Урок русского языка на тему: "Род имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка. Тема урока "Род имен существительных" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 355.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Род имён существительных.
Цель: научиться определять род имён существительных.
Задачи:
- повторить признаки имен существительных;
- формировать умения определять род имен существительных путем подстановки личного местоимения;
- развивать орфографические навыки;
- развивать внимание, мышление ( анализ, классификацию, обобщение);
- развивать связную устную речь учащихся;
- формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку всё готово!
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете! Садитесь.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, красиво запишите число и классная работа:
Восьмое февраля.
Классная работа.
- Минутка чистописания.
Посмотрите на доску.
Вы видите узор из букв. Какие буквы спрятались в узоре?
ю в б д н о
Запишите буквы на первой строчке.
На какие две группы можно разделить эти буквы?
Какая буква лишняя? Почему?
Какой звук обозначает? Сколько звуков? Когда? Прочитайте предложение:
Зимняя д_ро_ка бл_стела на со_нце.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, и определите части речи, выделите основу предложения.
Подлежащее, какой частью речи выражено? Существительное в предложение ещё может быть, каким членом предложения?
(У доски работает …..)
- Словарная работа + гимнастика для глаз
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте новое словарное слово.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а | а | г | м | и | з | н |
Правильно, «магазин». Что такое магазин? Магазин – помещение, в котором ведут торговлю.
Далее спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы:
ворона, месяц, малина, герой, народ, обед, ягода, болото, сапоги, молоко.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какое слово лишнее? Ответ обоснуйте.
(сапоги – существительное во мн. ч.)
3. Повторение.
- На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?
(1 группа – месяц, малина, обед, ягода, аптека, дорога, картина, аллея, болото, молоко, отвечают на вопрос ЧТО?- неодушевленные;
2 группа – герой, народ, ворона, отвечают на вопрос КТО? - одушевленные?)
Что мы уже знаем об имени существительном?
Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
(В результате на доске появляется следующая схема)
Имя существительное – часть речи |
кто? что? |
предмет |
одушевленное | неодушевленное | собственное | нарицательное | число | ? | |
единственное | множественное |
- Постановка учебной задачи.
В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
- Изучение нового материала.
Грамматическая сказка.
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
На какие три группы делятся имена существительные?
(Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род | ||
мужской | женский | средний |
Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! |
с. 19 правило (заучить, привести свои примеры)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считает.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Закрепление изученного.
А) Пользуясь секретом королевы, выполним упр. 404 (10 слов у доки, 10 слов самостоятельно, взаимопроверка)
м.р. | ж.р. | ср. р. |
(он, мой) | (она, моя) | (оно, моё) |
Б) Возьмите листочки и самостоятельно выполните задания на листочках. Поставьте знак «+» у существительных.
В) Работа в парах. Подпишите картинку и соедините название с родом.
М.Р.
Ж.Р.
СР.Р.
8. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какого рода бывают существительные?
- Назовите слова – подсказки.
Самооценка учащимися своей деятельности:
- Пока испытываю трудности.
- Хорошо, но могу лучше.
- Хочу знать больше.
9.Д.З. с.19 правило, упр. 405
Дополнительно
Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они м.р., то встают мальчики. Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встаёт никто.
(Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-16546-1402258809.jpg)
Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных" 2 класс
Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных. Закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе; Способствовать развитию орфографической зоркости, о...
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/09/picture-40369.jpg)
Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс
Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/26/picture-52338.jpg)
Презентация по русскому языку на тему "Род имен существительных"
Данная презентация может использоваться на обобщающем уроке по теме "Имя существительное". Подобранные задания способствуют закреплению умений распознавать род имен существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-169225-1357223349.jpg)
Тест по русскому языку по теме "Склонение имен существительных"
Тест предназначен для учащихся 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-125421-1353959819.jpg)
Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-872062-1483938020.jpg)
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...