Распознавание типа склонения в косвенном падеже
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями развивающего обучения Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект интегрированного урока.doc | 107 КБ |
prezentaciya_integrirovannogo_uroka_rus.yaz_.-okr.mir_.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира
Класс:3
Система РО Л.В. Занкова
Тема: Распознавание типа склонения в косвенном падеже
Древняя Русь.
Обучающие цели по предметам:
1.Учить определять типы склонения имён существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
2. Обобщить знания детей по разделу «Древняя Русь».
Д\з: Подготовить пословицы и поговорки о Родине
Оборудование: цифры 6, 3, 9 падежи, шуточное стихотворение.
- Орг. момент (цифры 6, 3, 9)
Читает стихотворение ученик.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
И. Никитин
- О какой стране идёт речь в стихотворении? ( о Руси)
- Кто знает как возникло слово Русь? (Русь – так называли воина-гребца на скандинавской ладье, потом дружинников- варягов, которые служили у князей, потом перенесли на восточных славян, на их землю и государство)
Существует ли эта страна по сей день? ( нет)
- А как сейчас называется эта страна? ( Россия)
- Давайте напишем букву Рр
Чистописание Р р
Кто знает пословицы или поговорки о родине, о своей стране?
Чужбина – калина , родина – малина.
Любовь к Родине – сильнее смерти.
Родина мать - умей за неё постоять.
Человек без родины, что соловей без песни.
Своя земля и в горсти мила
Как вы понимаете эту пословицу? С какой традицией это связано?
( уходя в поход воины брали с собой горсточку земли, считалось, что земля помогает и оберегает)
-Кто живёт в стране? ( мы, люди, народ)
- Посмотрите на доске записано стихотворение какое задание я могу предложить вам? ( подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы, выполняем задание письменно)
Умный, сильный наш наро… Д…леко гл…дит вперё… Но преданья старины Забывать мы не д…лжны. Слава ру…кой старине! Слава русской стор…не! | Умный сильный наш народ( народы) Далеко(даль) глядит(глядя) вперёд( впереди) Но преданья старины Забывать мы не должны. (долг) Слава русской старине! Слава русской стороне! ( сторонка) |
-Как называют человека, который управляет страной? (Президент – генеральный секретарь – государь- император – князь ( княгиня)
Выписываю слово КНЯЗЬ и КНЯГИНЯ
Давайте вспомним первых князей на Руси и запишем их имена
в порядке их правления:
Рюрик – Олег – Игорь – Ольга – Святослав – Владимир )
Как ласково называли в народе князя Владимира и почему? ( Красное Солнышко , за то, что он много хорошего сделал для людей)
Выписываю на доске слово СОЛНЫШКО
- Давайте определим род выделенных существительных Русь ( ж.р),
страна( ж.р.), князь (м.р),
Солнышко ( ср.р), Земля (ж.р.)
Как вы думаете для чего мы определяли род? ( чтобы определить склонение)
Для чего мы определяем склонение? ( для того, чтобы правильно просклонять слово по падежам)
Сколько падежей в русском языке? ( 6 )
В татарском языке? ( 6)
Сколько падежей в английском языке? (2)
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Кто назовёт падежи русского языка? ( называем падежи с опорой на шуточную фразу)
Почему у каждого падежа 2 вопроса?( к одушевлённому и неодушевлённому предмету)
Физкультминутка
Маруся напрасно слёзы льёт
Давайте просклоняем слова, которые мы выделяли в течение урока:
Князь, княгиня, земля, солнышко, лошадь, Русь
Название падежа | Падежные вопросы | Слова - помощники | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Именительный | Кто? Что? | земля княгиня | князь солнышко | Русь лошадь | |
Родительный | Кого? Чего? | Нет | земли княгини | князя солнышка | Руси лошади |
Дательный | Кому? Чему? | Даю | земле княгине | князю солнышку | Руси лошади |
Винительный | Кого? Что? | Вижу | землю княгиню | князя солнышко | Русь лошадь |
Творительный | Кем? Чем? | Горжусь | землёй княгиней | князем солнышком | Русью лошадью |
Предложный | О ком? О чём? | Говорю | о земле о княгине | о князе о солнышке | О Руси о лошади |
О чём нам могут сказать цифры? (3,6, 9)
3 – 3 склонения
6 – 6 падежей
9 – в 9 веке образовалось государство Киевская Русь
Приложение 1.
Бланк проверочной работы:
Прочитай стихотворение:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
Ответь на вопросы, выбрав правильный ответ:
1.В русском языке падежей:
а)7 б) 5 в)6
2.В русском языке склонений у существительных
а) нет б) 2 в)3
3. В начальной форме слова отвечают на вопросы:
а)кого? куда? б)кто? что? в)почему? для чего?
4. В тексте в начальной форме употребляется:
а) 1 слово б)3 слова в) все слова в начальной форме
5. В тексте выделенные слова употреблены
а)во всех падежах б) не хватает слова в Д.П. в) не хватает слова в П.П.
