Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивания, технология здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Учитель: Бессонова Л. В.

Класс: 3

Тема: Понятие о второстепенных членах предложения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель как деятельность учеников:

1) Развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждения и работать по алгоритму.

2)Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умения отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент (2 мин)

- Ребята, какое у вас настроение?

- Готовы к успешной работе на уроке?

- Как надо работать, чтобы быть успешным?

- У вас всё получится.

- Садитесь. Что надо записать?

Настраиваются на урок.

Формулируют правила успешной работы на уроке.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии (4 мин).

- Посмотрите на экран. Прочитайте самостоятельно.

Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

 

- Что написано?

- Какое задание вы можете предложить?

- Выпишите из предложений грамматическую основу.

 - Как будем искать грамматическую основу?

- Что вам нужно было сделать?

- Вы сделали всё правильно или были недочёты?

- Что мы сейчас делали?

-Как называется этот этап урока?

Вспоминают материал прошлого урока.

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в парах.

Самопроверка.

- Вспоминали то, что знаем.

(Актуализация знаний) - запись на доске.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Постановка учебной задачи (4 мин).

- Что записано у вас в тетрадях?

- Прочитайте и сравните текст, записанный на слайде, с тем, что записано у вас в тетрадях.

- Какая запись вам больше понравилась? - Почему?

- Прочитайте слова, которые не входят в грамматическую основу первого предложения (второго и т. д.).

- Можно ли обойтись без этих слов?

- Для чего они нужны?

- Как бы вы их назвали?

- Как называется данный этап урока?

 

- Сравним свой вывод с авторским.

- Почему их так назвали?

- Запишите тему.

 - Сформулируйте цель урока. 

- Что мы знаем о предложении?

.

- Как это доказать?

- Что можно добавить к цели нашего урока?

- Что мы сейчас делали?

- Запишем на доске этот этап урока.

- Предложения.

- Уточнить, пояснить.

- Определяем проблему урока (запись).

(Учебник, с. 149) – чтение вслух.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Поясняют, уточняют.

- Научиться находить второстепенные члены предложения.

.- Все слова связаны по смыслу.

- Поставить вопросы.

- Научиться ставить вопросы к второстепенным членам предложения.

- Формулировали тему, цель.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

IV. Физминутка (2 мин)

- Все встали.

- Вспомним, какие бывают предложения по интонации.

- Если я называю восклицательное предложение, то вы тянете руки вверх, если невосклицательное – приседаете.

(Сегодня праздник! Мы сидим на уроке. Завтра мы пойдём в театр. Как красиво вокруг!)

- Вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания.

- Если я называю повествовательное предложение, то вы приседаете; если вопросительное, то наклоняетесь; если побудительное, то вытягиваете руки вперёд.

(Сколько сейчас времени? Пойдём скорее домой. Завтра будет хорошая погода. Приходи ко мне в гости. Сколько тебе лет? Мы весело провели выходные дни.)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (3  мин)

- Каков тип нашего урока?

- Составим план.

1. А. з.

2. О. п. у.

3. Ф. т. и ц.

4. О. н. з.

5.П. н. з.

6. В. з. и т.

7. Р.

- План у нас есть. А какие средства помогут нам в достижении цели?        

Цель: научиться находить второстепенные члены предложения и ставить к ним вопросы.

- К какому этапу урока мы сейчас перешли?

- Составим алгоритм.

1. Найти подлежащее. – Как кратко это изобразить в виде схемы? ----

2. Найти сказуемое. ===

3. Поставить вопросы к второстепенным членам предложения.     ?

Составляют план (на доске и в тетрадях)

-  Можем найти в учебнике, а можем сами составить алгоритм.

- Открытие новых знаний.

Составляют алгоритм.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделироваиие; логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI. Первичное закрепление (10  мин)

- Выберите упражнение с таким заданием.

- Какой этап урока?

- Попробуем вместе.

-  Как будем искать слово, к которому относится второстепенный член?

- На что похожа такая графическая запись? Она называется «лесенка».

- Выполним тест (на слайде).

- Выберите вариант ответа, проведите взаимопроверку.

- Проверим, как вы справились.

- Упр. 411.

- Применяем новые знания.

У доски.

Выполняют задание, пользуясь алгоритмом.

- Будем пробовать задать вопрос от каждого слова в предложении.

Выполняют тест самостоятельно.

Взаимопроверка.

Проверка (на слайде).

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

VII. Физминутка для глаз (1 мин)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (10 мин).

- Выберите упражнение для самостоятельной работы.

- К какому этапу урока мы перешли?

Проверка по образцу на слайде.

Вопросы к ученику (алгоритм самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какой был уровень задания?

- Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Какую отметку ты бы себе поставил? (Спросить 3-4 учеников)

- Упр. 412 (первые 2 предложения).

- Выбираем задания и тренируемся.

Выполняют самостоятельное задание, проверяют по образцу, делают самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

IX.Включение нового знания в систему знаний (5 мин).

- Где нам могут пригодиться полученные знания?

- Придумайте предложения с второстепенными членами. Запись с комментированием.

