Открытый урок по русскому языку
презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему

Вековищева Светлана Валерьевна

Открытый урок, на тему " Безударные гласные в корне слова" 3 класс

презентация и подробный текст

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 «В» кл. 2011-2012 уч.год

Открытый урок по русскому языку

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Вид урока: комбинированный

Цели: развитие умения  распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;

развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;

воспитывать любовь к родному языку;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

Проверь дружок,

Готовь ли ты начать урок?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова и правильно писать гласную в корне слова.

II. Мы в лес за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию нашу возьмём

Дорогой с пути никуда не свернём.

Картинка со следами животных.

Посмотрите что это за следы?

Какие буквы спрятались в них?

Начнём с минутки чистописания

А е о и я

III. - какие буквы мы прописали? (гласные)

- какие гласные бывают в словах?  (ударные и безударные)

IV.Индивидуальная работа

а) звукобуквенный разбор слова:

лесной1 – 2 слога, 2 гласных, 4 согласных

л - [л,] – согласный, мягкий, звонкий, непарный

е - [и] – гласный, безударный

с - [с] – согласный, твёрдый, глухой, парный

н - [н] – согласный, твёрдый, звонкий, непарный

о - [о] – гласный, ударный

й - [й] – согласный, мягкий, звонкий, непарный


6 букв, 6 звуков

б)  подберите к данным словам однокоренные проверочные слова, вставьте пропущенные буквы:

доро..ка –

сне.. –

заморо..ки –

берё..ка –

тра..ка –

холо.. –

Фронтальная работа.

Картинный диктант. Какое слово лишнее? Почему? (лиса)

Безударный гласный и нужно проверить. (Лис, лисы)

А в остальных словах? (запомнить)

Проверка индивидуальной работы.

Правила.

Мы записали словарные слова, сегодня познакомимся ещё с одним словом.

V. Словарная работа.

               Кто без брёвен через реки

               Мосты строит?

                                           (Мороз)

- Как вы понимаете значение этого слова?

Мороз – зной, стужа, холод, холодная погода, низкая температура воздуха.

- Запишите это слово в тетрадь, и выделите орфограмму: мороз

- Букву о нужно запомнить.

- В какой части слова находится орфограмма?

В корне

- Выделите корень.

- Какая ещё орфограмма встретилась в этом слове?

Парные звонкие и глухие.

- Подбери и запиши однокоренные слова (1 чел. у доски)

Морозный, заморозки

- Разбери их по составу.

VI- Какие пословицы о морозе вы знаете?

- Посмотрите на доску. Здесь пословицы перепутались. Их начало нужно соединить с концом и вставить пропущенные буквы. Объяснение смысла пословиц.

Понравившуюся пословицу, запишите в тетрадь. (1 чел. у доски)

М.роз не велик                      в большой м.роз.

М.роз и метели                     да стоять не велит.                                        

Береги нос                             под февраль полетели.

Мороз не велик, да стоять не велит.                                                                   

Береги нос   в большой мороз.

 Мороз и метели, под февраль полетели.

        - Какая орфограмма в слове мороз, помогает нам написать его с буквой О?

Безударные гласные

- В какой части слова находится безударный гласный?

В корне слова.

- Безударную гласную в этом слове нужно запомнить.

-Можно ли  проверить безударную гласную, в слове большой (больше).

- Как её проверить?

Подобрать проверочное однокоренное  слово.

- Вспомним правило проверки безударных гласных.

Чтобы проверить безударный гласный, в корне слова, нужно слово изменить так, чтобы безударный стал ударным.

Какие безударные гласные мы проверяем?

Безударные гласные А е о и я

VII - На доске записаны слова. Вставьте безударные гласные в корне слова, подберите проверочные слова и запишите в тетрадь.

З.ма - зимы

к.рмушка-

х.лодный -  

з.мля -

 сн.жок –

 (С наступлением холодов, птиц нужно подкармливать, сделайте кормушку, принесите ее в парк или повесьте около дома и  вы сможете наблюдать за «пернатыми соседями», узнаете много тайн об их  беспокойной птичьей  жизни! )

Составление 2-3 предложений.

Солнце не греет, ровный слой снега, кружатся снежинки, на деревьях снежные шапки

       VIII.Физкультминутка

Марш на месте – не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы мороза,

Ловим снег, хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит вам и нам.

Домашнее задание с.87 упр.231, правило на с.88

IX.Первичное закрепление

Откройте учебник на с.89 упражнение 235

(лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки)

X. Повторение

- С приходом зимы становится труднее жить многим животным. Отгадайте загадку, о каком зверьке идет речь?

В дупле живет

Да орешки грызёт.

Белка

  Долгую, белочка,  в ,  всю   ,  л.су,  зиму,  ж.вёт.

- Прочитайте слова на доске. Можно ли их назвать предложением? Почему?

Нет, они не связаны по смыслу.

- Какое предложение можно составить из этих слов?

Всю долгую зиму белочка живёт в лесу.

- Запишите с комментированием предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- Чем питается зимой белка?

Запасами, приготовленными летом – ягодами, грибами.

XI. Самостоятельная работа.

 У вас на карточках записан разговор человека с белкой. Прочитайте про себя.

- Какие предложения по цели высказывания бывают?

Повествовательные, восклицательные, вопросительные.

- Какие знаки препинания нужно поставить?

- Прочитайте выразительно по ролям (2 чел.):

           - Белка, где твой склад грибов? (гриб)

           - По карманам у дубов.

           - Где домишко твой? (дом)

           - В сосне. (сосны)

          - А постель?

          - Постель на мне!

- Как вы понимаете ответ белочки, постель на мне? (шубка). Какого цвета белочка летом, а зимой? Почему она меняет окраску? (Осенью и весной белки линяют. Летом они носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и тёплой)

- Какая орфограмма пропущена в словах?

Безударные гласные в корне.

- Какие буквы нужно вставить? Впишите их в карточку, и выдели корень.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

Физминутка для глаз

XII. Работа с текстом.

Первый снег.

Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. Но вот потемнело, и к вечеру пошёл снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и, наконец, повалил снег хлопьями.

Прочитайте текст. Найдите ту часть текста, в которой описывается, как шёл снег. Спишите эту часть текста.

Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.

- Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова? Что для этого нужно сначала сделать? Поставить ударение и выделить корень.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

Разберите предложение о снежинках.

Мы погуляли по лесу, возвращаемся в класс. Берегите природу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание безударных гласных в корне слова

Слайд 10

Словарное слово Мороз

Слайд 11

Пословицы М.роз не велик в большой м.роз. М.роз и метели да стоять не велит. Береги нос под февраль полетели.

Слайд 12

Пословицы Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз и метели, под февраль полетели. Береги нос в большой мороз.

Слайд 13

Правило Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно слово изменить так, чтобы безударный стал ударным .

Слайд 14

Белка

Слайд 15

Первый снег. Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. Но вот потемнело, и к вечеру пошёл снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и, наконец, повалил снег хлопьями. Прочитайте текст. Найдите ту часть текста, в которой описывается, как шёл снег. Спишите эту часть текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....