Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»
Тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)
- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 176 КБ |
prezentaciya1.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №37»
Конспект урока в букварный период
Звук [а]. Буквы «А, а»
Преподаватель:
Шалимова Н. М.
г. Саратов
2010 год
- Орг.момент.
- Формирование темы урока, определение целей.
Слайд 1.
Игра «Как меня зовут»?
- Пудель Мальвины из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Артемон.
- Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. Алёнушка («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Слайд 2.
- Имя хитрой лисы из повести А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алиса.
- Обладатель волшебной лампы из арабской сказки. Аладдин («Аладдин и волшебная лампа» Арабская сказка)
Слайд 3.
- Чем похожи все эти слова? (это имена сказочных героев, пишутся с заглавной буквы А, начинаются со звука [а])
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)
- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком (для читающих детей))
3. Знакомство с новым звуком.
- На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте. Его имя тоже начинается со звука [а].
- Добрый доктор, лечивший зверей и птиц в сказках К. Чуковского. Айболит («Доктор Айболит»)
- Почему Айболит представляет нам звук [а]? (С этого звука начинается его имя.)
Слайд 4.
- Вот и первое задание от нашего доктора.
- Назовите картинки, которые вы видите. (Лиса, коза, абрикосы)
- Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово абрикосы. Абрикосы — это плоды, а лиса и коза — животные. Слово абрикосы обозначает много предметов, а слова лиса и коза — один предмет. В слове абрикосы ударение падает на третий слог, а в словах лиса и коза — на второй. В слове абрикосы восемь звуков, а в словах лиса и коза по четыре звука. В слове абрикосы четыре слога, а в словах лиса и коза по два).
- Произнесите слово абрикосы.
- Назовите первый звук в слове абрикосы.
- Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)
- Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)
- Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? ( При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)
- Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.
- Каким цветом в схеме мы будем обозначать звук [а]? (красным)
- Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].
Слайд 5.
- Вот и еще одно задание от нашего доктора. Определите, где находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова.
Слайд 6.
- Наверное, все вы знаете, как выглядит буква А. Найдите все буквы А.
4. Физкультминутка «Живые буквы».
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко –
Ноги ставит широко.
- Изобразите букву А
- Вы так хорошо изображали букву, что она решила вам показать небольшой мультфильм.
Слайд 7.
Слайд 8.
- Сегодня буква А - именинница. Давайте подарим ей бантик, чтобы наша буква была сегодня самая красивая.
-А теперь поможем букве А задуть свечку на торте. (Дыхательное упражнение: подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом)
4. Работа с букварем.
- А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)
- Откройте с.24.
В букваре буква «А, а» — печатная, двух видов: большая и маленькая. В прописях эта буква — письменная и тоже двух видов: большая — заглавная, маленькая — строчная.
- А вот и наш любимый Доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом – лечит зверей.
- Итак, мы в гостях у буквы А. Чем нас будет угощать наша именинница? (Ананас, груша, банан)
- Как назвать одним словом? (фрукты)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- В каких словах он является ударным?
- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы. По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят точки.)
- Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.
- Посмотрите к букве А пришли не только мы и Доктор Айболит, но и Бармалей.
- Давайте составим предложения по схемам в учебнике. Часть слов изображена рисунком, а часть — записана словом. Каким? Однако некоторые слова пропущены.
- Давайте сначала подберем слова, характеризующие Бармалея и Айболита. (Айболит добрый, душевный, добродушный, простодушный, доброжелательный, участливый, сердечный. Бармалей злой, злобный, свирепый, жестокий, беспощадный, кровожадный, разбойник)
- Дополните эти предложения соответствующими словами и прочитайте предложения. (Возможные варианты: Айболит добрый, а Бармалей злой. Айболит старый, а Бармалей молодой. Айболит — доктор, а Бармалей — разбойник )
- Как Бармалея сделать добрым?
- А теперь поработаем со вторым предложением.
- Какую роль выполняет буква «а» в этих предложениях? (Она является словом.)
5. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения.)
- Что в них общего? (Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы)
- Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)
- В каких случаях люди произносят эти предложения?
(Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)
6. Работа с пословицей.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы — это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословицами вы, наверное, уже знакомы.
Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю — будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.
(Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
7. Чтение слогов и слов с буквой А.
Слайд 9.
Доктор Айболит предлагает тем, кто может читать почитать слоги и слова, в которых есть буква А.
Слайд 10.
- Подарим нашей имениннице цветы.
8. Работа в тетради
9. Итог урока.
10. Д.з.
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А»и «а».
Раскрась букву. Вырежи. Приклей на альбомный лист. Подбери и приклей или нарисуй картинки, названия которых начинаются с буквы А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А лёнушка А ртемон
А йболит А ртемон А лёнушка
А А а а д о д
М а к Роз а А стр а Л а ндыш Ром а шк а Хриз а нтем а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
Тема: Звук ш, буквы Ш ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать свободно и находить слова с сочетанием ...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г
Урок по обучению грамоте в 1 классе...
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Закрепление....
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....
Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...
Конспект урока 1 класс Чтение "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"
Конспект урока "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"...