Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель урока: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_sochinenie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»
Цели: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картины А.Пластова «Первый снег», «По грибы», «Пастушок», стихотворение И. Сурикова «Снег пушистый, серебристый ...».
Ход урока
- Вступительная беседа
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Какие основные признаки зимы вы знаете? (мороз, лежит снег, птицы улетели на юг)
- Правильно, сейчас у нас зима, и на улице лежит снег. А кто помнит, как выпал снег? (ночью)
Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев и землю, покрывая все вокруг белым покрывалом. Воздух стал чище и свежее. А какими красивыми были деревья, одетые в белоснежный наряд. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал. Первый снег.
- Ребята, а вы когда-нибудь рассматривали снежинки? На что они похожи? (на звездочки, маленькие цветочки и др.)
- Правильно, а что происходит, когда при теплой погоде идет снег? (снег идет хлопьями)
Правильно, снежинки склеиваются друг с другом и ложатся на землю хлопьями. Вот таким мы запомнили первый снег.
Сегодня мы будем писать сочинение о первом снеге, каким его увидел и замечательный художник А.Пластов в картине «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году, в деревне Прислонихе Ульяновской области. С детских лет очень он любил рисовать. Он окончил Московское училище живописи. Пластов очень любил деревню и детей. Он подолгу жил в родной Прислонихе. Художник написал много картин о жизни деревенских ребят: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег». Сегодня мы познакомимся с картиной «Первый снег», рассмотрим ее и напишем по ней сочинение.
- Работа по картине
- Посмотрите на картину, что вы видите? (деревенский пейзаж, дом, детей)
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы? (посмотреть на первый снег)
Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились — за одну ночь все вокруг побелело.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом
.
Посмотрите, девочка выбежала на крыльцо с маленьким братом. Девочка даже не успела одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Только успела надеть черные валенки.
- Почему девочка запрокинула голову и смотрит вверх? (любуется снегом)
- Что выражает ее лицо? (Радость)
- Правильно, ее лицо выражает радость, восторг, удивление. Глаза весело улыбаются, блестят. Чему она радуется? (Первому снегу)
- посмотрите на мальчика. Он вышел посмотреть на первый снег или решил что-то делать? (решил погулять)
- Как он одет? (он одет теплее, чем девочка)
- Какие чувства испытывает мальчик? (он спокойнее сестры, но тоже рад снегу)
- Куда смотрит мальчик? (он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов)
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник после выпавшего снега? (все побелело)
За углом видна часть деревенской улицы. Вся она покрыта пушистым снегом, снег везде: на крышах домов, и на деревьях, и на кустарнике в палисаднике. Снег засыпал мелкие ветки кустарника, пригнул их к земле. Возле дома палисадник.
- Кто знает, что это?
(ответы детей)
Палисадник — это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.
- Посмотрите, только ли дети рады первому снегу? Каких птиц мы видим? (сороку, ворону)
Рядом с избой, в палисаднике, растет старая береза. На березу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Эти птицы не улетают на юг, так как они не бояться холода, а переселяются к зиме поближе к жилью человека.
- Ребята, посмотрите на небо. Что о нем можно сказать? (небо серое, покрыто тучами)
Посмотрите, по картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Кое-где он уже тает.
- Какие краски художник использовал при написании картины? (белые, серые, коричневые)
Так Пластов показал деревню обычной, будничной и в тоже время нарядной от первого снега. Ослепительная белизна снега способствует передачи чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину. Так хочется встать рядом с восторженными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.
Мы с вами рассмотрели картину А.Пластова «Первый снег».
III. Работа с планом
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (План)
Правильно, и по нему мы будем писать сочинение.
План
- Дети рады первому снегу.
- Пейзаж картины (дерево, птицы, деревенская улица, небо).
- Краски картины.
- Какое настроение вызвала картина у вас?
- Сколько пунктов в нашем плане? (4)
- Значит, сколько частей будет в сочинении? (4)
- Как называется первая часть? («Дети рады первому снегу»)
-О чем мы будем писать в первой части? (о том, как дети увидели первый снег, какое чувство он у них вызвал, как одеты ребята)
- Как называется вторая часть? О чем будем писать в ней? («Пейзаж картины». Писать будем о дереве, птицах, деревенской улице, небе)
- Как называется третья часть? («Краски картины»)
-О чем мы будем писать в этой части? (о цветах картины, какие краски использовал художник)
- Как называется четвертая часть? («Какое настроение вызвала картина у вас?»)
В этой части нужно написать свои впечатления о картине, о настроении, которое вызвала она.
Составьте устное сочинение по вопросам плана.
(Один ученик отвечает)
- Предупреждение ошибок
- Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Прочитайте и объясните их написание.
Девочка, снежок, удивление, смотрит, снежинки, счастлива, лицо, восторг, деревня, палисадник (от слова палис), ворона, сорока, жилье, крыльцо, стрекочет, кое-где, тает, коричневые, в то же время.
(Ребята читают слова и объясняют орфограммы)
Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения.
Выглянули в окно и удивились | Выбежала на крыльцо |
Накинула на голову | Застыла на месте |
Глаза блестят | Спокойно и важно шагает |
Оделся потеплее | Деревенская улица |
Художник использует | |
- Чтение образцового сочинения учителем
Ребята, сейчас я прочитаю сочинение, которое можно написать по этой картине. Прослушайте внимательно.
Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились. За ночь все побелело вокруг. Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом. Девочка даже не успела одеться. Она лишь накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы, только ноги успела сунуть в теплые валенки. Ее лицо выражает восторг и удивление. Она застыла на месте и не замечает, что снежинки падают на лицо. Глаза весело улыбаются, блестят. Она счастлива, что дождалась первого снега. Ее брат одет теплее. Он спокойнее, чем сестра. Он также доволен первым снегом. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов.
Радом, в палисаднике, растет старая береза. На березе сидит сорока и торопливо стрекочет. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Кустарник в палисаднике тоже засыпан снегом. За углом избы видна часть деревенской улицы. Крыши домов покрыты снегом. Небо серое, затянутое тучами. Снег крупными хлопьями падает и устилает землю, на кое-где уже тает.
Художник использует белые, серые и коричневые краски. Этим он показал деревню обычной и в то же время нарядной от первого снега.
Глядя на картину А.Пластова «Первый снег», испытываешь чувство радости от первого выпавшего снега. Так и хочется встать рядом с радостными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.
- Самостоятельное написание сочинения
- Анализ
- Ребята, чем мы занимались на этом уроке? (писали сочинение)
- По какой картине мы писали сочинение? («Первый снег» А.Пластова)
- Кто изображен на этой картине? (деревенские дети)
Давайте прочитаем несколько сочинений.
(2-3 ученика зачитывают вслух свои сочинения)
Домашнее задание
придумать пять словосочетаний по теме «Зима», выделить орфограммы, определить падеж имен существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. "Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег"
Презентацию можно использовать на уроке развития речи в 3 классе....
Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"
Учить анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности...
сочинение по картине А. Пластова Первый снег
Аркадий Александрович Пластов родился 1893 году в деревне Прислониха Ульяновской области. А.А.Пластов - сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилось с самого детства. А когда мальчи...
Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег" 4 класс
Презентация сочинения по картине А.Пластова "Первый снег" 4 класс...
Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег".
Эта методическая разработка включает в себя презентацию, конспект урока и карточки для подготовки сочинения....
Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег» 4 класс
Планируемые результаты: Научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Писать текст сочинения на основе составленного плана; развивать устную речь и грамотность письма у ...
Конспект урока сочинение по картине А.Пластова «Первый снег».
Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, п...