Безударные гласные
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

      Проблема правописания букв безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением, одна из самых острых в орфографии.
     На уроках я привлекаю таких персонажей, как Знайкин Вова и Ошибкина Дарья. Знайкин Вова готовит задания и помогает при проверке самостоятельной работы. Все школьники хотят быть такими же умными, как Знайкин Вова, и стремятся к этому.  На работах Ошибкиной Дарьи мы учимся умению находить и исправлять ошибки. Детям очень хочется помочь ученице исправить ошибки, и они  с удовольствием оказывают ей помощь. Для обратной связи использую индивидуальную маркерную доску и цветные маркеры. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Романова Лидия Максимовна

учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 35 г. Белгорода

     Проблема правописания букв безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением, одна из самых острых в орфографии.

     На уроках я привлекаю таких персонажей, как Знайкин Вова и Ошибкина Дарья. Знайкин Вова готовит задания и помогает при проверке самостоятельной работы. Все школьники хотят быть такими же умными, как Знайкин Вова, и стремятся к этому.  На работах Ошибкиной Дарьи мы учимся умению находить и исправлять ошибки. Детям очень хочется помочь ученице исправить ошибки, и они  с удовольствием оказывают ей помощь.

      Для обратной связи при проверке работ учащихся я использую индивидуальную маркерную доску и цветные маркеры.  

         Для формирования навыков грамотного безошибочного письма слов с безударными гласными я провожу урок-тренинг. На этих уроках я использую дифференцированное обучение. Главная цель дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей, раскрытие  творческой индивидуальности школьника. Дифференцированное обучение   на  уроках русского языка позволяет мне разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях учащихся и предполагает сочетание фронтальных, групповых (рассказ правил в парах, взаимопроверка) и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

  Опираясь на личностно-ориентированный подход к учащимся, я выделяю в классе 3 группы.

     Первая группа объединяет учащихся с высоким уровнем развития и высокими показателями успеваемости. Для этих учащихся   главной является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящем естественный ускоренный процесс развертывания психических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность ученика.

     Вторая группа объединяет учащихся со средним уровнем развития со средними показателями успеваемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса ребенка.  

    Третья группа объединяет учащихся с низким уровнем развития с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, мотивации учения, низкими показателями успеваемости.  

  Для этих трех групп я разрабатываю   разноуровневые задания.    

 На уроке я использовала дифференциацию по объему, по степени оказания помощи, по самостоятельности.

   Дифференциация учебных заданий по объему материала  позволяет    учащимся с высоким и некоторым со средним уровнем развития, кроме основного задания, выполнять еще и дополнительное. Количество упражнений  на уроке-тренинге предлагаю с некоторым избытком. Это дает  детям  свободу выбора заданий  на каждом этапе урока с учетом их индивидуальных возможностей.  Например, во время работы по учебнику стр. 82, упр. № 2  для закрепления темы по безударным гласным в корне слова,  учащиеся с высоким уровнем развития   успевают   выполнить и упр. № 2, и  дополнительное задание Знайкина Вовы.

     Дифференциацию учебных заданий по объему материала на уроке я сочетаю с дифференциацией по степени оказания помощи во время фронтальной работы следующим образом.   В начале я вызываю  к доске несколько учащихся со средним уровнем развития. После этого  они начинают работать самостоятельно, а затем я  работаю с детьми с низким уровнем развития.

    Используя разные способы организации деятельности учащихся и единые задания, осуществляю дифференциацию содержания учебного материала по степени самостоятельности обучаемых при выполнении учебных заданий. Во время работы в тетради стр. 12, упр. № 1 коллективно работают учащиеся с низким и желающие  со средним уровнем развития. Ребята с высоким уровнем развития выполняют самостоятельно и упражнение в тетради, и дополнительное задание № 2 на карточке Знайкина Вовы. Они успевают выполнить самостоятельно упражнение, сверить с доской, где работали школьники со средним и низким уровнем развития.  Успевают выполнить дополнительное задание Знайкина Вовы и сверить с ним. Во время самостоятельной работы слабым детям оказываю помощь в виде подсказки. Подсказка не дает ответа на вопрос, но помогает верно, найти безударную гласную.

       На этапе систематизации и обобщения знаний во время классификации слов, дети самостоятельно выбирают, какую группу слов им хочется выписать по цвету:  желтую (низкий уровень развития),  зеленую (средний), желтую с зеленой (высокий).

        Вывод.   При дифференцированном процессе обучения  учащиеся переходят из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью воспроизведения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний и к учебе. Этот переход я вижу после проверки самостоятельных работ учащихся.

    Дифференцированный подход в обучении осуществляется на индивидуальном (субъективном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личное направление своего развития.

        Моя задача в реализации такого подхода заключается в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

 

 



Предварительный просмотр:

 206-870-909

2 класс

УМК «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой

Русский язык  С. И. Иванов

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВЕ  (Слайд № 1).

