелки»)
***
Много чудесных картин можно наблюдать в природе весной. Но едва ли не самое красочное и дивное зрелище – это тетеревиный ток. В здешних краях обычно в марте-апреле, когда в лесу еще лежит снег и только на солнцепеках обнажается сырая земля, тетерева собираются на оттаявших полянках, чтобы в боевых турнирах встретить праздник весны. До конца мая отчаянно бьются между собой черные петухи, силой своей и отвагой покоряя сердца рябых тетерок. (69 сл.)
Слова для справок: тетеревиный.
(А.Лухтанов из кн. «В Бухтарминской уреме»)
4 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ:
ЛАСТОЧКА.
Трудно найти птицу, которая доверяла бы человеку так, как ласточка. За это и человек платит ей тем же: любовью и заботой. Любо слушать, как щебечет ласточка, неустанно носясь по воздуху. Очень редко увидишь её сидящей и отдыхающей на проводах. Еще реже присаживается она на землю, да и то только для того, чтобы собрать строительный материал для гнезда. Ее стихия – воздух, и в мастерстве полета с ней сравнится только стриж – ее родич, да еще хищный соколок-чеглок.(76 сл.)
Слова для справок: соколок-чеглок.
(А.Лухтанов из кн. «Лесная пристань»)
***
Угасал день. За малиновыми разводами облаков, изрисовавших западный краешек неба, за тайгой гасло багровое солнце. Высвистывая крыльями, низко проходили сбитые стаи северной утки. Со свистом откуда-то из поднебесья опустились в береговой осочник, залитый мелкой водой, чирки. Рассыпавшись веером, они, прежде чем начать кормиться, на какое-то время замирали. Вдали глухими голосами заговорили гуси.
Солнце погасло. Закат догорал. Вода густо алела в сумеречной оправе тайги. От земли и озера тянуло холодом.
Чуть свет вышел Матвей к озеру. Опрокинул лодку и с силой столкнул ее на лед. Она легко скользила, оставляя широкий шероховатый след. (91 сл.)
Слова для справок: откуда-то, осочник, замирали.
(Б.Щербаков «Выстрел» из кн. «Золотыми тропами осени»)
***
II ЧЕТВЕРТЬ:
В сыром пихтовнике ночью выпала обильная роса. Тронешь плечом куст – и душ не надо принимать. Пахнет в лесу прелой древесиной, отдает грибной плесенью и парящей землей. Но вот показался ломтик солнца, и в тот же миг по пихтовнику хлестанул первый прорвавшийся луч. Он прошил светом застоявшийся сумрак, всколыхнул жизнь, таившуюся среди теснящихся темных стволов, достав траву и землю в мрачной обители спящего леса заиграли огоньками росинки, ожили и затеплились краски цветов, засияло причудливое колесо паутины. Замелькали в косом луче вездесущие мошки, комарики да бабочки. Появилась зелененькая пеночка и принялась выхватывать летучую живность.
Удивительно, как первый луч заставил звучать все краски, скрытые ночным мраком (106 сл.)
(Б.Щербаков «Первый луч» из кн. «Золотыми тропами осени»)
III ЧЕТВЕРТЬ:
***
Я лежал в старой охотничьей избушке и прислушивался. Шел дождь, мелкий и тихий. За оконцем в сумраке проступали очертания тайги. «Одному лучше бродить по лесу, никто не шумит, не мешает, -рассуждал я, - идешь, прислушиваешься к шорохам, смотришь во все глаза». А бывает страшновато одному и скучно коротать длинные ночи. В тайге я всегда чувствую всегда подавленным ее величием. Не угадаешь, где, когда подстерегает опасность, не знаешь, где ждет встреча с животными. Всю ночь казалось, что за стенами избушки кто-то ходит, сопит, фыркает.
Вскоре дождь перестал, И я пошел узенькой тропкой. (90сл.)
(В.Нетисов «По осенней тропе» из сб. «Узелки»)
IV ЧЕТВЕРТЬ:
КАПЕЛЬКА СОЛНЦА.
Холодный туман тянется над рекой. На дорогах лужи, застекленные льдом. Хрустальной бахромой одета студеная вода. Ни листочка на тополях и березах, побеленных инеем. Тоскливое время. Нос прячу в поднятый воротник. Ноги, обутые в резиновые сапоги, мерзнут. Останавливаюсь у переката речки. Вода пугает. Посматриваю – не осталось ли чего от ушедшего лета?
И вдруг на обочине дороги замечаю низенький одуванчик! Желтый, как капелька солнца, стоит он у самой земли и глядит на туманную мглу, заслонившую горы и небо. Какая отвага. В такой студеный день, на пороге зимы, а он расцвел! Видно не хочет расставаться с летом и не страшится скорого снега.
(В.Нетисов из сб. «Узелки»)
ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
Ночью прошел теплый благодатный ливень. По укатанной каменистой дороге веду теленка на луг пастись. В лужицах, поблескивающих на нашем пути, стоят утренние чистые облака. Заглянул в одну из них – в глаза мне сыпануло радужным светом. Присмотрелся. Сквозь взлохмаченную рваную кромку облака, просвечивало, преломляясь солнце. Поднял глаза на небо, отыскал эту солнечную тучку. Среди других она ничем не отличалась: была такая же белая и легкая. Снова глянул в колодец лужицы, и – поневоле прищурился от ослепительного света, льющегося оттуда. Вроде бы такая мелочь – разлита после дождя сияющая лужа, а как умеет преобразить и раскрыть с неожиданной стороны само небо.
(Ю.Манаков из сб. «Сердцем причастен»)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Бажов П.П. Сочинения в 3 томах. Том 1. Москва: Изд. «Правда», 1976.
- Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. РИО «Самовар», 1999.
- Дакишев Б. Сказки, которые рассказала мама. Усть-Каменогорск, 1990.
- Лухтанов А.Г. «В Бухтарминской уреме»// «7 дней», 2003, №50 – 56.
- Лухтанов А.Г. Лесная пристань. Алма-Ата: «Кайнар», 1985.
- Лухтанов А. «Медвяная роса»// «7 дней», 2003. 10.17.
- Манаков Ю. Сердцем причастен. Усть-Каменогорск: Типография «Альфа-пресс», 2003
- Нетисов В. Узелки. Усть-Каменогорск: Изд. ВКГУ, 2002.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Щербаков Б. Золотыми тропами осени. Алма-Ата: «Кайнар», 1985.
- Щербаков Б. Охота за буквами. Усть-Каменогорск, 1996.
- Щербаков Б. Птицы за окном. Усть-Каменогорск, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...
"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)
Интересные рекомендации для родителей и учителей; образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....
Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.
Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....
Арифметический диктант диктанты
Арифметические диктанты для начальной школы...
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...