Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Сибирева Вера Сергеевна

 

"Начальная школа XXI века"

Программа "Русский язык"

3 класс, 2011-2012 уч.год

Автор: Иванов С.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык, 3 класс.doc350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  2. Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  3. Развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление русского языка как части окружающего мира ставят следующие основные задачи организации учебной деятельности:

  1. нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение;
  2. формирование грамотного письма с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного восприятия полученных знаний; при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
  3. разнообразие видов деятельности при обучении должны опираться на самоконтроль ученика.

Учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

В программе курса «Русский язык» авторами выделяются три блока учебного содержания, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

1) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);

2) «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);

3) «Развитие речи».

Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновре менно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения. При этом в рамках уроков одного блока реализуется  только одна цель, так как смешение упражнений по выделению   и  характеристике языковых единиц, орфографических заданий  и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться  на выполнении и отработке определенного учебного действия.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы четырёхлетней начальной школы.  Проект « Начальная школа XXI века»  Руководитель проекта профессор Н.Ф. Виноградова.  – М.: «Вентана – Граф» - 2009        

В авторскую программу внесены изменения:

Блоки

Часы по авторской программе

Часы по рабочей программе

«Как устроен наш язык

62 ч.

58 ч.

«Правописание»

53 ч.

55 ч.

«Развитие речи»

30 ч.

23 ч.

Резервные уроки

25 ч.

нет

Итого часов:

170 ч.

136 ч.

Рабочая программа курса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе 5 контрольных диктантов, 2 контрольных списывания, 3 контрольных работы.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

Работая по данной программе, можно отметить следующие положительные моменты:  наличие  в учебниках особого способа введения нового материала позволяет практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию, в процессе работы с которой учащиеся осознают недостаточность своих знаний и приходят к открытию нового знания;  возможность работать дифференцированно на материале учебников и рабочих тетрадей;  большое количество заданий развивающего характера;  удачный подбор текстов, способствующий в полной мере осуществлению многих воспитательных задач.

Важнейшими целями обучения русскому языку являются создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям. Поэтому считаю целесообразным дополнить некоторые темы материалами, которые помогут ученикам получить начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научат ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Кроме того, они будут способствовать развитию мышления ребенка, формированию его творческой деятельности,  позволят существенно повысить уровень лингвистического образования третьеклассников и сформировать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика

 Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова

Состав слова

Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу

Синтаксис

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне ние, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, соб ственные и нарицательные. Словообразование имен суще ствительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изу ченного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качествен ных, относительных и притяжательных имен прилага тельных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, •сц-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при пере числении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи»

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан ного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной от крытки.

Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

различать:

  1. имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  2. виды предложений по цели высказывания и ин тонации;
  3. главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

•        предложения с однородными членами;

выделять, находить:

  1. грамматическую основу простого двусоставного пред ложения;
  2. в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать практические задачи:

  1. проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  2. характеризовать имя существительное и имя прила гательное как части речи (значение и морфологические признаки);
  1. составлять план текста (при помощи учителя);

применять правила правописания:

  1. падежных окончаний имен существительных;

•        суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

  1. падежных окончаний имен прилагательных;
  2. словарных слов, определенных программой;
  3. постановки знаков препинания при однородных членах предложения

Учебно-методические средства обучения

  1. Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века)

  1. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 64 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 464 с.

  1. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В.Иванова (и др.). 1, 2 полугодие/авт.-сост. С.А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 152 с.

  1. Сборник «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ В.Ю.Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.:Вентана – Граф, 2010.- 2-е изд., исправл., - 320 с. – (Оценка знаний).

  1. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ Михайлова С.Ю. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.

  1. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 56 с.