Урок-тренинг

(Слайд № 2). Цели:  создать условия для отработки  навыка осознанного написания проверяемых безударных в корне слове;           

            содействовать развитию мыслительной  деятельности учащихся;                                                

            воспитывать коммуникативную культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор,  экран, компьютер; индивидуальная маркерная доска, карточки № 1, 2, 3 для всех учащихся, карточки для учащихся с высоким уровнем развития.  Наглядность – подсказки, карточки-помощницы (карточки Знайкина Вовы для самопроверки заданий и Ошибкиной Дарьи для исправления ошибок).  

Ход урока: 

I. Оргмомент

Учитель:  Прозвенел весёлый звонок, начался долгожданный  урок.

Дети друг другу: Думай,  слушай, рассуждай и соседу помогай.

Вместе думать интересней. Хорошо, когда мы  вместе.

II. Вводно-мотивационный этап 

Учитель:  Есть особо хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука…  О каком гласном идет речь?

(Ответы детей)  

Учитель:  Сегодня  у нас урок-тренинг по теме:   «Правописание безударных гласных в корне слове».  К нам пришли 2 гостей – Знайкин Вова и Ошибкина Дарья. Знайкин Вова – мой и ваш помощник. Он приготовил карточки № 1, 2, 3  с заданиями для всех, карточки с заданиями № 1, 2, для тех, кто быстро справится с работой в учебнике и в тетради.   Вы сверите свою самостоятельную работу с его и поставите себе отметку.

А Ошибкина Дарья очень хочет исправить свои ошибки и больше их не допускать. Ребята,  давайте поможем Дарье Ошибкиной.

III. Актуализация знаний (Слайд № 3).

Учитель: Что ей нужно знать о безударных гласных звуках, чтобы  верно обозначать их буквами?

(Ответы детей) Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в корне слова, т.е. находить «опасные места».

Надо уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.

Ставить орфографические задачи. Видеть смыслоразличительную функцию букв. Подбирать однокоренные или родственные слова. Ставить ударение.

Учитель:  Я согласна с вашим мнением.  Давайте  проверим  на примере.

Начнем   с  записи числа  с[и]мнадцатое   (семна´дцатое – семь)

Безударный гласный звук в корне обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.   

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ   (фронтальная)

Учитель: Откройте учебник на стр. 82, упр. № 2. Прочитайте  текст.  Догадайтесь, какая проверка нужна в предложениях.

1) На ветках весело (?) расп[и]вали птицы. 2) Папа мне тихонько (?) подп[и]вал. 3) Таблетку я (?) зап[и]вал водой.

Спишите предложения, в скобках запишите  проверочные слова.

1) На ветках весело (пе´ли) распева´ли птицы. 2) Папа мне тихонько (пел) подпева´л. 3) Таблетку я (пил) запива´л водой.

(Дифференцированное задание № 1 на карточке Знайкина Вовы для учащихся с высоким уровнем развития по  выявлению смыслоразличительной функции букв).

 Задание № 1. Сопоставь звуковую и буквенную запись слов, запиши слова. 

                      М[и]чи-                  л[и]са-                      к[и]ты-

Проверка внутри группы учащихся с высоким уровнем развития и коллективно. (Слайд № 4, 5)

                      мячи´ – мяч           лиса´ – лис                киты´ – кит  

                      мечи´ – меч           леса´ – лес                 коты´ – кот                                                                                                                                                  

Вывод: при проверке безударных гласных в корне слова нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.  

РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Учитель: Откройте тетрадь на стр. 12, упр. № 1. (Слайд № 6).

(Дети открывают тетрадь и читают стихи)

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь. С интересом я тружусь.

   Коллективная работа (для учащихся среднего и низкого уровней).

Обозначьте в транскрипции «опасные места». Подберите проверочные слова, запишите проверочное слово, потом сделайте буквенную запись.

Учитель: Алгоритм о нахождении «опасных мест» расскажите Ошибкиной Дарье. А теперь напомните друг другу в парах.

[бижал] бег–бежа´л;   [вална] во´лны–волна´;   [бал ̉шой ̉] бо´льше–большо´й        

[нач ̉ной  ̉] ночь–ночно´й;      [кр ̉ич ̉ал] крик–крича´л;     [гр ̉ибы] гриб–грибы´  

Учащиеся высокого уровня, закончившие упражнение,  самостоятельно   выполняют задание  Знайкина Вовы).

Учитель. Возьмите карточку 2. Прочитайте слово. Верните букву на место.  Проверьте безударный гласный звук. Соедините слово с нужной буквой.

пч . ла              а

ш . ры              е

с . сна              о

п . ла                я

п . тно              и

Самопроверка.

Поставьте себе за работу «5»,

если она выполнена, верно.

