Распознавание типа склонения в косвенном падеже
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Миронова Наталья Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями развивающего обучения Л.В. Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  урока  русского языка и окружающего мира

Класс:3

Система РО Л.В. Занкова

Тема: Распознавание типа склонения в косвенном падеже

           Древняя Русь.

Обучающие цели по предметам:

1.Учить определять типы склонения имён существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

2. Обобщить знания детей по разделу «Древняя Русь».

Д\з: Подготовить пословицы и поговорки о Родине

Оборудование: цифры 6, 3, 9 падежи, шуточное стихотворение.

  1. Орг. момент                                 (цифры 6, 3,  9)

Читает стихотворение ученик.

Широко ты, Русь, по лицу земли                         

В красе царственной развернулася!        

У тебя ли нет богатырских сил                        

Старины святой громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову. 

                                И. Никитин

- О какой стране идёт речь в стихотворении? ( о Руси)

- Кто знает как возникло слово Русь? (Русь – так называли воина-гребца на скандинавской ладье, потом дружинников- варягов, которые служили у князей, потом перенесли на восточных славян, на их землю и государство)

Существует ли эта страна по сей день? ( нет)

- А как сейчас называется эта страна? ( Россия)

- Давайте напишем  букву Рр

Чистописание Р р

Кто знает пословицы или поговорки о родине, о своей стране?

Чужбина – калина , родина – малина.

Любовь к Родине – сильнее смерти.

Родина мать - умей за неё постоять.

Человек без родины, что соловей без песни.

     Своя земля  и в горсти мила

 Как вы понимаете  эту пословицу? С какой традицией это связано?

 ( уходя в поход воины брали с собой горсточку земли, считалось, что земля помогает и оберегает)

-Кто живёт в  стране? ( мы, люди, народ)

- Посмотрите на доске записано стихотворение какое задание я могу предложить вам? ( подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы, выполняем задание письменно)

Умный, сильный наш наро…

Д…леко гл…дит вперё…

Но преданья старины

Забывать мы не д…лжны.

Слава ру…кой старине!

Слава русской стор…не!

Умный сильный наш народ( народы)

Далеко(даль) глядит(глядя) вперёд( впереди)

Но преданья старины

Забывать мы не должны. (долг)

Слава русской старине!

Слава русской стороне! ( сторонка)

-Как называют человека, который управляет страной? (Президент – генеральный секретарь – государь- император – князь ( княгиня) 

Выписываю слово КНЯЗЬ и КНЯГИНЯ

Давайте вспомним первых князей на Руси и запишем их имена

в порядке их правления:

 Рюрик – Олег – Игорь – Ольга – Святослав – Владимир )

Как ласково называли в народе князя Владимира и почему? ( Красное Солнышко , за то, что он много хорошего сделал для людей)

Выписываю на доске слово СОЛНЫШКО

- Давайте определим род выделенных существительных Русь ( ж.р),

страна( ж.р.), князь (м.р),

Солнышко ( ср.р), Земля (ж.р.)

Как вы думаете для чего мы определяли род? ( чтобы определить склонение)

Для чего мы определяем склонение? ( для того, чтобы правильно просклонять слово по падежам)

Сколько падежей в русском языке? ( 6 )

В татарском языке? ( 6)

Сколько падежей в английском языке? (2)

Иван рубил дрова, Варвара топила печку.

Кто назовёт падежи русского языка? ( называем падежи с опорой на шуточную фразу)

Почему у каждого падежа 2 вопроса?( к одушевлённому и неодушевлённому предмету)

Физкультминутка

Маруся напрасно слёзы льёт

Давайте просклоняем слова, которые мы выделяли в течение урока:

Князь, княгиня, земля, солнышко, лошадь, Русь

Название падежа

Падежные вопросы

Слова - помощники

1 склонение

2

склонение

3 склонение

Именительный

Кто?

Что?

земля

княгиня

князь

солнышко

Русь

лошадь

Родительный

Кого?

Чего?

Нет

земли

княгини

князя

солнышка

Руси

лошади

Дательный

Кому?

Чему?

Даю

земле

княгине

князю

солнышку

Руси

лошади

Винительный

Кого?

Что?

Вижу

землю

княгиню  

князя

солнышко  

Русь

лошадь

Творительный

Кем?

Чем?

Горжусь

землёй

княгиней

князем

солнышком

Русью

лошадью

Предложный

О ком?

О чём?

Говорю

о земле

о княгине

о князе

о солнышке

О Руси

о лошади

О чём нам могут сказать цифры? (3,6, 9)

3 – 3 склонения

6 – 6 падежей

9 – в 9 веке образовалось государство Киевская Русь

Приложение 1.

Бланк проверочной работы:

Прочитай стихотворение:  

Широко ты, Русь, по лицу земли                         

В красе царственной развернулася!        

У тебя ли нет богатырских сил                        

Старины святой громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

 Ответь на вопросы, выбрав правильный ответ:                           

1.В русском языке падежей:

а)7                         б) 5                в)6

2.В русском языке склонений у существительных

а) нет                б) 2                в)3

      3. В начальной форме слова отвечают на вопросы:

     а)кого? куда?        б)кто? что?        в)почему? для чего?