  1. CD «Русский язык. 3 класс»: Универсальный мультимедийный тренажер, - изд. «Экзамен», информационные материалы, 2010.

  1. CD Электронное приложение к газете «Начальная школа» № 8/2010.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Блок

Тема урока

(номер урока по учебнику)

Элементы

дополнительного

содержания

Проведение

по плану

Проведение

фактически

1

Фонетика. "Как устроен наш язык"

Повторяем фонетику. №1

Транскрипция

1.9

2

"Правописание"

Вспоминаем правило написания большой буквы. №2

Происхождение своих имен и фамилий

2.9

3

Фонетика. "Как устроен наш язык"

Фонетический разбор слова. №3

5.9

4

"Правописание"

Вспоминаем правила переноса слов №4

7.9

5

Текст."Развитие речи"

Повторяем: признаки и типы текста №5

8.9

6

Фонетика. "Как устроен наш язык"

Фонетический анализ слова №6

Омонимы. Выбор в постановке ударения.

9.9

7

"Правописание"

Правописание гласных после шипящих №7

12.9

8

"Как устроен наш язык"

Повторяем  состав слова №8

Форма слов, чередование согласных в корнях        

14.9

9

"Правописание"

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова. №9

Составление из слов пословиц.

15.9

10

Текст."Развитие речи"

Повторяем признаки и типы текста №10

Формулировка основной мысли текста        

16.9

11

"Как устроен наш язык"

Разбор слова по составу. №11 Поверочная работа.

19.9

12

"Правописание"

Повторяем правила правописания согласных в корне слова. №12

21.9

13

"Как устроен наш язык"

Повторяем словообразование. №13

Исконные слова. Работа с толковым словарем

22.9

14

"Правописание"

Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. №14

23.9

15

Текст."Развитие речи"

Текст  и его заглавие. №15

Составление окончания текста по его заголовку.

26.9

16

"Как устроен наш язык"

Разбор слов по составу. Словообразование. №16.

Придумывание слов, соответствующих данной схеме

28.9

17

"Правописание"

Правописание суффиксов  и приставок   (повторение) №17,  №18

Составление слов из корней и суффиксов. Заимствованные слова.

29.0

18

"Как устроен наш язык"

Контрольная работа

30.9

19

Текст."Развитие речи"

Заглавие и начало текста. №19

3.10

20

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Предложение и его смысл. Связь слов в предложении. №20

Виды предложения по цели высказывания и интонации. №21

Путешествие в прошлое. Составление предложений по цели высказывания.

5.10

21

Текст."Развитие речи"

Последовательность предложений в тексте №22

Деление текста на абзацы №23

Проектная деятельность. Создание книги.

6.10

22

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Главные члены предложения №24, №26

Путешествие в прошлое. Грамматическая основа.

7.10

23

"Правописание"

Повторение правописания разделительного ъ и ь знаков №25

10.10

24

"Развитие речи"

Контрольное списывание

17.10

25

"Правописание"

Учимся писать приставки. №27

Упражнения в написании приставок на з- и с-. №28

19.10

26

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Подлежащее. №29

Сказуемое. №30

20.10

27

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Подлежащее и сказуемое. №32

21.10

28

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Второстепенные члены предложения. №34

24.10

29

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. №35                

Введение понятий обстоятельство, фразеологизм

26.10

30

"Правописание"

Учимся писать приставку с-. №36        

Составление слов с приставками

27.10

31

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. №37

        

Выделение из предложения сочетания сказуемого с обстоятельствами.

28.10

32

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Введение понятия определение. №39

31.10

33

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Определение. №40        

Сравнение предложений с определениями и без них. Текст-описание        

2.11

34

"Правописание"

Учимся писать слова с двумя корнями. №41        

Проверка сложных слов.Использование орфографического словаря

3.11

35

"Правописание"

Соединительные гласные о-е. №42

7.11

36

"Развитие речи"

Учимся писать письма. №43, №48

        

Написание писем с обращением к взрослому человеку, описанием того, что увидел и услышал

9.11

37

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Дополнение. Понятие. №44        

10.11

38

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Дополнение. Нахождение в тексте дополнения. №46

11.11

39

"Правописание"

Буквы о-е после шипящих в корне слова №45

14.11

40

"Правописание"

Учимся писать буквы о-е после шипящих в корне слова №47

16.11

41

"Правописание"

Контрольный диктант

17.11

42

"Правописание"

Обозначение звука ы после буквы ц. №50

18.11

2 триместр

43

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Однородные члены предложения №49

28.11

44

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Однородные члены предложения №51        

