Открытый урок по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Разделительный Ъ" по программе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Структура конспекта урока

Предмет: Русский язык

УМК:  «Школа 2100»

Класс:  2 класс

Тема урока:  «Правописание разделительного Ъ»

Тип урока: Овладение  новым знанием

Цели урока:

1.Развивающие: Развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

2. Образовательные: сформировать умение строить способы на примере способа написания Ъ в словах;  сформировать умение применять изученные правила.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе; воспитывать трудолюбие и усидчивость.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2часть авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.Е.Пронина; дидактический материал к учебнику автор Л.Ю.Комиссарова; компьютер, проектор, экран, индивидуальные планшеты.

Демонстрационный материал: презентация; мультфильм «Маша и медведь» 11 серия «Первый раз в первый класс»; картинки с изображением Маши и медведя; эталон правописания разделительного Ъ; эталон правописания разделительного  Ь.

Раздаточный материал: листы для групповой работы для этапа 5; карточки со словами для групповой работы на этапе 6; карточки со стихотворением для этапа 8;  карточки с числами 1,2,3 для этапа 9.

Этапы урока, время, отведенное на каждый этап урока

Содержание учебного материала

Действия учащихся

Описание видов УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

3 мин.

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

10 мин.

3 этап.

Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин.

5 этап.

Реализация построенного проекта.

15 мин.

6 этап.

Первичное закрепление.

9 мин.

7 этап.

Рефлексия учебной деятельности.

2 мин.

8 этап.

Подача домашнего задания.

1 мин.

Начинаем урок русского языка. Сегодня на урок  пришли известные герои. Посмотрите фрагмент и назовите их.

-Чем хотела заниматься Маша?

-А зачем?

А вы хотите учиться?

-Как будете работать?

Прочтите пословицу и объясните её смысл.

(Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть)

-С чего начнёте работу на уроке?

-Где живёт медведь?

-Найдите однокоренные слова к слову «лес».

-В каком из оставшихся слов есть приставка?

-Что такое приставка?

-перед вами приставки. (таблица с приставками)  По какому принципу их можно разделить на две группы?

Слова с какой изученной орфограммой есть в пословице?

-У кого из героев в названии есть эта орфограмма?

-Что помните об этом слове?

-Образуйте и запишите однокоренные слова: самка медведя (медведица), детёныши медведицы (медвежата), берлога чья? (медвежья). Расскажите правило.

-Пропишите соединения Ь с гласными (ье, ьё, ьи, ью,ья).

-Что знаете о букве Ь?

-Какая ещё буква не обозначает звука?

-Пропишите её 3 раза на той же строке.

-Что вы сейчас повторили?

-Какое задание я вам сейчас предложу?

-С какой целью вы будете работать с пробным заданием?

-Помните, как в сказке Маша ушла от медведя? По пути он останавливался и говорил: «А дорога далека, а корзинка нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок».

-Что хотел сделать медведь?                  

-Перед вами транскрипции этих слов [с’эс’т’]   [сй’эс’т’]. Вы сможете записать первое слово?

-Какое правило вам в этом поможет?

-А теперь запишите второе слово.

-Кто не записал слово?

-Что вы не смогли сделать?

Проверьте себя. На доске фиксирую количество правильных и неправильных ответов.

-Кто ошибся. Что не смогли сделать?

-Кто правильно записал слово, каким правилом воспользовались?

-Что вы не можете сделать?

-Какой следующий шаг вы должны сделать?

-Какую цель вы поставили перед собой на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Чтобы вы сами смогли открыть правило, мы будем работать по плану: (вывешиваю план на доску)

1.Провести анализ предложенных  групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

2.Сравнить между собой группы слов.

3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

4. Создать эталон (правило) о правописании Ъ в словах.

-Я предлагаю работать вам в группах. Вы должны выполнить план в группах. (задание взято из учебника с.42 упр.207)

1.Прочитайте слова каждого столбика.

2.Прочитайте слова с Ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении. Сделайте вывод 1.

3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике. С каких букв начинаются корни в каждом столбике. В какой ситуации в слове нужно писать Ъ. Сделайте вывод 2.

4. Попробуйте изобразить свой вывод графически.

-Как проверить своё открытие?

-Откройте учебники на стр.43 и проверьте.

-Сделайте вывод.

