Этапы урока | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. | - Начинаем урок. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь. - А начать мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух…» - Каково значение слова «просвещенье»? - В Толковом словаре русского языка Ожегова записано: «Просвещение - знания, образованность, их распространенность» - Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? | - Ответы детей - Сегодня нас ждет новое открытие. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Предметные: - знать определение имени сущ-го; - знать группы имен сущ-х признаки сущ-го; Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | - А раньше мы делали открытия? С какой частью речи были связаны открытия? (Доска разделена на 2 части. Заполняем левую часть доски. Появляется карточка:
- Что такое имя существительное? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает? - На какие группы можем разделить имена существительные? (Учитель вывешивает следующие карточки)
- Какие открытия еще сделали? А сейчас проведём разминку пальчиков.
Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку) Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают ее ладошкой) Раз, два, три, три, четыре, пять (Загибают пальчики) Отпускаю полетать (Дуют на снежинку).
- Перед вами слова. Можно ли сказать, что все эти слова одной части речи? (поджидать, норка, кот, мышка) -Можно ли составить предложение из этих слов, не изменяя их? - Почему? В чем трудность?
-Предложите, что нужно сделать, чтобы слова были связаны? - Попытайтесь связать их между собой. Работаем в рабочих листах. На листе мы видим прямоугольник с пустыми строками, на которых вы запищите полученное предложение.
- Что у вас получилось? - Почему сразу не получилось связать слова, не изменяя их? - Что изменяется, если мы меняем окончание в имени существительном? - Для чего нужна форма слова? | - Да. - С именем существительным. Дети отвечают на вопросы учителя: -Самостоятельная часть речи. -Предмет. -Кто? Что? Кого? Чего? Кем? Чем? и т.д. - Одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные.
- Существительные изменяются по числам; мы можем определить род.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
- Нет. - Не получается связать эти слова. - Изменить окончание, добавить предлоги. Дети составляют и записывают предложение в рабочем листе.
Ответы детей. - Слова не связывались друг с другом. - Форма слова. - Для связи слов в предложении. |
Постановка учебной задачи | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке. | - А для слова как называется изменение формы существительного? - А что влияет на форму слова? - Видите сколько мы не знаем, с левой стороны мы расположили то, что мы знаем, для чего нужна правая сторона? - На какие вопросы мы не смогли ответить? (Появляется карточка на правой стороне) - Какова цель урока? | - Не знаем. - Не знаем. - Здесь будет новое открытие. - Как называется изменение формы существительного? - Узнать, как называется изменение формы существительного. |
Пробное действие | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выдвигать гипотезу на основе учебного материала; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - делать обобщение | - Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Нужно восстановить стихотворение, вставляя слово «кот», при этом изменяя форму этого слова: У норы добычи ждёт, Притаившись, серый ______ Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от ______ . А теперь и за версту Не приблизится к ______ Крыса старая - и та, Видя грозного ______ . Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретится с ______ , Там дрожит и в темноте Вспоминает о ______ . |
- Работать будем в рабочем листе в таблице, заполнять будем последний столбик левую колонку с белой строки (показ на слайде таблицы) - Проверяем (работа со слайдом) - Чем слова отличаются друг от друга? -Выделим окончание.
- Покажите сигнальной карточкой, кому было легко выполнить задание, кто затруднялся. - Поставьте вопросы, заполним 2 столбик левую колонку (учитель показывает, какой столбик заполняем). |
Дети читают стихотворение и заполняют таблицу.
-Окончаниями, вопросами. Дети называют окончания и выделяют их в таблице в рабочих листах. Сигнальной карточкой показывают кому было легко и трудно. (Зеленая – легко, красная – трудно) |
Открытие нового знания | Личностные УУД: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Как же называется такое изменение имени существительного? Покажите сигнальной карточкой, кто знает и кто не знает. - Что поможет узнать? - Откроем учебник на странице 36. - Прочитайте правило про себя, а теперь мне прочитайте. - А теперь скажите, так как называется изменение существительного по вопросам? - Как называется изменение существительного по падежам? (появляются с правой стороны карточки: падеж / склонение)
- Какова тема урока?
- Ребята, в русском языке есть 6 падежей имен существительных. - У каждого падежа есть свое название (имя), которое отличает его от других падежей. Про каждый падеж есть стихотворение – его портрет. Мы поработаем по группам (6 вариантов). У каждой группы своя цветная карточка. Ваша задача узнать из стихотворений падежи, выделяя особые приметы карандашом. - Как вы думаете, что будет отличительной приметой падежа? - Приступаем к работе. - Над каким падежом работали ребята 1 варианта? И т.д.
- Какое задание мы сейчас выполняли?
- Сколько падежей? - А знаете ли вы, что в русском языке существует сокращенная запись падежей? (давайте заполним таблицу 1 столбик) (учитель работает со слайдом, на котором таблица, заполняет 1 столбик вместе с детьми) | - Не знаем. (Дети показывают красные карточки). - Учебник. Открывают учебник и читают правило. - Падеж. - Склонение.
- Падеж имени существительного. - Изменение существительных по падежам.
- Вопросы.
Обучающиеся называют свой падеж и вопросы. - Знакомились с падежами имени существительного. - 6. Заполняют 1 столбик таблицы вместе с учителем. |
Физминутка | | - А сейчас встанем и проведём физкультминутку.
Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны.
А сейчас я буду называть одушевленные и неодушевленные имена существительные. Если одушевленное существительное – хлопаем, если неодушевленные – топаем. Готовы? (Море, моряк, солнце, заяц, сердце, старик, девочка, платье, рисунок, президент) | Дети выполняют движения. |
Первичное закрепление | Регулятивные УУД: -учиться осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в письменной форме | - Как мы можем назвать столбики таблицы?
-Как назовем третий столбик? -Ребята, как называется изменение имени существительного по падежам? - Как мы можем назвать 3 столбик? -Скажите, таблица окончена? Мы ее выполнили до конца? - Какое мы слово просклоняли? На какой вопрос отвечает слово кот? Какое это имя существительное? - А к неодушевленным мы будем задавать такие же вопросы? - Давайте попробуем просклонять неодушевлённое существительное из физминутки. Вспомните. | -Падеж. Падежные вопросы. (Заполнение верхних цветных строк в таблице) - Примеры. -Склонение. -Склонение имени существительного. - Нет. - Кот. Одушевленное.
- Нет. - Например, море. Заполнение таблицы (склоняем «море», выделяем окончание, ставим вопросы) |
Итог урока. Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные УУД регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Вернемся к началу урока. Какие открытия мы сегодня сделали? Обратимся к правому столбику. -Чем отличается каждый падеж? - Какова роль падежей?
(Если затрудняются - Давайте вспомним предложение в начале урока, вы могли составить предложение, не изменяя слова? Для чего нужны падежи?)
- Как называется такое изменение формы слова по вопросам? - А теперь поднимете сигнальную карточку, те, кому понятна тема урока? А теперь посмотрите, сколько появилось зеленых. -Встаньте те, которые помогали сегодня делать открытие. -С нашими открытиями мы можем двигаться дальше?
| - Узнали, что такое падеж имени существительного. -Вопросами. -Для связи слов в предложении.
- Нет. Слова не связывались между собой. Для связи слов в предложении. - Падеж имени существительного. Загораются зеленые карточки. Встают только активные дети. Учитель оценивает их работу на уроке и ставит отметки. -Да!!! |
Домашнее задание | | Домашнее задание дано на карточке. - Какой этап урока выпал? -Дома пропишите 4 строчки и измените по падежам слова «космос» и «космонавт». - Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. -Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам спасибо и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении. | |