Крылатые слова. Фразеологизмы
материал по русскому языку на тему
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению по теме:
«Крылатые выражения. Фразеологизмы».
Ивлеева Наталья Петровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 603
Санкт-Петербург
Цель урока:
Познакомить учащихся с новым термином — фразеологизмы.
Задачи:
Образовательные:
учить находить в тексте фразеологические обороты;
учить понимать их значение, правильно употреблять в своей речи.
Воспитывающие:
познакомить учащихся с историей происхождения фразеологизмов;
показать неразрывную связь языка с историей народа;
воспитывать любовь к родному языку.
Развивающие:
развивать речь учащихся;
расширять кругозор детей.
Оснащение урока:
Компьютер; мультимедийный проектор; презентация; выставка книг Пушкина, Крылова, Чехова, Ершова; стихи В. Орловой, Н. Некрасова, басни И. Крылова; карточки с разно-уровневыми заданиями ; дидактический материал для самостоятельной работы ; фразеологический словарь под редакцией Л.А.Войновой.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здесь затеи и загадки,
Песни, шутки-все для вас!
Пожелаем всем удачи.
За работу! В добрый час!
2.Сообщение темы урока.
- На протяжении всего учебного года мы работали с разными словами. Сегодня речь пойдет не об отдельных словах, а целых выражениях, состоящих из нескольких слов, метко объясняющих сущность происходящих событий. Вспомните, как называются эти выражения?
- Крылатые выражения.
- Почему их так называют?
- Они как бы перелетают из уст говорящего к уху слышащего. (Гомер).
- Назовите произведения, в которых встречаются следующие крылатые выражения:
« Да только воз и ныне там».И. Крылов «Лебедь,Щука и Рак».
« Вперед чужой беде не смейся, голубок». И. Крылов «Чиж и Лебедь».
« На деревню дедушке». А. Чехов « Ванька».
« Остаться у разбитого корыта». А Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
3. Работа над темой.
- Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно?
Ни пуха ни пера.
Рано утром мама-квочка Через час, едва живой
В класс отправила сыночка. Петушок спешит домой.
Говорила: « Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора.
Поспеши. Уже пора. А на нем и в самом деле нет
Ну, ни пуха ни пера! Нет ни пуху, ни пера.
- О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: « Ну, ни пуха ни пера!»
- Она пожелала ему удачи, успеха.
- Почему стихотворение заканчивается словами « Нет ни пуху, ни пера»?
- Петушок вернулся домой весь ощипанный.
- Где эти слова употреблены в переносном значении?
- В первом случае. Когда мать провожала сына в школу.
- Желая «ни пуха ни пера», мама-квочка употребили это выражение в переносном значении , т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.
«Ни пуха ни пера» - устойчивое выражение , нем нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Таких выражений много в русском языке и называют их фразеологизмами.
Фразеологизмы - устойчивые выражения с самостоятельным значением , близким к идиоматическому. ( С.И. Ожегов).
Фразеологизмы появились давно. Их можно встретить в поэмах, былинах, древних летописях. Фразеологизмы, по выражению В.Г Белинского составляют « народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное богатство».
Знакомство с происхождением этих выражений раскрывает многие страницы нашей истории. Давайте познакомимся с историей появления некоторых из них.
Слайд № 1.
Бить баклуши.
Осину легко резать. Она не трескается, не коробится. Ее легко выдолбить, разрезав полено на несколько частей. Выдолбленные изнутри чурки назывались баклушами.
Всякую работу, связанную с изготовлением из осины вещей домашнего обихода, крестьяне считали пустячным делом, не требующим мастерства. От этого и пошло: бить баклуши, значит «делать несерьезное, ненастоящее дело».
Спустя рукава. Засучив рукава.
Эти выражения родились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными руками. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин длиннее на 40см. Было неудобно, трудно работать. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь с ленью, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава ,хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Как видите, крылатые выражения были порождены давно ушедшими в прошлое событиями. Они отражали многие явления в жизни людей. В современном русском языке фразеологизмы используются в переносном значении. Их можно заменить близкими по значению словами.
