открытый урок по русскому языку""
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Тема: Правописание падежных окончаний имен
прилагательных женского рода
единственного числа.
Цели:
1) Обобщить и систематизировать знания о
правописании безударных падежных
окончаний прилагательных женского рода
единственного числа.
2) Развивать умения различать окончания имен прилагательных ж.р. ед.ч., правильно их писать.
3) Воспитывать любовь к поэзии, природе, искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: Правописание падежных окончаний имен
прилагательных женского рода
единственного числа.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания о
правописании безударных падежных
окончаний прилагательных женского рода
единственного числа.
- Развивать умения различать окончания имен прилагательных ж.р. ед.ч., правильно их писать.
- Воспитывать любовь к поэзии, природе, искусству.
Ход урока.
- Орг. момент.
-Подравнялись ребята. Тихо сели.
2) Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, мы продолжаем изучение большой интересной темы: «Имя прилагательное».
-Прочитайте тему урока.(тема записана на доске.)
-Сегодня мы обобщим все свои знания о правописании безударных падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа.
-Откроем тетрадочки и запишем число , классная работа. Выделите орфограммы.
-А теперь- словарная работа.
3) Словарная работа:
а).
-Прочитайте слова, записанные на доске:
Интерес (?)ный, чудес(?)ный, мес(?)ный, радос(?)ный,
М…шина, пш…ница, зв…зда, з…мля.
-На какие большие группы можно разделить данные слова? (имена существительные и прилагательные).
-А как вы различаете имена прилагательные и существительные?
(Им. Сущ. Отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают праедмет.
Им. Прил. Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначают признак предмета).
-Молодцы!
-На какое правило даны имена прилагательные? ( непроизносимое согласное в корне слова).
-В каких именах прилагательных вы напишите непроизносимые согласные, а в каких нет?
-Докажите. (Чтобы проверить, пишется, непроизносимые согласные или нет, нужно слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
-Запишите прилагательные самостоятельно в два столбика.
-Давайте проверим!
Интересный Местный
Чудесный Радостный
-Приведите примеры слов на непроизносимые согласные.
Б).
-На какое правило имена сущ. (непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная.)
-Назовите сущ. с непроверяемыми безударными гласными. (Машина, пшеница)
-Что нужно сделать с этими словами? (запомнить).
-Где себя проверим? (в словаре).
-Назовите сущ. с проверяемой безударной гласной? (звезда, земля).
-Как проверить безуд. Гласную в корне? (правило).
-По каким признакам можно еще распределить сущ. (по родам).
-К какому роду относятся данные существительные? (женский род).
-А как вы различаете сущ. женского рода от сущ. другого рода. (Правило).
-Подберите к этим сущ. подходящие по смыслу прилагательные.
-Что объединяет прилагательные и сущ.
-А в каком падеже употреблены сущ.? Прилагательные .
4.Работа над новой темой.
На урок приходят гости.
-Ребята, а к нам на урок пришли гости!
Заходит лиса.
Я хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост краса,
Так кто же я?
(лиса)
-А где мы чаще всего встречаемся с лисой? (в сказках).
-Приведите примеры в сказках? (колобок, лиса и журавль, лисица со скалочкой, лиса и заяц и т. д.).
-А что говорит о себе Лиса? Какая она? (хитрая, рыжая головка).
-Давайте запишем.
Запись: Лиса (какая?) хитрая, рыжая.
-В каком падеже сущ. Лиса? (и.п.).
-В каком числе сущ. Лиса?
-Почему? (Кто? Что?)
-А в каком падеже прилагательные? Почему?
-Какого рода сущ. Лиса?(ж.р.)
-Какого рода прилагательные? Почему?
-Какой вопрос ставим к прилагательным женского рода? (какая?)
-Какое окончание в вопросе? ( -ая)
-Значит какие окончания могут быть у прилагательных женского рода?
(-ая, -яя).
На доске опора: ж.р. какая? -ая, -яя.
-Приведите примеры прил. ж.р.
-Итак, как же правильно написать окончание к прилагательным?
-Расскажите правило. (с.10).
