Обобщающий урок по теме " Глагол"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
В данном уроке представлен материал по обобщению знаний учащихся о глаголе как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_obobshchayushchego_uroka..doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект обобщающего урока по русскому языку в 4 классе
по теме «Закрепление знаний о глаголе»
Цели урока:
1. Закрепление и обобщение знаний о глаголе как части речи, его грамматических и морфологических признаках
2.Формирование умения выделять главное, сопоставлять и обобщать.
3. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка.
4.Воспитание позитивного, эмоционально – чувственного отношения к русскому языку, пробуждение познавательных интересов.
5.Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
I Закрепление грамматических признаков глагола.
1) Время.
а) На доске слова.
-Прочитайте слова
Побежали, идёт, надвигалась, слышит, посветило, пишет, сломает, построят, будет любить.
Учитель:
-Что общего в этих словах? Поставьте к глаголам вопросы.
Ученики:
- Глаголы 3 лица ед. и мн. число.
Чем отличаются?
- Время, число
-Как определить время глагола?
Учитель:
-На какие группы можно распределить слова?
Дети предлагают различные варианты.
Учитель даёт задание распределить слова на группы по временам.
б) Самостоятельная работа (Дети записывают слова в три столбика: в 1 –ый прошедшего времени, во 2 –ой – настоящего времени и в 3 –ий – будущего)
в) Проверка выполненной работы (дети читают глаголы в столбиках, ставят вопросы)
Побежали идёт сломает
надвигалась слышит построят
посветило пишут будет любить
Далее учитель предлагает «исключить» лишние слова из каждого столбика.
1 столбик:
побежали – мн. ч.,остальные ед.ч.;
надвигалась – жен. р,
посветило – ср. р.
2 столбик:
пишут – мн. ч., остальные ед. ч.
слышит – 2 спр., остальные 1спр.;
3 столбик:
сломает – 1спр.
будет любить –сложная форма будущего времени.
2) Правописание личных окончаний глаголов 2 лица ед. ч.
а) На доске слова: покупаешь, купишь
Учитель:
- Что общего у глаголов?
- 2 лицо ед. ч.
Учитель:
-Назовите личные окончания глаголов.
-ешь,-ишь
Учитель:
- Чем отличаются окончания этих глаголов?
- Как определить спряжение глаголов?
-Объясните правописание безударной гласной в окончаниях глаголов:
Обижа .шь, обид.шь.
б) Задание в паре. Выписать глаголы 1 спр. в один столбик, 2 спр. – в другой.
У детей на парте карточки:
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук, Плещ.шь ты куда захоч.шь, ты морские камни точ.шь. К морю лишь подход.т он, вот и слыш.т будто стон. Смотр.т - вид.т дело лихо.
в) Проверка выполненной работы:
Iспр. II спр.
сгибает ломит
плещешь точишь
захочешь подходит
слышит
смотрит
видит
Дополнительное задание: дописать 3 глагола 1 спряжения
3) Правописание глаголов неопределённой формы, глаголов 2 лица ед. ч. и глаголов настоящего времени.
а). Работа в группах разноуровнего состава.
Каждая группа получает задания на карточке.
1 группа.
Разделить слова на группы:
Отправляешься, отправляется, отправляться,светишься, светится, светиться, начинается, начинаться,начинается ,умываться. умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
2 группа.
Образовать формы глагола
неопр. ф. 2 л. ед. ч. 3 л.ед .ч.
отправляться
светиться,
начинаться
умываться
3 группа .
Разделить слова на 3 группы:
Неопр. форма 3 л. ед ч. 2 л. ед . ч.
Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься, светится, светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться, умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
Дополнительное задание: подобрать синоним к слову носится
б) Проверка выполненной работы
На какие группы разделили глаголы, прочитайте.
- Что можете сказать о глаголах 2 лица ед. числа?
- Как отличить глаголы 3 л. ед ч. от глаголов неопределённой формы?
II Дифференцированная работа по развитию речи
1 группа
Составить небольшой рассказ по теме « Весна» со словами: наблюдать, слушать, пробуждаться, разливаться, зеленеть, строить
2 группа
Придумать предложения с глаголами 3 л. ед ч. и глаголами неопределённой формы из столбиков.
3 группа работает под руководством учителя.
Запись под диктовку с комментированием словосочетаний
Нужно прицелиться. Он прицелится. Друг пригодится. Ручка может пригодиться. Мальчик хорошо учится. Надо хорошо учиться. Песня слышится. Нужно посмотреться в зеркало.
III Закрепление понятий: личные и родовые окончания глаголов.
Плещешь носила
стучит сияло
На доске схемы разбора слов по составу, учитель предлагает подобрать слово к каждой схеме
Учитель:
-Что можете сказать об окончаниях?
- Назовите личные окончания глаголов 1спр., 2 спр.
- Назовите родовые окончания глаголов
IV Работа над предложениями с однородными сказуемыми.
а) Даны предложения с однородными членами. ( упр. из учебника)
На доске схема предложения.
Учитель:
-Дайте характеристику предложению по схеме:
____________ ===========, но ============= -------.
- Подберите предложение из упражнения, подходящее к данной схеме.
Ученики выбирают предложение:
Туча набегает, но не проливается дождём.
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Аналогичная работа проводится по схеме:
____________==============,__________=========.
б). Дифференцированная работа
1группа.
Придумать предложение с однородными сказуемыми
2 группа.
Придумать предложение по схеме:
__________ =========== ----------,---------.
3 группа.
Разобрать по членам предложения.
Мы выходим на берег, ступаем по земле.
V. Вывод по уроку:
Что было просто?
Что вызвало затруднение?
Что понравилось?
Оцените себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"
Данный урок проводился в соответствии с разработанным УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...