- В общении, при выполнении различных работ.

Придумывают предложения, записывают с комментированием.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

X.Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

- Какая была цель урока?

- Какие получены результаты?

- Посмотрим на рефлексионный экран. (Отвечаем по цепочке)

1. Сегодня я узнал(а)…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял(а), что…

5. Теперь я могу…

6. Я приобрёл(а)…

7. Я почувствовал(а), что…

8. Урок дал мне для жизни… (уверенность в своих силах)

9. Мне захотелось…

 

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

 - За что?

- Дайте оценку работе класса.

- Какое настроение у вас сейчас?

Соотносят цель с результатами урока.

Рефлексия деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

 Личностные: смыслообразование.

XI.Домашнее задание ( 1 мин).

-Те, кто не испытывал трудностей на уроке, дома выполнят упр. 6 на стр. 157, а те, у кого ещё возникали затруднения, выполнят упр. 5 на той же странице.

Получают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем начальных классов Бессоновой Л. В. в 3 классе 17.04 2014 г.

Тема: Понятие о второстепенных членах предложения.

Цель как деятельность учащихся:

1) Развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждения и работать по алгоритму.

2)Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умения отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

В соответствии с темой и целью мной были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Уровень обученности учащихся моего класса по русскому языку таков: высокий – 1 человек (14,3%), средний – 4 человека (57,1%), низкий – 2 человека (23,6%).

Урок по данной теме является первым.

Я использовала современные образовательные технологии – проблемно-диалогическую, ИКТ, технологию оценивания, технологию здоровьесбережения, а именно: тренажёр для глаз, двигательную физминутку, дозировку заданий, смену видов деятельности,

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого образовательного результата и формирование УУД, что соответствует требованиям ФГОС.

Организационный момент направлен на достижение готовности к деятельности. УУД: личностные (самоопределение), регулятивные (целеполагание). коммуникативные.

Этап актуализации знаний был направлен на развитие мыслительных операций в ходе повторения изученного материала (повторили грамматическую основу, изученную на предыдущем уроке). УУД: коммуникативные (сотрудничество), познавательные (анализ). регулятивные (рефлексия).

Этап постановки учебной задачи был направлен на фиксацию затруднений  во внешней речи и на формулирование темы и цели урока. Затруднение состояло в том, что ученики не смогли дать название второстепенным членам предложения. УУД: регулятивные (целеполагание), коммуникативные (постановка вопросов),познавательные (формулирование проблемы, цели).

Этап открытия нового знания. Его цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Учащиеся составили план урока, сформулировали правило в громкоречевой форме и в графической, т. е. составили алгоритм или  опорную схему для нахождения второстепенных членов предложения. УУД: регулятивные (прогнозирование), познавательные (моделирование, построение логической цепи рассуждений).

Этап первичного закрепления нового способа действия был направлен на фиксацию этого способа во внешней речи (работали у доски) и в парах выполнили тест с последующей проверкой. УУД: регулятивные (контроль, коррекция), познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные (контроль).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой был направлен на то, чтобы каждый для себя сделал вывод о том, что он уже умеет и оценил свою работу. УУД: регулятивные (контроль, коррекция), личностные (самоопределение).

Этап рефлексии был направлен на осознание учащимися своей учебной деятельности и работы класса в целом, на сопоставление цели с полученными результатами. УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли), познавательные (рефлексия), личностные (смыслообразование).

К тому же на всех этапах урока формировались предметные результаты: ученики учились находить второстепенные члены в предложениях, а также устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных.

Я считаю, что заявленной цели урок достиг. Был достигнут образовательный результат и сформированы соответствующие УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

Слайд 2

Зайцы меняют. Шерсть спадает. Наряд приходит. Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

Слайд 3

Второстепенные члены предложения

Слайд 4

Тест Счастливый попугай с утра отправился на прогулку. Второстепенный член с утра относится к слову счастливый попугай отправился на прогулку

Слайд 5

Второстепенные члены предложения

Слайд 6

Упражнение 412 (первые два предложения). Волка ноги кормят. Ноги кормят (кого?) волка А джейрана ноги спасают. Ноги спасают (кого?) джейрана сущ. глаг. сущ. глаг.

Слайд 7

Рефлексионный экран Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я приобрёл(а)… Я почувствовал(а), что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 8

Домашнее задание Стр. 157, упр. 6 Стр. 157, упр. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок русского языка 2 класс по учебнику Поляковой

Урок-закрепление по теме "Парные согласные на конце слова" по учебнику Поляковой...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

В программу включены разделы: пояснительная записка, цели и задачи обучения русскому языку во 2 классе, календарно-тематическое планирование учебного материала, планируемые достижения реализации прогр...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

Первый документ представляет собой полную рабочую программу по русскому языку к учебнику Бунеева. Планирование расчитано на 136 часов в год.Второй - программа + тематическое планирование на 170 часов...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

Предлагаеется рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа 2100. Планирование расчитано на 136 часов. ФГОС НОО...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Составляем текст по плану».На уроке  будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...