урок русского языка
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
вариант интеграции краеведения и русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня
Тип урока: применение знаний на практике
Цель урока:
научить определять необходимость написания удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка
Задачи:
Образовательные:
-научить применять полученные теоретические знания для правописания орфограмм в разных частях слова;
-закрепить умения и навыки определения состава слова, различения приставки и предлога, правописания приставок в словах
Воспитательные:
-вовлечь в активную познавательную деятельность ;
-совершенствовать навыки общения в учебном диалоге и групповой работе
Развивающие:
-совершенствовать умения работы с источниками знаний;
- развивать творческие способности;
- развивать познавательный интерес к окружающей жизни и изучению краеведения Удмуртии.
этапы | время | деятельность учителя | Деятельность учащихся | методические рекомендации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.оргмомент | 2мин | организация настроя на продуктивную учебную работу: -проверьте положение мебели, наклон тетради, осанку. | выполняют просьбы учителя, записывают в тетради число | Похвалить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Работа по совершенствованию каллиграфических навыков учащихся. Словарная работа | 8мин | 1.Запишите правильно буквы по заданию: -опасный парный звонкий согласный слова берег -безударный гласный слова часы -непроизносимый согласный слова солнце - этот соединительный гласный в сложных словах пишется после мягких согласных в 1 корне -буква, которая в алфавите между п , с -непроверяемый безударный гласный слова перрон -буква записывает звук (а) и используется для обозначения мягкости согласного на письме 2.подровняйте буквы и поставьте их на строчку 3.проверка работы у доски 4.Назовите, какое слово получилось? 5.Хоровое пропевание слова, запись правее записанных букв, соединяя буквы ( галерея ) 6.Назовите значение слова. На какой вопрос отвечает? Определите часть речи? Род? число? 7.Выполните деление на слоги и для переноса (запись) 8.поставьте ударение 9.Какая встретилась орфограмма? Выделите зеленой пастой 10. Какая ассоциация поможет запомнить написание слова? (имена Гале, Лере) 11.Есть ли в нашем городе галерея? Что полезного можем увидеть там? 2. введение слов «картина», «пейзаж»: чтение по карточке с пропущенными орфограммами,узнавание, прогнозирование написания орфограмм, сравнение с правильным написанием похвали свою орфографическую зоркость и память ( погладь себя по голове) б)Работа со словом «картина» 1.Назовите значение слова. На какой вопрос отвечает? Определите часть речи? Род? число? На какой слог падает ударение? Какая орфограмма прячется в слове? Какая ассоциация помогает запоминанию правописания? в)Работа со словом «пейзаж» Посмотрите точное значение слова в «Толковом словарике» учебника на с 143. На какой вопрос отвечает? Как определить часть речи? Род? число? На какой слог падает ударение? Какая орфограмма в слове? Какая ассоциация помогает запоминанию написания? ( слово в слове- пей) Запись с проговариванием, выделение орфограмм, сравнение с опорой
3. Какое слово и почему может быть «3 лишним» ( по кол-ву слогов, кол-ву букв; орфограмме; наличию звонкого согласного в начале;гласного в конце слова). 4.Составление предложения со словами ( цепочкой) 5.Какие фамилии удмуртских художников вам известны ? Можете ли назвать фамилии пейзажистов и названия их картин ? А как узнать? Для чего это надо? | Все работают в тетради.2 чел выполняют работу за створками доски проверяют работу у доски, называют получившееся слово. Участвуют в учебном диалоге. Выполняют задания учителя. Самооценка чистописания на полях. Следим за правильным написанием букв и соединений весь урок! | похвалить работавших у доски релаксация подсказки даются лишь в случае затруднения, после выслушивания ответов учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний | 4мин | 1.что такое приставка? 2 Как ее можно найти в слове? 3.для чего она служит? 4.Каким значком обозначается приставка? 5.Как пишется приставка со словом? 6.Как ее отличить от предлога? покажите на табло: 1- если приставка 2- если это предлог До ехал до березы, по деревне по бежал, про читал про город, от комнаты от мел, под полз под яблоню, на собаку на кричал, перед машиной пере бежал 6. Возможные действия для слова картина, пейзаж (учащиеся называют цепочкой друг за другом) 7. С какими приставками можно получить новое значение слова «смотреть»? 8.Когда и почему появляется и пишется удвоенная согласная в этом слове? | отвечают на вопросы учителя показывают на цифровом веере | повесить на доске табличку с приставками с за вы под про от при над до рас | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Физминутка: | 2 мин | Если в слове есть приставка, надо хлопнуть; если нет- присесть: Бег, забег, побег, бегония, полет, летчик, вылет, перелет, запах, забота. | выполняют задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Групповая работа по теме урока | 8 мин | Образуйте 4 группы. Выполняется упр.162 учебника. Беседа после выполнения задания: 1.О каком городе идет речь в тексте? 2.Как узнали? 3.Почему так названа галерея? 4.Картины каких художников мы можем увидеть в Третьяковской галерее? 5.Названия каких пейзажей и фамилии их создателей можете назвать? 6.