4. В тексте   в начальной форме употребляется:

а) 1 слово                 б)3 слова        в) все слова в начальной форме

      5. В тексте  выделенные слова употреблены

      а)во всех падежах    б) не хватает слова в Д.П.         в) не хватает слова в П.П.

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

1

2

3

4

5

Так выглядит бланк правильных ответов:

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

Приложение 2

Дополнительный материал к уроку.

Приметы на февраль

Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год.

Когда год начинался в сентябре, он стал шестым по счету.

С 1700 года февраль - второй месяц года по новому летосчислению. У русских он назывался «снеженем», у украинцев и поляков - «лютым», у хорватов - «свеченом», у чехов и словаков - «унором».

Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит».

Приметы на весь месяц:

  1. Сильные морозы в феврале бывают только ночью. 
  2. Зимой много инея - летом много росы. 
  3. Утренняя зорька быстро гаснет - на холод. 
  4. Солнце всходит красное - на метель. 
  5. Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели. 

Приметы по дням месяца:

  1. Морозы чередуются с потеплениями, потому-то февраль и лютень, и бокогрей. Другое его название - Сечень: именно в этот период получают самую хорошую древисину, в деревьях меньше всего сока. 
  2. 1 февраля. Макарьев день. Коли капель - в весну раннюю верь. Какова погода первого числа, таков и весь февраль.
  3. 2 февраля. Ефим. "На Ефимия метель - вся Масленая неделя метельная". "На Ефимия в полдень солнце - будет ранняя весна". Завизжит метелица - всю неделю прометелится.
  4. 4 февраля. Тимофей Полузимник. Ползимы прошло. Тимофеевские морозы. Сшибает рог зиме. Пора не дремать - сохи ладить, телеги поправлять. В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
  5. 6 февраля. Ксения (Аксинья). Аксинья Полузимница, Полухлебница, Весноуказательница. Перелом зимы. "Полузимница пополам - да не ровно делит зиму; к весне мужику тяжелее". "Ползапаса в закроме: половина старого хлеба съедена, половина срока осталась до нового урожая"."Какова Аксинья - такова и весна". Если вёдро - весна красная.
  6. 10 февраля. Ефрем Сирин. Ефремов день. "Ефрем Ветродуй принес ветер - к сырому, холодному году". Ветер спутает погоду - быть сырому году.
  7. 14 февраля. Звездопад - весна тихая. Небо ночью звездисто - к позней весне.
  8. 15 февраля. Сретенье - зима с весной и летом повстречалась. Сретенские морозы. Если проглянет солнышко, то первая встреча зимы с весной состоялась, а не проглянет - ожидай дальше морозов. Утром снег - к урожаю ранних хлебов, в полдень - средних, к вечеру - поздних. На Сретенье капель - весной дожжок. На Сретенье капель - урожай на пшеницу.
  9. 16 февраля. Симеон и Анна. В народе носит название "Починки". Осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говорится: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". "Лихой домовой, ночью заезжает лошадей". В отвращение зла привязывают на шею лошадям кнут и онучи: домовой тогда не смеет дотронутся до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.
  10. 17 февраля. Никола Студеный. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. "На студеного Николая снегу навалит гору". "Никола Студеный на мороз тароват". "Лишь бы с Кирилла и Афанасия пережить Власия". Время звериных свадеб. Лисы ударяют в пляс, друг перед другом жеманятся.
  11. 18 февраля. Агафья Коровятница. Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота. "На Агафью коровья смерть по селам ходит". По поверью, чтобы не пускать ее во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без оглядки.
  12. 19 февраля. Вукол Телятник. "На святого Вукола телятся жуколы (так называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце)". "Придут Вуколы - перетелятся все жуколы". Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров. Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.
  13. 21 февраля. Захарий Серповидец. Достают и осматривают серпы. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. "На Захария Серповидца гляди серпы на лето". Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы. В этот день достают серпы и кропят крещенскою водою. "Не тогда серпы точить, когда на жниво идтить".
  14. 23 февраля. Прохор. Прохор и Влас: никак скоро весна у нас. "Об ину пору мороз обожжет на Власия до слез".
  15. 24 февраля. Власий. Власьевские морозы. Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом. Мороз запел - санный след оледенел. "Пришел Власьев день, пришли и Власьевские морозы". "Власий, сшиби рог зиме". "Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!". Власьевские оттепели: "Власий след от полозьев как маслом мажет". Власий почитался покровителем скота. "Власьев день - коровий праздник".

Народные именины:

3 - Максим, Евгений, Анастасия
5 - Геннадий
6 - Ксения, Иван
7 - Григорий, Виталий  
8 - Аркадий
12 - Василий, Григорий, Иван
13 - Никита, Виктор
16 - Анна, Николай
17 - Георгий (Юрий), Кирилл
19 - Иван, Кристина, Мария
21 - Федор
23 - Валентина
24 - Дмитрий, Всеволод
25 - Алексей
26 - Зоя, Светлана
27 - Кирилл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"

Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от ...

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Проверочная работа по теме "Распознавание имен существительных всех трёх типов склонений", 4 класс

Работа содержит задания на проверку знаний имен существительных трёх  типов склонений...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...