Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок развития речи, используется по всем УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastov_a.a_sochinenie_po_kartine.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель: формирование умения соотносить художественный текст и художе ственные средства картины.
Задачи:
1. Совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова.
2. Формировать умение составлять заключительную часть сочине ния, правильно выбирать концовку сочинения.
ХОД УРОКА
1. Предварительная работа
На доске учитель выписывает слова первый и последний.
— С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первый класс, первый грач, первый снег.)
— Как вы относитесь к первому снегу? Что вы чувствуете, когда это видите?
Учитель зачитывает вслух отрывки из произведений русских писателей, содержащие описания первого снега.
Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй.
(С. С. Паустовский)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И. Бунин
В проводимой беседе учащиеся сопоставляют свои наблюдения с литературными описаниями.
— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустов ского.
— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал?
— Как говорит Бунин о том, что снег идет? (Снегом понесло.) вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову почти.
II. Беседа по содержанию картины
У доски вывешивается репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег». Дети внимательно рассматривают ее.
Учитель характеризует картину:
Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одно из самых известных полотен художника. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни и в своей картине сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте.
— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
— Почему вы считаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
— Какое время суток изображено? Почему вы так решили? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
— Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские дети.)
— Опишите их. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одела только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Дети поднимают головы к не смотрят на хлопья снега.)
— Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей? Нравится ли детям первый снег? (Дети рады выпавшему снегу, для них это праздник.).
Учитель предлагает школьникам найти в словаре настроен, слова для названия чувств, которые испытывают дети.
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор.
— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, красивый, пушистый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
— Что еще вы видите на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже об радовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, они как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так ши роко в стороны.)
— Художник изобразил на картине ворону. Что, по-вашему, переживает она? (Ворона около березы тоже словно рада первому снегу, хочет его попробовать.)
Учитель обращает внимание школьников на многообразие изобразительных средств картины.
— Какие цвета выбрал художник для картины? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубой и голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
— Какой цвет основной? Почему? (Основной цвет розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
— Почему художник изобразил на картине только часть березы, не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)
III. Составление плана сочинения
План сочинения составляется коллективно.
Примерный план
1. Первый день зимы.
2. Радость детей.
3. Цвет и настроение картины.
4. Моё отношение к картине.
IV. Написание сочинения и его проверка
Школьники по желанию пишут один из пяти вариантов сочинения
1) от лица мальчика;
2) от лица девочки;
3) от лица детей;
4) от имени вороны;
5) от имени березы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. "Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег"
Презентацию можно использовать на уроке развития речи в 3 классе....
Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»
Цель урока: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережн...
сочинение по картине А. Пластова Первый снег
Аркадий Александрович Пластов родился 1893 году в деревне Прислониха Ульяновской области. А.А.Пластов - сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилось с самого детства. А когда мальчи...
Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег" 4 класс
Презентация сочинения по картине А.Пластова "Первый снег" 4 класс...
Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег".
Эта методическая разработка включает в себя презентацию, конспект урока и карточки для подготовки сочинения....
Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег» 4 класс
Планируемые результаты: Научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Писать текст сочинения на основе составленного плана; развивать устную речь и грамотность письма у ...
Конспект урока сочинение по картине А.Пластова «Первый снег».
Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, п...