Выполняется проверка работы групп ( проводится презентация) и коллективная проверка работы у доски 7.Сколько слов названо? Кто сможет повторить все слова? Какие словарные слова использовались сегодня на уроке? слоговое пропевание по опоре Напомните значение слова «галерея». | образуют 4 учебных группы у доски 4чел. ( по заданию 2, затем выполняют взаимо-контроль) | класс делится на 4 группы, т.к. они функционируют давно, задержки времени это не вызывает | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Введение знаний по НРК Удмуртии. Контроль знаний. | 8 мин | 1.Исследователи Удмуртии отмечали наблюдательность и искусство удмуртских охотников, прекрасно знавших повадки зверей и птиц. Угадайте по подсказкам, кто помещает портрет в нашей галерее: 1.Встречается в удмуртских народных сказках 2.Не смог перехитрить сказочного журавля Назовите встретившееся слово с приставкой? Назовите приставку? 3.Какой зверь жаловался Айболиту, что пострадал от осы Назовите слово с приставкой? Какой? 4.Литературный отец Айболита 5.Баснословная похити-тельница сыра Какое встретилось слово с приставкой? Какой? 6.Наказал Колобка за пренебрежение правилами общения с незнакомыми животными Какое слово с приставкой встретилось? (незнакомыми, в остальных- часть корня) Портрет животное помещает тоже в стиле русского языка -ребус . Кто это? 2.Возьмите на парте карточку с номером своего варианта Задание: 1.Прочитайте. 2.Найдите и исправьте ошибки, подбирая доказательство ( правило, проверочные слова) 3.Выделите приставку в словах, докажите правописание гласной в приставке. 4.Какие животные встречаются в удмуртских народных сказках? 1 вариант: Лисные звери вскасках и жызни. Мы знаем, што леса вскасках хитрая.На самом деле это долеко не так. Лесу спосает нехитрость, а зоркие глоза, острый слух, удевительное чютъе и лофкосдь. С ваю дабычю она бесвсяких уловок находит. Ей памогают ноз и ушы. Мыжка чють за пещит потснегом, а леса мигом розройэт, почюет и роскапает норку, вытощит оттуда. 2 вариант: Встричяетца зверь в нашых удмурцких лисах. Иногда устраивает гнезда в дуплах поваленных диревьев. Охотится поначям, а земой – днем. Очень хетер и осторожен. Ловит мышов, мелких птиц, зайцев, ящериц. Летом поидает ягады и сочьные травы. Мех кросивый, тьоплый. (леса) в удмуртских народных сказках еще встречаются медведь, петух, кот, волк Персональный контроль:фамилии –учитель 3.встаньте те, кто выполнял задание 1 варианта. Найди глазами пару, быстро объединитесь. Объединитесь в пары те, кто выполнял задание 2 варианта :взаимоконтроль в паре + подбор проверочных слов или обоснования правилом Выделите приставку в словах, докажите правописание гласной в приставке. Найдите и назовите слово с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Поднимите руки те, кто узнал что-то новое о лисе и сможет поделиться знаниями с друзьями и родными ? Поднимите руки те, кто захотел узнать для чего удмурты приносились жертвы при вырубке леса, каких животных особо почитали, каких обожествляли. Как это можно узнать? Кто точно выполнит задание и расскажет нам? В образах животных можно угадать характер человека и через повадки животного показаны человеческие качества добра и зла, милосердия и коварства. | выполняют задание самоконтроль: фамилии взаимоконтроль: объединение в пары для взаимоконтроля | Рассказать о бережном, трепетном, отношении удмуртов к лесу и его обитателям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Обобщение. | 2 мин | Тест 1. Безударную гласную можно проверить: а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе г) в окончании Как это можно сделать? 2. Родственными словами являются: а)суд, судить, рассудить, посуда, осудил б)рассердился, разозлился, разъярился, рассвирепел Назовите синонимы. Есть ли приставки в словах? 3.Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в словах: засох оттащу рассмешил рассказ Какое слово лишнее? Почему? | Работа с табло: показывают выбранный вариант ответа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.рефлексия. Оценки за урок. | 5 мин | 1.-Что нового узнали на уроке? -Закрепление каких знаний было на уроке ? -Назовите возможные причины ошибок: слабые позиции гласных согласных 2.Наша цель сегодня- научиться определять необходимость написания удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка 3.Самооценка усвоения темы урока: продемонстрируйте на табло цифру, соответствующую самооценке достигнутого уровня: 1-плохо понимаю тему 2-понимаю, но надо поработать 3-все понимаю, все получается | отвечают на поставленные вопросы самопроверка пись-менной работы и самооценка аккуратности демонстрируют на табло (цифровой веер) самооценку усвоения темы | фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Домашнее задание для желающих | 1мин | а) животные леса в фольклоре народов, традиционно проживающих на территории Удмуртии б) творческая работа со словарными словами в)Фамилии удмуртских художников и названия их картин | с учетом предстоящего выходного дня носит необязательный характер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Резерв | составление опоры | устное заполнение таблицы | фронтальный опрос |
Предлагается заранее напечатанная или написанная на доске опора:
приставка | предлог | |
это… | ||
пишется со словом… | нельзя… | можно… |
служит для… | ||
удвоенная согласная пишется | ||
безударные гласные проверить…можно\нельзя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....