Урок русского языка в 4 классе по УМК «Гармония» Тема: Дополнение памятки анализа глагола как части речи.
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему
Обобщение знаний о глаголе как части речи, дополнение памятки анализа глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_umk.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Гармония»
Тема: Дополнение памятки анализа глагола как части речи.
Цели:
- обобщить знания о глаголе как части речи; дополнить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать аналитические способности мышления;
- воспитывать диалоговую культуру; интерес к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 4 класс, 2007г., рабочие тетради, «Толковый словарь» Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1997г.
Ход урока
- Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга уважает, чувствует и слышит.
- Отметьте на полях цвет вашего настроения перед началом нашего урока.
2. Введение в тему.
- Сегодня мы не просто ученики. Почти три года мы вместе открывали секреты русского языка. Кто может сказать, для чего нам это необходимо? (ответы детей)
- Я предлагаю вам стать сегодня учеными- аналитиками языкознания.
- Кто знает, кто такие «аналитики»? Где можно посмотреть значение неизвестных слов? ( в толковом словаре)
Анализ- это всесторонний разбор, рассмотрение чего-нибудь.
- А вот какой объект русского языка мы сегодня будем рассматривать, т.е. АНАЛИЗИРОВАТЬ, вы узнаете, разгадав кроссворд. Запись в тетради (ученик у доски)
г | н | а | т | ь | |||||
с | л | ы | ш | а | т | ь | |||
д | ы | ш | а | т | ь | ||||
г | л | а | д | и | т | ь | |||
с | м | о | т | р | е | т | ь | ||
с | т | е | л | и | т | ь | |||
- Действие, которое необходимо совершить, чтобы наверстать упущенное.
- Действие, которое совершает орган слуха.
- Действие, которое совершает орган обоняния.
- Действие, которое совершает мама после стирки и глажки белья.
- Действие, синоним слова «видеть».
- Действие, которое мы совершаем каждый вечер раскладывая постель.
Ключевое слово- ГЛАГОЛ.
- Что означает слово глагол?
- В словаре В.И. Даля мы прочитаем : «Слово. Речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».
- Слово «глагол»- греческого происхождения, означающее «речь».
-Отсюда у Пушкина мы можем прочитать «глаголом жги сердца людей!», т.е. словом.
- Какую роль играет глагол в речи? (ответы детей)
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придет.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Сообщение цели урока.
-Итак, кто озвучит цель нашего анализа? (глагол)
-Задачей, которую нам предстоит решить-составить памятку для анализа глагола как части речи.
(запись темы в тетради, вывешивается таблица «Анализ глагола как части речи»)
- Работа по теме урока.
- Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете эту часть речи.
Записываем только глаголы (ученик у доски)
Свист, говорить, езда, писать, хохот, хохотать, кричать, ходьба, пять, красный, звук, смотреть, молодцы, лаять, взгляд, стелить, дыхание, слышать, коричневый, бежать, сотый, клеить.
- По каким признакам вы определили, что это глаголы? Что мы должны помнить, выделяя части речи?
- ГЛАГОЛ ИЛИ НЕТ?
- На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- Изменяется ли по временам?
- Что еще важно знать о глаголе?
- НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА
- Что делать?
- Что сделать?
- Что ещё мы узнали нового о глаголе? (спряжение)
- А зачем нужно знать спряжение глаголов?
- Спряжение- это постоянный признак или изменяющийся? У какой части речи есть постоянный признак? Почему его называют постоянным?
- ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ( спряжение)
- ФОРМА, В КОТОРОЙ УПОТРЕБЛЁН ГЛАГОЛ :
- Время
- Число
- Род (пр.вр.)
- Число (н. вр. и б. вр.)
- РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
(на доске вывешивается таблица)
- Мы, молодцы! (наградим себя аплодисментами)
-ИТАК, товарищи аналитики, мы создали памятку для анализа глагола как части речи. Какой новый пункт появился в нашей памятке? (постоянный признак- спряжение)
- Итак, товарищи ученые, наша памятка должна пройти контрольные испытания.
5 . Закрепление.
- Запишем предложение. (ученик у доски)
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю.
- Дадим характеристику этого предложения (повествовательное, невосклицательное, распространенное)
- Выделим главные и второстепенные члены предложения.
- Проанализируем глагол как часть речи. Образец письменного анализа мы найдем на странице 43 учебника.
1. Покрыл- гл., что сделал?, действие.
2. Н.ф.- что делать?- покрыть
- А как определить спряжение у глаголов прошедшего времени?
- Прочитаем сообщение на странице 44.
3. I спр.
4. В пр. вр., ед.ч., м.р.
5. Сказуемое
- Самостоятельная работа.
- Выполним упр. № 447
- Выпиши из 2 и 3 предложения глаголы с безударными личными окончаниями и письменно дай им характеристику.
…Наш отряд хочет видеть поросят. Мы их (не) обид_м! Поглядим и выйд_м!