5. Работа со словосочитаниями
Назовите словосочетания, прослушав отрывки:
Чудная картина, как ты мне родна
Белая равнина, полная луна.
-В каком числе употреблены прил.? ( ед.ч.).
-Почему?
-Какого рода прил.? ( ж.р.)
-Почему?
-Какой вопрос ставим к прилагательному?(какая?)
-Какие окончания у прил. ж.р.?(-ая,-яя)
6.Работа над пройденным.
-А теперь давайте повторим падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода?
Безмолвное море, лазурное море
Открой мне глубокую тайну свою.
-Назовите словосочетания, где сущ. и прил. только среднего рода?
-В каком числе имена сущ.?
-Какие окончания у прил. ср.р. в ед. ч. (-ое, - ее).
7. Работа над предложением.
На доске:
Лебедь бел… плывет, зл … коршуна клюет.
-Прочитайте предложение.
-Откуда взяты слова? (сказка о царе Салтане)
-Кто автор? (Пушкин)
-Какое предложение? (предложение с однородными членами)
-Что вы знаете об однородных членах?(отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним членом предложения)
-Когда ставится запятая? (если есть союзы –а,-но или при перечислении)
-Вставите пропущенные окончания и объясните.
-Запишите с комментированием
-Расставьте ударение.
-Разберите предложение. (Оценка)
8.Работа со словосочитанием
-Назовите словосочетания.
-Выпишите прилагательное, связанное с существительным и разберите как часть речи.
План морфологич. разбора им. Прил.
Лебедь белая-
1). прилаг.
2).белая
3)ед.ч.
4)ж.р.
5)И.п.
6).подлежащее
9.Работа с антонимами.
-Ребята если коршун злой, то лебедь какая?(добрая)
-Как называются такие слова? (антонимы)
-С каким они значением? (противоположным)
-Придумайте свои противоположные по смыслу слова.
-Молодцы.
-Вставьте вместо точек противоположные по значению прилагательные
- Запишите с комментированием, выделяя окончания.
На доске:
Зима холодн.., а лето…… .
Дорога широк…, а тропинка ……. .
-Определите род прилагательных
-Итак , какие окончания у прилагательных ж. р. Ед. ч.?(ая яя)
10. Игра
-А сейчас мы с вами немножко отдохнем и сыграем в игру «Пойми меня»
-Что это?
-Искристый, белый, пушистый? (снег)
-Холодная, вьюжная, морозная? (зима)
-Боимся мы мороза?
Физминутка
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать и скакать.
11.Закрепление по учебнику.
-Прочитайте задание.
-Выполните см-но, записав только 4 словосочитания.
Стр. 14 упр 19.
-Определите род,число,падеж.
-Проверка.
12.
-Ребята, любите ли вы бывать в зимнем лесу? Почему?
Давайте отправимся в лес.
-Но прежденам нужно выполнить задание:
Образуйте от существительных мороз, солнце, снег прилагательные ж.р. употребив их вместе с подходящими по смыслу сущ.
-Запишите.
- Прочитайте.
13.Работа со стихотворениями.
-А теперь ребята прослушайте 2 отрывка из стихотворения и сравните, какой отрывок на ваш взгляд более полный и точный?
В воздухе сверкает снежок. В воздухе сверкает
И румянит детям щеки холодок. Первый чистенький снежок
И румянит детям щеки
Легкий зимний холодок.
-Какая часть речи помогла сделать отрывок ярким, образным?
-Так для чего же служат прилагательные?
14.
-А теперь мы отправляемся в заснеженный лес под мелодию, а вы , используя словосочетания, которые мы записали или свои придумайте предложения об удивительной красоте русского зимнего леса.
Звучит мелодия.
-А теперь я хочу послушать ваши предложения.
-А кто может полностью составить рассказ.
Итог урока
-Над прилагательными какого рода мы с вами работали?(ж.р.)
-В каком числе употребляли?(ед.ч.)
-Какие окончания имеют прилагательные ж.р. ед.ч.?(-ая,-яя)
15.Д/З
-стр.16 упр.22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....