Крылатые слова. Фразеологизмы
материал по русскому языку на тему

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению по теме:

«Крылатые выражения. Фразеологизмы».

Ивлеева Наталья Петровна,

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 603

                                                                                               Санкт-Петербург

 Цель урока:

Познакомить учащихся с новым термином — фразеологизмы.

Задачи:

         Образовательные:

          учить находить в тексте фразеологические обороты;

          учить понимать их значение, правильно употреблять в своей речи.

          Воспитывающие:

          познакомить учащихся с историей  происхождения  фразеологизмов;

          показать неразрывную связь языка с историей народа;

          воспитывать любовь к родному языку.

          Развивающие:

          развивать речь учащихся;

          расширять кругозор детей.

             

   Оснащение урока:

        Компьютер; мультимедийный проектор; презентация;  выставка книг  Пушкина,  Крылова, Чехова, Ершова; стихи В. Орловой, Н. Некрасова, басни   И. Крылова; карточки с разно-уровневыми заданиями ; дидактический материал для самостоятельной работы ; фразеологический словарь под редакцией Л.А.Войновой.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здесь затеи и загадки,

Песни, шутки-все для вас!

Пожелаем всем удачи.

За работу! В добрый час!

2.Сообщение темы урока.

  - На протяжении всего учебного года мы работали с разными словами. Сегодня речь пойдет не об отдельных словах, а целых выражениях, состоящих из нескольких слов, метко объясняющих сущность происходящих событий. Вспомните, как называются эти выражения?

  1. Крылатые выражения.
  2. Почему их так называют?
  3. Они как бы перелетают из уст говорящего к уху слышащего. (Гомер).
  4. Назовите произведения, в которых встречаются следующие крылатые выражения:

« Да только воз и ныне там».И. Крылов «Лебедь,Щука и Рак».

« Вперед чужой беде не смейся, голубок». И. Крылов «Чиж и Лебедь».

« На деревню дедушке». А. Чехов « Ванька».

« Остаться у разбитого корыта». А Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

      3. Работа над темой.

        - Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно?

Ни пуха ни пера.      

Рано утром мама-квочка                             Через час, едва живой

В класс отправила сыночка.                       Петушок спешит домой.

Говорила: « Не дерись,                                Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись.                          Он со школьного двора.

Поспеши. Уже пора.                                    А на нем и в самом деле нет

Ну, ни пуха ни пера!                                    Нет ни пуху, ни пера.

  1. О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: « Ну, ни пуха ни пера!»
  2. Она пожелала ему удачи, успеха.
  3. Почему стихотворение заканчивается словами « Нет ни пуху, ни пера»?
  4. Петушок вернулся домой весь ощипанный.
  5. Где эти слова употреблены в переносном значении?
  6. В первом случае. Когда мать провожала сына в школу.
  7. Желая «ни пуха ни пера», мама-квочка употребили это выражение в переносном значении , т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.

 «Ни пуха ни пера» - устойчивое выражение , нем нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Таких выражений  много в русском языке и называют их фразеологизмами.

Фразеологизмы - устойчивые выражения с самостоятельным значением , близким к идиоматическому. ( С.И. Ожегов).

Фразеологизмы появились  давно. Их можно встретить в поэмах, былинах, древних летописях. Фразеологизмы, по выражению В.Г Белинского составляют « народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное богатство».

     Знакомство с происхождением этих выражений раскрывает многие страницы нашей истории. Давайте познакомимся с историей появления некоторых из них.

Слайд № 1.

Бить баклуши.

Осину легко резать. Она не трескается, не коробится. Ее легко выдолбить, разрезав полено на несколько частей. Выдолбленные изнутри чурки назывались баклушами.

Всякую работу, связанную с изготовлением из осины вещей домашнего обихода, крестьяне считали пустячным делом, не требующим мастерства. От этого и пошло: бить баклуши, значит «делать несерьезное, ненастоящее дело».

Спустя рукава. Засучив рукава.

Эти выражения родились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными руками. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин длиннее на 40см. Было неудобно, трудно работать. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь с ленью, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава ,хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

     Как видите, крылатые выражения были порождены давно ушедшими в прошлое событиями. Они отражали многие явления в жизни людей. В современном русском языке фразеологизмы используются в переносном значении. Их можно заменить близкими по значению словами.

