Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"».
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"

Слайды к уроку русского языка "Слова с буквой э в начале предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

Конспект урока по русскому языку

2 класс

Разработала учитель – дефектолог Садыкова Л.М.

2012 год

Тема: "Слова с буквой Э в начале предложения».

Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.

Задачи:

  1. развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;
  2. совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
  3. коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;
  4. обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «эcкимо», «эхо», «этаж»;
  5. воспитывать трудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.

Ход урока

I. Организационный этап урока 

-  Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Давайте скажем друг другу добрые слова: «Постарайся», «Пиши красиво», «Я тебе помогу», «Не подведи, получи 5».

Наш урок обязательно будет успешным!

II. Сообщение темы и целей урока 

(На доске размещены картинки мальчика и девочки)(слайд 1)

- Сегодня на уроке к нам пришли гости: Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) Сегодня на уроке вы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.

Характеристика звука.

 Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).

– Молодцы.

Пальчиковая гимнастика.        

III. Минутка чистописания.

Взяли все тетради, открыли.

Хором прочитаем сегодняшнее число.

27 января.

Классная работа.

- Хорошо. Сейчас запишем в тетрадях. Две клетки вниз отсчитываем, на 3ей пишем. (Письмо детей в тетрадях).

- На доске вы видите ряд букв. Прочитаем их.

с, т, э, л, х.

- Какая буква здесь лишняя? Почему?

- Сегодня мы будем писать с вами букву  э. (слайд 2)

Учитель объясняет написание буквы Э по демонстрационному материалу: начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Плавно веду закругление до верхней линии рабочей строки, закругляю по линии и начинаю писать внутренний полуовал до нижней линии рабочей строки, закругляю по нижней линии и поднимаюсь чуть вверх от рабочей строки.

 – А сейчас в тетрадях напишите букву э всю строчку.

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

- Ребята, наши гости Эдик и Эля были очень умными учениками. Им было задано такое задание: На листочках даны слова. Но, в словах не хватает некоторых букв. Нужно правильно написать недостающие буквы, вместо точек. Они с этим заданием справились очень быстро и правильно написали все буквы. Это же задание они принесли и вам. Они хотят проверить, как же вы справитесь с этими же заданиями.

Учитель раздает всем индивидуальные карточки.

Молоко (слайд 3)

 Удочка (слайд 4)

 Коза (слайд 5)

 Ребята (слайд 6)

(Проверка правописания слов на слайде.)

V. Знакомство с новым словарным словом

- Ребята, а наши герои – Эля и Эдик  очень любили мороженое.  

(слайд 7)

- Кто догадался, как называется мороженое?

– Кто знает, что такое эскимо? (мороженое).

Работа с сигнальными карточками.

– Сколько в слове слогов? Назовите первый слог? Назовите второй слог? Назовите третий слог?

Составим схему слова на доске. (Один ученик работает у доски, остальные на месте).

- Ребята правильно составлена схема? У кого такая же схема? У кого не так?

Запиши это слово. Эскимо.

Давайте посмотрим правильно ли написали. (слайд 8).

- Молодцы. А теперь запишите это новое слово в словариках.

Мы красиво написали, а теперь все дружно встали.

VI. Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ёжики, ёжики.

 Наточили, наточили, ножики, ножики.

Прискакали, приискали, зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно «Мальчики, девочки!»

Тихонько садятся девочки, мальчики еще тише.

VII. Работа по теме урока

- Чем же интересна буква Э? Не так много слов на букву э в русском языке. Кто знает слова на букву э? Назовите?

Молодцы.

- Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили прогуляться  вдвоём по городу. А можно ли гулять детям одним? Почему?

- Только вышли они из дома, слышат откуда – то звуки. Ребята очень испугались. Обещали друг другу, что одни гулять больше не выйдут.

- Ребята, как вы думаете, что они слышали? Что это узнаете отгадав загадку.

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал

Без тела, а живет

Без языка, кричит. (эхо)

(Слайд 9)

- Посмотрите, как пишется это слово, давайте прочитаем все вместе. Сколько в слове слогов? (2 слога). Назовите 1 слог, назовите 2 слог.

– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

- Эдик и Эля, стояли все еще около своего дома. А дом у них был такой высокий, многоэтажный.

- Посмотрите, вот это дом, в котором живут наши герои. (слайд 10 ).

- Кто же догадался с каким новым словом познакомимся, которое начинается со звука э?

ЭТАЖ, правильно. (Слайд 11)

Прочитаем хором это слово. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог? 2 слог?

– Запишите это слово в тетради и подчеркните букву э в слове.

- Мы с вами выяснили что чаще всего буква э пишется в начале слова и слышится звук Э.

VIII. Физкультминутка 

 Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

– Головку держим ровно, следим только глазками. (слайд 12)

– А теперь продолжаем работу.

IX. Закрепление пройденного материала 

1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания. (слайд 13)

– Какие буквы вы здесь видите?

2. Игра «Доскажи словечко».

– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)

– А можно ли играть с электричеством? Почему? 

Лестница – чудесница

Бежит сама – собой (эскалатор)

X. Итог урока

- С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.

XI. Домашнее задание

 Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 107 на странице 53 нашего учебника.

XII. Рефлексия 

- Вы хорошо поработали. Кто считает, что был умничкой? Почему?

– Кому надо постараться, подтянуться?

– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Слова с буквой Э"

Презентация поможет легко освоить тему урока....

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.

Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....