Обобщающий урок по теме " Глагол"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

В данном  уроке  представлен материал  по  обобщению знаний  учащихся о глаголе как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_konspekt_obobshchayushchego_uroka..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект  обобщающего   урока по русскому  языку в 4 классе

по теме «Закрепление знаний  о глаголе»

 

Цели урока:

1. Закрепление и обобщение  знаний о глаголе как  части речи, его грамматических и морфологических признаках

2.Формирование умения выделять главное, сопоставлять и обобщать.

3. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства  языка.

4.Воспитание позитивного, эмоционально – чувственного отношения к русскому  языку, пробуждение познавательных интересов.

5.Формирование коммуникативной  компетенции учащихся.

I Закрепление грамматических признаков глагола.

1) Время.

 а) На  доске слова.

-Прочитайте  слова

Побежали, идёт, надвигалась, слышит, посветило,  пишет, сломает, построят,  будет любить.

Учитель:

-Что общего  в этих  словах? Поставьте к глаголам  вопросы.

Ученики:

 - Глаголы   3  лица  ед. и мн. число.

Чем  отличаются?

 - Время,  число

 -Как  определить время  глагола?

 Учитель:

-На  какие  группы можно  распределить слова?

Дети предлагают различные варианты.

Учитель даёт задание распределить слова на  группы  по временам.

 б) Самостоятельная   работа (Дети записывают  слова  в три  столбика: в 1 –ый прошедшего времени, во 2 –ой – настоящего времени и в 3 –ий – будущего)

 в) Проверка выполненной  работы (дети читают  глаголы  в  столбиках, ставят вопросы)

Побежали                       идёт                             сломает

надвигалась                   слышит                        построят

посветило                      пишут                           будет  любить      

 

 Далее учитель предлагает  «исключить» лишние  слова  из каждого  столбика.

1 столбик:

побежали – мн. ч.,остальные ед.ч.;

надвигалась – жен. р,

посветило – ср. р.

2 столбик:

пишут – мн. ч., остальные ед. ч.

слышит – 2 спр., остальные 1спр.;

3 столбик:

сломает – 1спр.

будет любить –сложная  форма будущего времени.

 

2) Правописание  личных окончаний  глаголов  2 лица ед. ч.

а) На доске слова: покупаешь, купишь

Учитель:

-  Что общего  у  глаголов?  

- 2 лицо  ед. ч.

 Учитель:

-Назовите  личные  окончания глаголов.

-ешь,-ишь

Учитель:

 - Чем отличаются  окончания этих глаголов?

 - Как  определить спряжение глаголов?

  -Объясните  правописание  безударной  гласной  в  окончаниях глаголов:

Обижа .шь, обид.шь.

б) Задание в  паре.  Выписать глаголы 1 спр. в  один  столбик, 2  спр. – в другой.

У детей  на  парте карточки:

Лом.т он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук,  Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  ты  морские  камни  точ.шь. К  морю  лишь  подход.т  он,  вот и слыш.т  будто  стон. Смотр.т -  вид.т дело лихо.

 в) Проверка  выполненной  работы:

     Iспр.                  II спр.

 сгибает                 ломит

 плещешь              точишь

 захочешь              подходит

                               слышит                

                               смотрит

                                видит

Дополнительное задание: дописать 3 глагола 1 спряжения

3) Правописание глаголов неопределённой  формы, глаголов  2  лица ед. ч. и глаголов настоящего времени.

а). Работа  в группах  разноуровнего  состава.

Каждая  группа  получает задания  на  карточке.

1 группа.

Разделить   слова на  группы:

Отправляешься, отправляется, отправляться,светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться,начинается ,умываться.  умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.  

2 группа.

Образовать формы  глагола

 

неопр. ф.                                    2 л. ед. ч.                                 3 л.ед .ч.

отправляться

 светиться,

 начинаться  

умываться  

3 группа .

Разделить слова  на  3  группы:  

Неопр.  форма                            3 л. ед ч.                            2 л. ед . ч.

Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться,  умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.

Дополнительное задание: подобрать синоним  к  слову   носится

б)  Проверка  выполненной  работы

На  какие  группы  разделили глаголы,  прочитайте.

-  Что  можете  сказать о глаголах  2  лица  ед.  числа?

-  Как отличить глаголы  3  л. ед  ч.  от глаголов  неопределённой  формы?

II Дифференцированная  работа по развитию речи

 1  группа

 Составить  небольшой  рассказ по  теме  «  Весна» со  словами: наблюдать,  слушать, пробуждаться, разливаться, зеленеть,  строить

2 группа

 Придумать предложения  с  глаголами 3 л. ед ч. и глаголами неопределённой  формы  из  столбиков.

3  группа  работает под руководством учителя.

Запись под диктовку с комментированием словосочетаний

Нужно  прицелиться.  Он  прицелится.  Друг пригодится. Ручка  может пригодиться.  Мальчик  хорошо  учится.  Надо  хорошо учиться.  Песня  слышится. Нужно  посмотреться  в зеркало.

III Закрепление понятий: личные и родовые окончания глаголов.

Плещешь                            носила

 стучит                                сияло

На  доске  схемы разбора  слов  по составу, учитель предлагает подобрать слово  к каждой  схеме

 Учитель:

-Что можете  сказать об окончаниях?

- Назовите личные  окончания  глаголов  1спр., 2 спр.

 - Назовите родовые окончания  глаголов

IV Работа   над  предложениями с однородными сказуемыми.

 а) Даны  предложения  с однородными членами. ( упр. из учебника)

На доске схема  предложения.

Учитель:

-Дайте характеристику   предложению   по схеме:

____________   ===========, но ============= -------.  

-  Подберите предложение из упражнения, подходящее к данной  схеме.

 Ученики выбирают предложение:

Туча  набегает, но не проливается  дождём. 

-Какой  частью  речи  выражено сказуемое?

 Аналогичная  работа проводится  по  схеме:

____________==============,__________=========.

б). Дифференцированная  работа

1группа.

  Придумать предложение с однородными сказуемыми

2 группа.

  Придумать предложение по  схеме:

__________ =========== ----------,---------.

3 группа.

  Разобрать по  членам предложения.

Мы  выходим на  берег, ступаем по земле.

V.  Вывод  по  уроку:

Что было  просто?

Что  вызвало  затруднение?

 Что понравилось?

Оцените  себя.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...