Морочить голову - обманывать; во весь дух - очень быстро; рукой подать  -близко; ловить мух - бездельничать и т. д.

4.Закрепление пройденного. Слайд №2.

Задание № 1. Получи ключ.

Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы. Определи точное значение каждого из них.  Выбери правильный ответ и вставь верную букву в таблицу. Получи ключ к следующему заданию.

1.С виду мы не очень схожи:                  

   Петька толстый, я худой                 Неразлучны, всегда вместе = г ,    

   Не похожи мы, а все же              всегда находятся в ссоре = а, 

   Нас не разольешь водой.                   надо полить водой, чтобы помирить = с. 

2.Не ссорьтесь! Помните о том,            

    Что может быть беда:                     Сгорать от любопытства = ш

   Вы  разругаетесь                             Испытывать сильное чувство стыда = о     

   Потом  - сгорите от стыда!           Чувствовать сильный жар = у

 3.За обедом в разговоре                    

   Лез в бутылку, с нами споря,         Пытаться залезть в бутылку чем-либо=д

   А потом сказал:                               Сердиться, горячиться ,выходить из себя=м   

   Друзья, не в своей тарелке я.          Желать напиться=й

   Испытывать неловкость=е  Пользоваться чужой посудой=к    Лезть в тарелку =ю

4.Фальшивят, путают слова,       Уши прижимаются к голове = з

  Поют ужасно, как всегда:            Скучно и неприятно слушать что-либо, кого-либо = р

  Ребята слушать их не станут.     Получать удовольствие от услышанного = д

  От этой песни уши  вянут.                                                                       

  Составь слово:

задание

1

2

3

4

5

   буква

  Задание № 2. Слайд №3.

          Угадай, что это за слово. Запиши его название. Пользуясь текстом задания, запиши крылатые выражения с этим словом.  

          Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь;

 его повсюду суют, вмешиваясь не в свои дела.              


         Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.


         Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко, за него дергают, настойчиво заставляя высказаться.  


         Ее толкут в ступе или носят в решете те, к то занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; из нее иногда выходят сухими нечестные люди.


Нос - повесить нос, задрать нос, совать нос не в  свои дела.


Ветер - ветер в голове, искать ветра в поле.


Язык - проглотить язык, язык подвешен, дергать за язык.


Вода - толочь воду в ступе, носить воду в решете, набрать в рот воды, выйти сухим из воды.


Задание №3.Слайд №4.

  Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми  выражениями.                

Порыбачили.

     Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася  проснулся очень рано , закусил быстро, торопливо  и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал.

    Долгое время   прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко.
...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята.   Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду.

    В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях .

Очень рано - ни свет ни заря.

Закусили быстро, торопливо -на скорую руку.

Долгое время — битый час.

Очень близко — рукой подать.

Родилась совсем недавно — без году неделя.

Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши.

5.Физкультминутка.

   Учитель дотрагивается до рук, глаз, ушей, носа. Дети повторяют за ним и называют фразеологизмы с этими словами.

6. Знакомство с фразеологическим словарем.

7.Активизация крылатых выражений в речи. Работа в парах.

Сценка «Упрямый Саша».

-Просмотрев сценку, назовите услышанные фразеологизмы и объясните их значение, используя фразеологический словарь.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали? Чем запомнился урок? Для чего необходимо знать значение крылатых выражений?

Слайд № 5.

«Чтобы словам было тесно,

Мыслям просторно».

                      Н.А. Некрасов.

« Человек чрез слово всемогущ.

Язык всем знаниям и всей природы ключ».

                                                   Г. Державин.

9.Домашнее задание.

Пользуясь фразеологическим словарем, объясни значения следующих фразеологизмов: «зарубить на носу», « остаться с носом», « как снег на голову», « молоть чепуху». Сделай к каждому фразеологизму рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по фразеологии "Крылатые слова и фразеологизмы"

Цели данной работы:-         познакомить детей с фразеологией, основными ее понятиями;-         показать, как фраз...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"

Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....

Крылатые слова

Крылатые слова...

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»...

Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....