( Два ученика у доски)
1.Не обидим- гл., что сделаем?, действие.
2. Н.ф.- что сделать?- обидеть
3. II спр.- исключ.
4. В б.вр., во мн.ч., 1л.
5. Сказ.
1.Выйдем-гл., что сделаем?, действие.
2. Н.ф.- что сделать?- выйти
3.В б.вр., мн.ч., 1 л.
4.I спр.
5.Сказ.
Проверка коллективная.
Разминка для глаз
Работа в группах.
-А сейчас, товарищи ученые, поработаем в группах.
Каждая группа получает таблицу, в которой крестиками указана форма глагола, которую вы должны записать. Далее, с одним из глаголов нужно составить повествовательное распространенное предложение. Выполнить его анализ как части речи.
Глагол | Н. вр. | Б. вр. | Н. вр. | Н. вр. | Б. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
гоняла | + | + | |||
придержал | + | + | |||
брили | + | ||||
наколол | + | + | |||
смотрела | + | + | |||
читал | + |
Глагол | Б. вр. | Н. вр. | Б. вр. | Б. вр. | Н. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
протирала | + | ||||
слушала | + | + | |||
посеял | + | + | |||
подогнал | + | + | |||
убирал | + | ||||
побрила | + | + |
Глагол | Н. вр. | Б. вр. | Б. вр. | Н. вр. | Б. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
постирали | + | + | |||
задышал | + | + | |||
угонял | + | + | |||
постелила | + | ||||
развеяло | + | ||||
писали | + | + |
Самопроверка ( учитель выдает группам таблицу с ответами)
Глагол | Н. вр. | Б. вр. | Н. вр. | Н. вр. | Б. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
гоняла | гоняЕМ | гоняЕТ | |||
придержал | придержИШЬ | придержАТ | |||
брили | бреЮТ | ||||
наколол | наколЕШЬ | наколЮТ | |||
смотрела | смотрИМ | смотрИШЬ | |||
читал | читаЕТ |
Глагол | Б. вр. | Н. вр. | Б. вр. | Б. вр. | Н. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
протирала | протираЕШЬ | ||||
слушала | слушаЕШЬ | слушаЕТ | |||
посеял | посеЕМ | посеЕТЕ | |||
подогнал | подгонИМ | подгонИТ | |||
убирал | убираЕТ | ||||
побрила | побреЕТЕ | побреЕТ |
Глагол | Н. вр. | Б. вр. | Б. вр. | Н. вр. | Б. вр. |
1 л., мн. ч. | 2 л., ед. ч. | 2 л., мн. ч. | 3 л., ед. ч. | 3 л., мн. ч. | |
постирали | постираЕШЬ | постираЕТЕ | |||
задышал | задышИТЕ | задышАТ | |||
угонял | угоняЕМ | угоняЮТ | |||
постелила | постелЕШЬ | ||||
развеяло | развеЕТЕ | ||||
писали | пишЕМ | пишЕТ |
- Предложение и анализ зачитываются вслух и проверяются коллективно.
Дополнительно
ТСР упр.№47
- А теперь проверим , товарищи аналитики, насколько хорошо вы усвоили правописание глагольных окончаний и запомнили памятку анализа глагола как части речи.
- Выписать слова с ошибками в ТСР. Глагол из первого предложения проанализировать как часть речи.
Ходят, посмотришь, за ними, не отлетают.
1.Ходят-гл., что делают?, действие
3. II спр.
4. В н.вр., мн.ч., 3 л.
5. Сказ.
ТЕСТИРОВАНИЕ
- Рефлексия (оцените своё настроение на шкале цвета)
- Подведение итогов
-Наша работа завершена. Цель, поставленная в начале урока, достигнута.
- Оцените работу на уроке, закончив предложения:
На уроке было важным и интересным…
Мне было трудно (легко), потому что…
Я поздравляю вас, товарищи ученые, за плодотворную работу по составлению памятки. Буду рада продолжить с вами открывать новые секреты русского языка на следующих уроках.
- Домашнее задание. - Дома продолжите контрольные испытания нашей памятки, выполнив упр.№448
ТЕСТИРОВАНИЕ
- Что обозначает глагол?
а) предмет б)признак предмета в) действие предмета
2. На какие вопросы отвечает?
а) кто? Что? б) какой? какая? какой? в) что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает?
а) главным членом б) второстепенным
4. Какое утверждение наиболее верное и полное? Спряжение- это…
а) изменение глагола по лицам б) изменение глагола по числам
в) изменение глагола по времена г) изменение глагола по лицам и числам
5. Сколько у глагола спряжений?
а) одно б) два в) три
6. Глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ относятся:
а) к I спряжению б) ко II спряжению
7. Запиши ответ на вопрос: Зачем нужно знать спряжение глагола?
Чтобы______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Корень в составе разных частей речи.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Корень в составе разных частей речи....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс
В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....
Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...