30.11

45

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Знаки препинания при однородных членах предложения №52

Конструирование предложений

1.11

46

"Развитие речи"

Учимся писать письма №53        

Написание и корректировка писем. Употребление фразеологизмов в письмах

2.11

47

Синтаксис "Как устроен наш язык"

Однородные члены предложения №54

Связь между однородными членами предложения №56        

Союзы при однородных членах предложения        

5.12

48

"Правописание"

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения  №55        

7.12

49

"Правописание"

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения №57        

Исправление ошибок в употреблении однородных членов

8.12

50

"Развитие речи"

Учимся писать письма №58        

Написание писем, адреса на конверте

9.12

51

"Как устроен наш язык"

Фонетика. Состав слова №59        

Нахождение слов по фонетическому разбору

12.12

52

"Правописание"

Повторение №60

14.12

53

"Как устроен наш язык"

Контрольная работа

15.12

54

"Как устроен наш язык"

Части речи. №61        

Составление ребуса со словами разных частей речи        

16.12

55

"Как устроен наш язык"

Части речи. №62

Разгадывание ребуса со словами разных частей речи. Самостоятельные и служебные части речи

19.12

56

"Развитие речи"

Повторение. №63.  

21.12

57

"Правописание"

Повторение пройденного. №65

22.12

58

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №66        

Исправление последовательности предложений в тексте

23.12

59

"Как устроен наш язык"

Имя существительное №64        

Составление буриме

26.12

60

"Как устроен наш язык"

Род имен существительных №67        

28.12

61

"Как устроен наш язык"

Род неизменяемых имен существительных. №68

29.12

62

"Как устроен наш язык"

Число имен существительных №70

30.12

63

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №69        

Работа с текстом, тип текста, смысловая ценность текста        

11.1

64

"Правописание"

Правописание мягкого знака после шипящих у имен сущ-х №71        

12.1

65

"Правописание"

Развитие навыков грамотного письма. ь  после шипящих №72        

Составление буриме с сущ. с шипящими на конце.

13.1

66

"Как устроен наш язык"

Число имен существительных №73

16.1

67

"Правописание"

Изменение имен существительных по числам  №74, №75         

18.1

68

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №76                

Составление плана. Исправление текста        

19.1

69

"Как устроен наш язык"

Изменение имен существительных по падежам. №77

20.1

70

"Как устроен наш язык"

Падежи имен существительных №78, № 79

23.1

71

"Правописание"

Слова с удвоенными согласными в  корне слова. №80        

25.1

72

"Развитие речи"

Учимся писать письма  №81        

Пересказ от первого лица. Создание собственного текста письма по плану        

26.1

73

"Как устроен наш язык"

Падежи имен существительных  № 82        

Различие падежного и синтаксического вопроса к слову

27.1

74

"Правописание"

Правописание суффикса

-ок- в именах существительных №83

30.1

75

"Как устроен наш язык"

Падежи имен существительных  № 84        

1.2

76

"Правописание"

Правописание суффиксов -ец-, -иц- и сочетания -ичк- , -ечк-. №85

2.2

77

"Развитие речи"

Работаем с текстом.№86                

Словесный портрет друга.

3.2

78

"Правописание"

Правописание  сочетаний -инк- и -енк- №88

6.2

79

"Как устроен наш язык"

Склонение имен существительных  №87, №89        

Понятие несклоняемые имена существительные

8.2

80

"Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х 1 склонения. №90, №93                

Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания

9.2

81

"Развитие речи"

Работаем с текстом.№91        

Пересказ от первого лица. Корректирование  плана .