Морочить голову - обманывать; во весь дух - очень быстро; рукой подать -близко; ловить мух - бездельничать и т. д.
4.Закрепление пройденного. Слайд №2.
Задание № 1. Получи ключ.
Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы. Определи точное значение каждого из них. Выбери правильный ответ и вставь верную букву в таблицу. Получи ключ к следующему заданию.
1.С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой Неразлучны, всегда вместе = г ,
Не похожи мы, а все же всегда находятся в ссоре = а,
Нас не разольешь водой. надо полить водой, чтобы помирить = с.
2.Не ссорьтесь! Помните о том,
Что может быть беда: Сгорать от любопытства = ш
Вы разругаетесь Испытывать сильное чувство стыда = о
Потом - сгорите от стыда! Чувствовать сильный жар = у
3.За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря, Пытаться залезть в бутылку чем-либо=д
А потом сказал: Сердиться, горячиться ,выходить из себя=м
Друзья, не в своей тарелке я. Желать напиться=й
Испытывать неловкость=е Пользоваться чужой посудой=к Лезть в тарелку =ю
4.Фальшивят, путают слова, Уши прижимаются к голове = з
Поют ужасно, как всегда: Скучно и неприятно слушать что-либо, кого-либо = р
Ребята слушать их не станут. Получать удовольствие от услышанного = д
От этой песни уши вянут.
Составь слово:
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
буква |
Задание № 2. Слайд №3.
Угадай, что это за слово. Запиши его название. Пользуясь текстом задания, запиши крылатые выражения с этим словом.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь;
его повсюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко, за него дергают, настойчиво заставляя высказаться.
Ее толкут в ступе или носят в решете те, к то занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; из нее иногда выходят сухими нечестные люди.
Нос - повесить нос, задрать нос, совать нос не в свои дела.
Ветер - ветер в голове, искать ветра в поле.
Язык - проглотить язык, язык подвешен, дергать за язык.
Вода - толочь воду в ступе, носить воду в решете, набрать в рот воды, выйти сухим из воды.
Задание №3.Слайд №4.
Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми выражениями.
Порыбачили.
Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася проснулся очень рано , закусил быстро, торопливо и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал.
Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко.
...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята. Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду.
В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях .
Очень рано - ни свет ни заря.
Закусили быстро, торопливо -на скорую руку.
Долгое время — битый час.
Очень близко — рукой подать.
Родилась совсем недавно — без году неделя.
Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши.
5.Физкультминутка.
Учитель дотрагивается до рук, глаз, ушей, носа. Дети повторяют за ним и называют фразеологизмы с этими словами.
6. Знакомство с фразеологическим словарем.
7.Активизация крылатых выражений в речи. Работа в парах.
Сценка «Упрямый Саша».
-Просмотрев сценку, назовите услышанные фразеологизмы и объясните их значение, используя фразеологический словарь.
8. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали? Чем запомнился урок? Для чего необходимо знать значение крылатых выражений?
Слайд № 5.
«Чтобы словам было тесно,
Мыслям просторно».
Н.А. Некрасов.
« Человек чрез слово всемогущ.
Язык всем знаниям и всей природы ключ».
Г. Державин.
9.Домашнее задание.
Пользуясь фразеологическим словарем, объясни значения следующих фразеологизмов: «зарубить на носу», « остаться с носом», « как снег на голову», « молоть чепуху». Сделай к каждому фразеологизму рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по фразеологии "Крылатые слова и фразеологизмы"
Цели данной работы:- познакомить детей с фразеологией, основными ее понятиями;- показать, как фраз...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...
Крылатые слова и выражения из Библии
Урок ОПК 3 кл....
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"
Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....
Крылатые слова
Крылатые слова...
Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»...
Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....