Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи
статья по логопедии

Жукова Татьяна Александровна

 Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учиться осознавать себя как личность, осваивать приемлемые модели поведения. Под воздействием фольклора дети знакомятся народными традициями, осваивают общественные ценности и богатство родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

              Устное народное творчество, как средство развития речи

                        младших школьников с патологией речи

Устное народное творчество (фольклор) есть продукт духовной культуры людей, формировавшийся на протяжении многих веков. В его жанровом многообразии находят отражение ценностные ориентиры, юмор, мечты и надежды, мудрые советы, которые предшествующие поклонения передают последующим.

Несомненно, народные сказки, песни, пословицы и поговорки, прибаутки могут являться мощнейшим источником личностного и социального развития ребёнка. На наш взгляд, фольклор представляет собой резерв, который недостаточно используется в ходе логопедической работы в качестве средства формирования языковой компетенции у школьников с общим недоразвитием речи (ОНР). В свою очередь, при использовании на логопедических занятиях фольклорных произведений появляется возможность усилить эффект коррекционного воздействия. Так, содержание устного народного творчества есть благодатный материал, содействующий совершенствованию социально-коммуникативного опыта ребёнка, формированию у него предпосылок к речевой креативности, к овладению так называемой «языковой игрой», феномен которой осветила Н.Н. Щербакова

Следует отметить, что младшие школьники с патологией речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР) - это одна из наиболее распространённых категорий детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Имея широкий спектр особых образовательных потребностей, такой ребёнок с трудом развивается как языковая личность, что подчёркивается многими современными авторами.

Так, Л.В. Ковригина справедливо указывает на недоразвитие у обучающихся с ОНР смысловой стороны речи. Это выражается в неверном либо неточном понимании содержания текстов, неумении устанавливать причинно-следственные связи, определять мотивы действий и поступков героев произведений

С.Н. Коноваловой и др. выявлены специфические типы ошибок, возникающие у детей с патологией речи при продуцировании сложного синтаксического целого, особенно рассказов-описаний. В частности, ребёнок с ОНР затрудняется сообщить об интерьере, особенностях внешности человека либо сказочного персонажа, природных явлениях и даже отдельных качествах того или иного объекта. В результате речевая продукция воспитанников является бедной, необразной, недостаточно информативной.

В исследовании Т.Ю. Четвериковой сообщается о том, что  в период школьного обучения ребёнок с патологией речи испытывает многочисленные трудности в понимании содержания и идеи текстов. При этом не составляют исключения и произведения устного народного творчества.

При оценке синтаксических конструкций, которыми оперируют школьники с ОНР, учёные обращают внимание на бедность и неадекватное употребление детьми лексико-грамматических средств. Так, С.Н. Викжанович указывает на то, что при патологии речи ребёнок с трудом осваивает синонимические отношения. Это приводит к неоправданно частому повтору одних и тех же слов в одном контексте, к использованию узкого круга бытовой лексики в диалогических единствах и устных монологах, что препятствует точному выражению мысли.

Указанные трудности и типы ошибок,  негативно отражаются на их личностном развитии, осложняя ход социализации и инкультурации.

Благодаря педагогическому наблюдению установлено, что дети с ОНР недостаточно знакомы с этическими нормами. У них отмечается недоразвитие навыков культуры коммуникации. Дети игнорируют ритуалы приветствия и прощания, не извиняются при совершении проступков. Фразовая речь характеризуется неверной структурной организацией, наличием аграмматизмов, смысловой незавершённостью и т.д.

Особые трудности у детей с ОНР возникают при анализе сказок, установлении их идейного замысла. Например, воспитанники не могли сказать, чему учит сказка «Бобовое зёрнышко». Отмечены ответы такого типа: «Нельзя быстро есть и торопиться», «Петушок подавливался этим, потому что жадный. Надо было курицу позвать зёрнышков есть» и т.п.

В целом речевая патология приводит не только к сложностям коммуникативного взаимодействия, трудностям усвоения языковой системы, но и негативно влияет на вхождение ребёнка в культуру, на его социокультурное взаимодействие с окружающими людьми, то есть препятствует инкультурации. При ОВЗ на первый план выходит проблема формирования у детей «социальных компетенций», без чего невозможно обеспечить своевременное приобщение ребёнка к культурным ценностям общества.

Для логопедической работы  выбираются фольклорные произведения следующих жанров: русские народные сказки, пословицы и поговорки, потешки. Например, сказки «Лиса и козёл», «Зайкина избушка», «Мужик, медведь и лиса» и др. В числе пословиц и поговорок были такие: «В тесноте, да не в обиде», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь сани летом, а телегу зимой» и др. Среди потешек были следующие: «Наши уточки с утра…», «Скучно волку жить в лесу…», «Гречку мыли, гречку мяли…» и др.

В процессе логопедической работы на материале сказок сначала осуществляется их прослушивание с последующей беседой. Используется такой приём, как ответы на вопросы по тексту. При помощи вопросов  не только оценивается поступок и поведение того или иного сказочного героя, но и  дается возможность предложить свой вариант верного поведения в рассматриваемой ситуации. Это побуждает школьников к тому, чтобы они аргументировали ответы и по возможности приводили аналогичные примеры из своей жизни.

Широко используется драматизация той или иной сказки либо её фрагмента. При этом делается акцент не на запоминании текста, а на формировании и обогащении социокультурного опыта детей. Одним детям предлагаются роли, обсуждается, какую модель поведения они должны отобразить. Другие дети являются зрителями. После проигрывания ситуаций коллективно обсуждается, чья модель поведения соответствует культурным требованиям, а где культура поведения нарушается, не соблюдается, в чём это проявляется. Одновременно с этим обращается внимание и на соблюдение речевого этикета, формируется лексико-грамматический строй речи.

В ходе коррекционной работы на материале пословиц, поговорок, потешек также организовываются беседы. Практикуется такая деятельность: составить рассказ (сказку) по заданному началу - соответствии с содержанием пословицы или поговорки. Это  важно для развития у  младших школьников с ОНР речевого творчества, содействовует формированию у них мышления, воображения, преодолению недостатков вербальной коммуникации и нарушений текстообразования.

Подытоживая, отметим, что реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учиться осознавать себя как личность, осваивать приемлемые модели поведения. Под воздействием фольклора дети знакомятся народными традициями, осваивают общественные ценности и богатство родного языка.

Список литературы:

 Щербакова Н.Н. О роли контекстуального окружения и выявлении креативного потенциала деривационной системы русского языка // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2012. № 2. С. 218–221.

 Ковригина Л.В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S 8. С. 52 – 58.

 Коновалова С.Н., Четверикова Т.Ю. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие. Омск: ОмГПУ, 2005. 52 с.

 Четверикова Т.Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S 11. С. 80 – 87.

Викжанович С.Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов // В мире научных открытий. 2015. № 5.2 (65). С. 612 - 617.

Комарова Г.Н. Инкультурация личности: теория и практика: учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. 188 с.

 Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инлюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. 2015. № 2. С. 102 – 105.

https://solncesvet.ru/publikacija-statej-na-sajte/

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo.13202992063/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Изложение как средство развития речи младших школьников.

Изложение играет особую роль в развитии речи младших школьников. Оно приобщает детей к лучшим образцам литературного языка. Тексты, написанные мастерами слова, способствуют формированию правильности р...