Глагол. Обобщение и систематизация знаний.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
План урока.
1. Организационный момент.
а) Постановка темы урока.
б) Роль глаголов в речи.
2. Языковая разминка.
3. Обобщение знаний. Составление плана.
а) Значение глаголов.
б) Морфологические признаки.
в) Синтаксическая признаки.
4. Итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizacionnyy_moment.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
- Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились. Сделайте вывод, что будем делать сегодня на уроке?
- Будем обобщать и систематизировать знания о глаголе.
- Для чего это необходимо?
Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»
- Языковая разминка.
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем: «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»
Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов 18-19 веков:
«Глагол времен - металла звон» (Г.Державин)
«Глаголом жги сердца людей!» ( А.Пушкин )
Постепенно данное слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной из частей речи.
В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать.
- Попробуйте догадаться, что оно означает.
Проверьте по толковому словарю.
- Обобщение знаний. Составление памятки.
Общее грамматическое значение глагола – это действие.
Глаголы называют различные действия. Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.
1) действия, связанные с трудовой деятельностью: | Рубить, копать, вязать, шить |
2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: | Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать |
3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: | Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть |
4)действия, называющие различные состояния: | Грустить, любить, болеть, спать |
5) действия, называющие то, что происходит в природе: | Подморозило, светает, смеркается |
Морфологические признаки:
- Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти, которые не входят в основу
слова.
Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое – ть и
-ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных источниках вы можете встретить разные обозначения.
В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола.
- Какие еще суффиксы выделяются в инфинитиве?
( --а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и другие)
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке еще оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения конечного ударного (и) образовались современные формы : печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного.
- Что нужно помнить о правописании этих глаголов? ( пишутся с ь)
Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.
- ставить 4)нести 7) стеречь
- едешь 5) нарисовать 8) мечтаешь
- беречь 6) пасет 9) улыбаешься
- – Как называются глаголы, имеющие суффикс –ся (–сь) ?
Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь) , называются возвратными.
- Что обозначают эти глаголы?
Глаголы с суффиксом –ся(-сь) обозначают действие, которое возвращает к себе, направлено на самого человека, на предмет.
- Чем отличается суффикс от других?
Стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.
Входит в основу слова.
Разберите по составу глаголы : собираюсь, улыбаться, кусается.
Обратите внимание на написание глаголов улыбаться, кусается. Вспомните , что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?
(Нужно определить форму глагола (3л. ) или поставить вопрос)
Работаем с сигнальными карточками. Если в слове есть ь …, если нет, то другой стороной.
Убирается, купаться, катаются, умываться, смеяться, лечится, отправляются, дожидаться, виднеется, подняться.
- Прочитайте следующее предложение . Какие слова пропущены?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Как определить вид глагола?
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что делал?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ? что сделает? что сделал?
Дополните схему в вашей памятке.
В.Г.Белинский, отмечая богатство и выразительность русского языка, писал : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…»
- Дополните предложение.
Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие.
-Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи)
- При помощи какого суффикса чаще всего образуются? ( -л-)
- Что нужно помнить об этом суффиксе при разборе глагола по составу?
( что он не входит в основу слова)
- Что обозначают глаголы в форме настоящего времени?
(Действие , которое происходит сейчас в момент речи)
- Будущего времени? ( действие, кот. произойдет после момента речи)
1) Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.
1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.
Ёж : Я спал. Похудел.
Белка: У меня было много запасов. Так хорошо себя чувствую.
Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.
Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.
пр.вр. н.вр. б.вр.
спал чувствую увижу
похудел слышу припустит
было каплет
пошарил заливает
вскочил
2) - Прочитайте следующие записи.
- Что вы заметили?
Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.), считать(б.вр.) саженцы, дельный(пр.вр.) совет.
Продолжи фразу.
5) Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
В прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам.
- Что нужно помнить о правописании глаголов 2л. , ед числа?
(после ш пишется ь, который сохраняется и перед –ся: учишься, учишь.
1)Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:
- В наш дом часто приходят гости.
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
- По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
- В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
- А вы делаете зарядку по утрам?
2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?
1)стелет, бреют, 3) видите, дышат
2)скачут, лепишь 4) думаем, клеит
6) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы 1 спр. имеют окончания –ешь,-ет, - ем, - ете, - ут, -ют.
Глаголы 2 спр. имеют окончания -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят.
- Все ли глаголы подчиняются данному правилу?
Глаголы – исключения.
Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть.
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
( относятся ко 2спр.)
Брить и стелить к 1спр.
1) На свободной строке записываете только спряжение.
Благодарим (2), мешаем(1), сотрешь(1), привезут(1), читаем(1), носят(2), кость, рисуете(1), злишься(2), хлещет(1), подходит(2).
2) В каком ряду оба глагола относятся к первому спряжению?
1) смеяться, дружить 3) видеть, кричать
2) брить, красить 4) купить, плакать
Морфологический разбор глагола .
Льется- (что делает?), н.ф. литься, возвратный, несов. вид, 1спр., н.вр., 3л, ед. ч., сказуемое.
Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего существительными и наречиями, образуя словосочетания.
1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.
неслись быстро неслись над морем
2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:
1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.
2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.
3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.
5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.
Итог урока.
- Оставьте в столбиках слова, относящиеся к теме.
- Узнаете ответ на вопрос « Как не нужно учить глаголы?»
Глагол
какой? что делать? спряжение
время неодушевленное втор. член
склонение падеж признак предмета
подлежащее сказуемое как?
Я учу глаголы. Открываю: наш сосед…
Я пришел из школы, ( Он живет под нами)
Я учу глаголы… Не причесан, не одет-
Мне их выучить - пустяк! В тапках и пижаме.
У меня свой метод! Он кричит:
Применяется он так, «Прошу прощенья!
Новый метод этот: Это что - землетрясенье?
«Кричать» - кричу, Или, может быть, слоны
«Вертеть»- верчу, Надо мной поселены?!
«Двигать»- двигаю, - Уважаемый сосед,
«Прыгать»- прыгаю. Никого в квартире нет.
Я и прыгал! Я и двигал! Я пришел из школы
Я и топал! Я и пел! И учу глаголы…
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!...
( В.Воскобойников)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Общее грамматическое значение глагола – это_____________________.
Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.
В словах второго столбика поставьте номер.
1) действия, связанные с трудовой деятельностью: | Подморозило, светает, смеркается |
2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: | Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть |
3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: | Рубить, копать, вязать, шить |
4)действия, называющие различные состояния: | Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать |
5) действия, называющие то, что происходит в природе: | Грустить, любить, болеть, спать |
Морфологические признаки.
1. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется _____________________. Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы________________________________________________________.
Инфинитив имеет суффиксы_________________________.
Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.
- ставить 4)нести 7) стеречь
- едешь 5) нарисовать 8) мечтаешь
- беречь 6) пасет 9) улыбаешься
2 . Глаголы, имеющие суффикс – ся (-сь), называются ___________________.
Разберите по составу глаголы :
Собираюсь, улыбаться, кусается.
3. Виды глагола
_____________________ ______________________
_____________________? ______________________?
4. Глагол имеет три формы ________________, которые показывают когда____________________________________________________________.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Исправьте ошибки.
Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.), считать(б.вр.) саженцы, дельный(пр.вр.) совет.
- Глаголы изменяются_по_____________и______________ в _________
____________и_______________времени.
В прошедшем времени _по_________________, а в __________числе по
________________.
1)Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:
- В наш дом часто приходят гости.
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
- По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
- В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
- А вы делаете зарядку по утрам?
2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?
1)стелет, бреют, 3) видите, дышат
2)скачут, лепишь 4) думаем, клеит
6. Изменение глаголов по лицам и числам называется___________________.
Глаголы 1 спр. имеют окончания____________________________________
Глаголы 2 спр. имеют окончания ___________________________________
________________________________________________________________
Синтаксические признаки глагола.
В предложении глагол обычно является ____________________и образует вместе с подлежащим _____________________________________________.
Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего_______________________и________________, образуя________________________________.
1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:
1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.
2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.
3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.
5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний о глаголе
Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока пр...
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Материал презенации поможет обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол" в 3 классе...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"
Предлагаю модель проблемно-диалогического урока русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" в 4 классе по ФГОС. К уроку предлагается красочная презентация. Изюминкой урока яв...
План-конспект урока по теме: "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Глагол""
Это урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление постоянных и не постоянных признаков глагола, развитие орфографической зоркости и формирование навыка грамотного письма, а так же работа над кул...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Цель: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний по теме « Глагол».Задачи личностного развития учащихся:ü...
Урок русского языка по теме: "Обобщение и систематизация знаний о глаголе
Урок повторения знаний о глаголе в 3 классе с применением презентации и мобильного класса...