-Вы смогли преодолеть препятствие?

-Какой следующий шаг на уроке.

ФИЗМИНУТКА: игра на внимание.

Если в слове Ъ-подпрыгнуть, а если Ь-наклониться. (съезд, счастье, обезьяна, съела, льётся, объём, подъезд, вьют)

РАБОТА В ГРУППАХ (6 групп по 4-5 чел.)

Каждой группе даются две карточки со словами.

Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой, после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму.

1 группа- есть и окно

2 группа- юбилей и берёза

3 группа- ясно и дорожный

4 группа- явление и авария

5 группа- единый и история

6 группа- ёмкий и дело

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

1. сем..я             2. с..ел               3. под..езд

4. прыгат..         5. звер..             6. об..ект

7. плат..е            8. с..едобный      9. руч..и

10. с..ёжился

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Какие слова у вас вызвали затруднения?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

-Исправьте ошибку.

-Сделайте вывод.

- У кого задание не вызвало затруднения?

-Сделайте вывод.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Кто встретил трудности? В чём? Почему?

-Вернёмся к пословице. Какое слово в ней на новое правило. Почему в нём нужен Ъ?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.

-Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли?

- Кто выбрал 1 картинку- дом.задание

Упр. 208 (появляется на слайде)

-Кто выбрал 2 картинку- упр. 209

-Кто выбрал 3 картинку- составить 5 предложений со словами, в которых пишется Ъ.

-Выучить правило с.43

-Маша и Медведь желают вам удачи и прощаются с вами.

Учащиеся называют героев мультфильма «Маша и медведь»

-Учиться.

-Чтобы много знать и уметь.

-Да.

-Поймём, что не знаем и постараемся открыть новое правило.

-Чтобы чему-то научиться, надо трудиться.

-С повторения необходимых знаний

-В лесу.

Дети выделяют корень в слове «лес»и доказывают, является ли оно однокоренным.

Ученик рассказывает правило.

Приставки, оканчив. на согласный, приставки, оканчив. на гласный

(съесть, лезть- ь-показатель мягкости согласного)

-медведь.

-словарное, запись в тетради.

Дети записывают однокоренные слова.

Ученик рассказывает правило.

-Звука не обозначает.

-Ъ.

Уч-ся записывают Ъ.

-Задание на пробное действие.

-Чтобы понять, что мы не знаем.

-Он отнёс её домой, думая, что в корзинке пирожки.

-Сесть и съесть.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

-Записать слово съесть.

-Мы не смогли правильно записать слово съесть.

Уч-ся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.

-Не можем представить правило, по которому записали слово съесть.

-Разобраться в затруднениях.

-Узнать правило написания Ъ в словах.

-Правописание Ъ в словах.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

поезд       сэкономить

выезд       сузить

заезд        безоблачное

переезд   безаварийный

       объективный

        разъём

        предъюбилейный

        изъясняться

Вывод1.

Ъ выполняет_____функцию.

Вывод2.

Ъ пишется после ________,

Которые оканчиваются на _____ перед гласными _,_,_,

Защита результатов. Одна группа отвечает, другие дополняют при необходимости.

-посмотреть в учебнике.

Читают правило .

-Мы всё открыли правильно.

-Да.Научиться применять новое правило.

Защита результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.

Уч-ся выполняют самостоятельную работу на планшетках. Самопроверка проводится по эталону

-Нужно ещё потренироваться в применении правила.

-Мы хорошо усвоили новое правило.

Учащиеся оценивают себя.

-Выучим дома правило, потренируемся.

Личностные

Самоопределение

(мотивация учения)

Смыслообразование

(какой смысл имеет  учение, умение находить ответ на этот вопрос)

Коммуникативные

(Определение цели)

Регулятивные

Целеполагание

Познавательные

(классификация объектов, установление причинно-следственных связей)

(доказательство)

Логические

Классификация

Поиск и выделение необходимой информации

Логические

(сравнение)

Познавательные

Действия постановки и решения проблем

Логические

(синтез)

Познавательные

Действия постановки и решения проблем

Формулирование проблемы

Познавательные

Формулирование познавательной цели

Создание способов решения проблем

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Коммуникативные

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Логические

Классификация объектов

Коммуникативные

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

Контроль, коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Регулятивные

Контроль

Коррекция

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....