10.2

82

"Как устроен наш язык"

Склонение имен сущ-х. №92        

13.2

83

"Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х 2 склонения №95                

15.2

84

"Как устроен наш язык"

Одушевленные и неодушевленные имена сущ-е №94, №97

16.2

85

"Правописание"

Контрольный диктант        

17.2

86

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №96        

Анализ и корректировка текста        

20.2

3 триместр

87

"Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х 2 склонения №98

27.2

88

"Как устроен наш язык"

Собственные и нарицательные имена существительные №99

29.2

89

"Правописание"

Правописание гласных в окончаниях имен сущ-х после шипящих и ц №100        

1.3

90

"Как устроен наш язык"

Контрольная работа

2.3

91

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №101        

Исправление ошибок в тексте, корректировка текста        

5.3

92

"Как устроен наш язык"

Способы образования имен сущ-х №102        

Образование слов сложением целых слов без соединительных гласных

7.3

93

"Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х 3 склонения №103        

8.3

94

"Как устроен наш язык"

Способы образования имен существительных  №104        

9.3

95

"Правописание"

Учимся писать безударные окончания имен сущ-х 3 склонения .№105                

12.3

96

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №106        

Языковой анализ текста        

14.3

97

"Как устроен наш язык"

Фонетика. Состав слова. №107

15.3

98

"Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х 1,2,3 склонения. №108        

16.3

99

"Правописание"

Контрольный диктант

19.3

100

"Как устроен наш язык"

Имя прилагательное. №109        

21.3

101

"Правописание"

Правописание окончаний имен сущ-х множественного числа. №110, №111        

22.3

102

"Правописание"

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. №113

23.3

103

"Как устроен наш язык"

Имя прилагательное №112        

26.3

104

"Правописание"

Контрольное списывание

28.3

105

"Как устроен наш язык"

Имена прилагательные.  №114

Имена прилагательные в роли сказуемых

29.3

106

"Правописание"

Правописание  имен сущ-х на ий-, -ия, -ие. №115, №116

30.3

107

Правописание"

Правописание безударных окончаний имен сущ-х. №117

2.4

108

"Как устроен наш язык"

Качественные  имена прилагательные №118, №119        

Признаки качественных имён прилагательных.0

4.4

109

"Развитие речи"

Обучающее изложение с элементами сочинения. №120        

Использование в тексте многозначных слов

5.4

110

"Правописание"

Правописание окончаний имен прилагательных. №121        

6.4

111

"Развитие речи"

Учимся писать изложение. №122        

9.4

112

"Правописание"

Правописание окончаний имен прилагательных  №123        

Степени сравнения

Имен прилагательных

16.4

113

"Правописание"

Контрольный диктант

18.4

114

"Как устроен наш язык"

Краткая форма качественных прил-х №124

19.4

115

"Правописание"

Правописание окончаний имен прилагательных №125

20.4

116

"Развитие речи"

Учимся  писать сочинение №126

Восстановление текста по его части

23.4

117

"Как устроен наш язык"

Относительные имена прилагательные №127

25.4

118

"Правописание"

Правописание относительных имен прил-х №128

26.4

119

"Как устроен наш язык"

Образование относительных имен прил-х. №129

Разные способы образования относительных прилагательных

27.4

120

"Правописание"

Правописание относительных имен прил-х №130

30.4

121

"Развитие речи"

Учимся  писать сочинение №131

2.5

122

"Как устроен наш язык"

Правописание относительных имен прил-х №132

3.5

123

"Как устроен наш язык"

Притяжательные имена прил-е. №133

4.5

124

"Правописание"

Правописание притяжательных имен прил-х  №134

7.5

125

"Развитие речи"

Составление текста по его части №135

9.5

126

"Как устроен наш язык"

Повторение пройденного. Повторяем фонетику и состав слова. №136

10.5

127

"Правописание"

Краткая форма качественных прилагательных  №137

11.5

128

"Как устроен наш язык"

Местоимение №138

14.5

129

"Развитие речи"

Работа с текстом. №139

Индивидуальная работа: конструирование текста

16.5

130

"Как устроен наш язык"

Местоимение        Личные местоимения №140, №141

Местоимения-существительные

17.5

131

"Правописание"

Правописание местоимений с предлогами №142

18.5

132

"Как устроен наш язык"

Местоимение.         Изменение местоимений №143

21.5

133

"Правописание"

Правописание местоимений №144

23.5

134

Как устроен наш язык"

Местоимение.         Как изменяется местоимение  №145

24.5

135

"Правописание"

Итоговый контрольный диктант

25.5

136

"Развитие речи"

Работа с текстом. №139

Индивидуальная работа: конструирование текста

28.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...