Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Аббревиатура.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Басович Елена Григорьевна

Методическая разработка урока русского языка для 4 класса. УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abreviatura..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Басович Елена Григорьевна.

Место работы: ГБОУ гимназия №446 Колпинского района г. Санкт-Петербурга,  учитель начальных классов.

 

Конспект урока русского языка, по теме: «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Аббревиатура».

УМК «Перспективная начальная школа».

ЦЕЛИ. 1.Научить писать слова с удвоенной буквой согласного.

             2.Объяснить этимологическую природу этих написаний ( почему в этих словах есть удвоенные согласные ).

             3.Способствовать развитию речи учащихся.

             4.Воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

                                     Х  О Д           У  Р О К А .

  1. Организация урока. Приветствие.

 

2.  Сообщение темы урока.

         - Почему к нам из других языков приходят слова?

    - Сегодня наш разговор о словах с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

  1. Словарная работа.

- Вспомним уже знакомые нам слова. Угадайте слово:

а) устройство для развлечений, или номер цирковой программы (трако)

АТТРАКЦИОН

- Составьте словосочетание, запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

б) склонный  к чистоте и порядку, а так же исполнительный, пунктуальный (куро)

АККУРАТНЫЙ

в) желание есть (пето)

АППЕТИТ

г) тот, кто помогает специалисту выполнять работу, а так же младшая преподавательская должность в высших учебных заведениях (систо)

АССИСТЕНТ

д) создание изображения из наклеенных или нашитых на что-либо кусочков ткани, бумаги и т.п., либо картина, украшение изготовленные таким способом, либо физиотерапевтическая процедура: накладывание на какой-либо участок тела лечебной грязи, парафина и т.п. (плико)

АППЛИКАЦИЯ

- Каждое из слов имело несколько значений. Как называются такие слова?

- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

- В каком словосочетании слово с удвоенной буквой согласного является зависимым?

- Какой частью речи оно выражено? Подпишите.

- Что объединяет слова с удвоенной буквой согласного? ( Приставка АД-).

- В чем ее особенность? ( Выбор буквы приставки зависит от ЗВУКА, с которого начинается корень слова.)

- В написании  каких русских приставок та же  закономерность? (З –С). Приведите пример.

  1. Новый материал.

- А теперь познакомимся еще с несколькими словами. Вы сможете восстановить пропущенные буквы?

 

А…НОТАЦИЯ

А…ЛИТЕРАЦИЯ

А…БРЕВИАТУРА

- В словаре происхождения слов найдем значение первого слова.

- Как называется страница в книге, где (как правило!) помещается ее краткое содержание? (Титульный лист, или титул).

- Найдите аннотацию на обороте учебника, зачитайте.

- На уроках по развитию речи мы будем учиться составлять аннотации.

- Выскажете предположение: какая была латинская приставка в этом слове?

- Как и почему она изменилась?

- Какой в этом слове был латинский корень?

- Посмотрите объяснения на  с. 119.

- Почему же слово аннотация пишется с удвоенной буквой согласного?

- Составьте словосочетание, подчеркните удвоенную букву согласного.

- Знакомо ли вам слово аллитерация?

- Напомню вам стихотворение, пройденное нами в 3 классе. Кто автор?

( Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»)

- Перечитайте стихотворение, с.120. Какие звуки повторяются? (Согласные).

- Какое впечатление создает этот повтор? (Кто-то шепчет, шепелявит, присвистывает. Шелест листвы, дождя.)

- Как называется такой прием? (Звукопись.)

- Звукопись, основанная на повторе согласных звуков, называется аллитерацией.

- Прочитайте правило на с.121.

- Что такое аллитерация?

- Какая была приставка в этом слове, как и почему она изменилась?

- Какие еще латинские слова  переводятся  как «буква»?  (телеграмма – вдаль, далеко + буква, слово; орфограмма – правильная буква; грамматика – наука об изменении слов и  устройстве предложений).

- Запишите словосочетание, подчеркните букву удвоенного согласного.

- И еще с одним латинским словом мы знакомимся: аббревиатура.

- Запишите. Подчеркните букву удвоенного согласного.

- Прочитайте комментарий учебника, как образовалось это слово и что оно обозначает? Сможете привести примеры?

- Выполним упр. 92. Проверим.

- Что же означает слово аббревиатура?

- Завершите выполнение задания.

- Какие аббревиатуры образовались из первых частей слов?

- Из первых букв слов?

- В Тетради на печатной основе выполните упр. 60, с. 57. Проверяем.

- Значение  каких новых слов вы сегодня узнали? Прочитайте их.

- А правильно ли мы их произносим?

- Какой словарь поможет нам это узнать? Заглянем в него.

- Какую особенность заметили?

- Аббревиатуры тоже имеют особенности в произношении. Одни произносятся по названиям составляющих их букв: МГУ, МЧС, ДТП, ЦСКА, РФ, ГЭС; в других – произносятся звуки, которые обозначены данными буквами: ГУМ, ЦУМ, США, вуз…

- Существуют словари аббревиатур, с некоторыми вы можете познакомиться на сайте: www.sokr.ru .

- На сколько хорошо вы поняли  значение новых слов сейчас проверим.

 

4. Проверочная работа.

             1.Прочитайте. Исправьте ошибки.

       Не в каждой книги есть аллитерация. Но если есть – обязательно

 ее прочитайте. Алитерация поможет вам узнать, о чем расказываит книга,

 каторую вы собираетесь читать.

 

 Расширяя представления о поэтическом творчестве, мы знакомились

с ретким, но очень ценным приемом – анотацией. Этот прием остовляет звуковое впечатление от стихотворения.

2. Придумайте и запишите предложение, в котором используются все три слова. Дайте характеристику предложению.

Проверка.

- Где слова употреблены в несвойственных значениях?

- Кто нашел орфографические ошибки?

  1. Итог.

5. Домашнее задание.

- Потренируетесь в употреблении слов в соответствии с их толкованием. С. 57, упр. 59 в ТПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

Урок русского языка в 3 классе "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Конспект урока "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с приложением...


 

Комментарии

Спасибо за конспект, Елена Григорьевна.