№ вопроса | Вариант ответа | ||
а | б | в | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Так выглядит бланк правильных ответов:
№ вопроса | Вариант ответа | ||
а | б | в | |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + |
Приложение 2
Дополнительный материал к уроку.
Приметы на февраль
Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год.
Когда год начинался в сентябре, он стал шестым по счету.
С 1700 года февраль - второй месяц года по новому летосчислению. У русских он назывался «снеженем», у украинцев и поляков - «лютым», у хорватов - «свеченом», у чехов и словаков - «унором».
Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит».
Приметы на весь месяц:
- Сильные морозы в феврале бывают только ночью.
- Зимой много инея - летом много росы.
- Утренняя зорька быстро гаснет - на холод.
- Солнце всходит красное - на метель.
- Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.
Приметы по дням месяца:
- Морозы чередуются с потеплениями, потому-то февраль и лютень, и бокогрей. Другое его название - Сечень: именно в этот период получают самую хорошую древисину, в деревьях меньше всего сока.
- 1 февраля. Макарьев день. Коли капель - в весну раннюю верь. Какова погода первого числа, таков и весь февраль.
- 2 февраля. Ефим. "На Ефимия метель - вся Масленая неделя метельная". "На Ефимия в полдень солнце - будет ранняя весна". Завизжит метелица - всю неделю прометелится.
- 4 февраля. Тимофей Полузимник. Ползимы прошло. Тимофеевские морозы. Сшибает рог зиме. Пора не дремать - сохи ладить, телеги поправлять. В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
- 6 февраля. Ксения (Аксинья). Аксинья Полузимница, Полухлебница, Весноуказательница. Перелом зимы. "Полузимница пополам - да не ровно делит зиму; к весне мужику тяжелее". "Ползапаса в закроме: половина старого хлеба съедена, половина срока осталась до нового урожая"."Какова Аксинья - такова и весна". Если вёдро - весна красная.
- 10 февраля. Ефрем Сирин. Ефремов день. "Ефрем Ветродуй принес ветер - к сырому, холодному году". Ветер спутает погоду - быть сырому году.
- 14 февраля. Звездопад - весна тихая. Небо ночью звездисто - к позней весне.
- 15 февраля. Сретенье - зима с весной и летом повстречалась. Сретенские морозы. Если проглянет солнышко, то первая встреча зимы с весной состоялась, а не проглянет - ожидай дальше морозов. Утром снег - к урожаю ранних хлебов, в полдень - средних, к вечеру - поздних. На Сретенье капель - весной дожжок. На Сретенье капель - урожай на пшеницу.
- 16 февраля. Симеон и Анна. В народе носит название "Починки". Осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говорится: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". "Лихой домовой, ночью заезжает лошадей". В отвращение зла привязывают на шею лошадям кнут и онучи: домовой тогда не смеет дотронутся до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.
- 17 февраля. Никола Студеный. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. "На студеного Николая снегу навалит гору". "Никола Студеный на мороз тароват". "Лишь бы с Кирилла и Афанасия пережить Власия". Время звериных свадеб. Лисы ударяют в пляс, друг перед другом жеманятся.
- 18 февраля. Агафья Коровятница. Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота. "На Агафью коровья смерть по селам ходит". По поверью, чтобы не пускать ее во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без оглядки.
- 19 февраля. Вукол Телятник. "На святого Вукола телятся жуколы (так называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце)". "Придут Вуколы - перетелятся все жуколы". Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров. Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.
- 21 февраля. Захарий Серповидец. Достают и осматривают серпы. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. "На Захария Серповидца гляди серпы на лето". Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы. В этот день достают серпы и кропят крещенскою водою. "Не тогда серпы точить, когда на жниво идтить".
- 23 февраля. Прохор. Прохор и Влас: никак скоро весна у нас. "Об ину пору мороз обожжет на Власия до слез".
- 24 февраля. Власий. Власьевские морозы. Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом. Мороз запел - санный след оледенел. "Пришел Власьев день, пришли и Власьевские морозы". "Власий, сшиби рог зиме". "Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!". Власьевские оттепели: "Власий след от полозьев как маслом мажет". Власий почитался покровителем скота. "Власьев день - коровий праздник".
Народные именины:
3 - Максим, Евгений, Анастасия
5 - Геннадий
6 - Ксения, Иван
7 - Григорий, Виталий
8 - Аркадий
12 - Василий, Григорий, Иван
13 - Никита, Виктор
16 - Анна, Николай
17 - Георгий (Юрий), Кирилл
19 - Иван, Кристина, Мария
21 - Федор
23 - Валентина
24 - Дмитрий, Всеволод
25 - Алексей
26 - Зоя, Светлана
27 - Кирилл
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"
Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от ...
Урок русского языка. Определение склонения имён существительных, стоящих в косвенных падежах
Урок разработан по теме склонение, есть презентация на урок...
Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией....
Проверочная работа по теме "Распознавание имен существительных всех трёх типов склонений", 4 класс
Работа содержит задания на проверку знаний имен существительных трёх типов склонений...
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...