пчела              а

шары              е

сосна              о

пила                я

пятно              и

IV. ФИЗМИНУТКА

Карусели, карусели. (Имитация качелей – движение рук вправо, влево).

Мы с тобой в машину сели.   (Приседание).

И поехали, и поехали.     (Дети «ведут» машину).

Карусели, карусели. (Имитация качелей – движение рук вправо, влево).

Мы с тобой в самолет сели.    (Приседание).

И полетели, и полетели.     (Развели руки в стороны – крылья самолета).

Летели, летели.      (Учащиеся машут руками)

И тихо, тихо сели.      ( Ребята сели за парту).

V. Систематизация и обобщение знаний

Учитель: Какие безударные гласные звуки в корне встречались в словах?

Дети: В словах встречались звуки [и], [а]. (Слайд № 7).

Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [а]?

Дети: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами  А, О.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (на маркерной индивидуальной доске):

Учитель:  Возьмите карточку № 1.  (Сдайд № 8).                                                          

                                      ш[а]ги,  г[а]ра,   м[а]ря, с[а]ва

                  О                                                        а   

Прочитайте задание. Обозначьте звук [а]  буквами  о, а.  Выберите задание по цвету.  Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой о, 2 – с буквой а, 3 – с буквами о, а.  Выполните задание на индивидуальной маркерной доске цветными маркерами.  Для учащихся низкого уровня предлагаю подсказку.

Подсказка:         Поставь ударение в слове. Подчеркни безударную. Подбери однокоренное проверочное слово так, чтобы проверяемый безударный звук оказался под ударением. Выдели корень.  

САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 9).

Учитель. Сверьте   свою работу с образцом Знайки.

           О                                                                           а

го´ры  –  гора´                                                          шаг – шаги´                                          

мо´ре  –  моря´                                                                          

со´вы  –  сова´                                                                    

Учитель. Вы сверили свою работу с образцом. Кто, верно, выполнил задание, тот ставит себе «пять». Покажите мне свои пятерки.

(Дети показывают маркерную доску. А остальные исправляют свои ошибки).

Вывод: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами  о, а.

Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [и]?

Дети: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами  и, е, я. (Слайд 10).

Учитель.  Возьмите карточку № 2.

                                 р . ка,  л . сты,  цв . ты,  р . ды,

                     Я                                         е                                          и

     Прочитайте задание.  Обозначь звук [и]  буквами  я, е, и. Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой я, вторая – с буквой е, третья – с буквой и. Учащиеся с высоким и средним уровнем развития по желанию выбирают  слова с разными буквами. (Слайд № 11).

САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 12).

Учитель: Сверьте   свою работу с образцом Знайки.

            Я                                              е                                          и

    ряд  –  ряды´                       ре´ки  –  река´                  лист – листы´

                                                 цве´тик  –  цветы´                

 Учитель. Вы сверили свою работу с образцом. Кто, верно, выполнил задание, тот ставит себе «пять».

(Дети показывают маркерную доску). А остальные исправляют свои ошибки.

Вывод: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами  и,  е, я.

Учитель:  Возьмите карточку № 3. Выполните задание самостоятельно, сверьте  в парах. Прочитайте задание. Учительница Алла Ивановна проверила работу Ошибкиной Даши и нашла ошибки. Найди их, исправь, запиши верно.

Подсказка:         Объясни правильное написание подбором однокоренных слов. Проверочное слово ставь под ударение.     

А) маряк–марка, соды – сода, осенний – осы,   птинец–птица, снега–снежок

Коллективное  исправление ошибок.

м[а]ряк – мо´ре – моря´к (Подбираю проверочное однокоренное слово мо´ре)

с[а]ды – сад – сады´  (Подбираю проверочное однокоренное слово  сад)

[а]сенний – о´сень – осе´нний (Проверочное однокоренное слово  о´сень)

птинец – птенчик – птенец (Проверочное родственное  слово   пте´нчик)

снега´ – снег – снега´ (Проверочное родственное слово ставлю под ударение)

В) Прочитай группу слов. Впиши пропущенную букву. Подчеркни проверочные слова:

петно пятнистый пятна – пятнышко – петля                                       

весит    повис    висим   завис   виснем                  

(Слайд № 13, 14). Исправляем ошибки: пятно´ – пя´тна – пя´тнышко 

                                                               виси´т – пови´с – зави´с – ви´снет                                     

 VI.  Итоги урока

Учитель. Мы помогли Ошибкиной Дарье. Она нам очень благодарна.

А мы благодарны Знайкину Вове за интересные задания, за помощь в проверке самостоятельных работ.

Учитель: С какой целью мы анализировали слова?

Дети:  Мы определяли «опасное место».

Дети:  Мы сопоставляли звуковую и буквенную запись слов.

Дети:  Доказывали смыслоразличительную  функцию букв.

Учитель: Как мы проверяли безударный гласный в корне слова?

(Слайд № 15). Дети:  Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук оказался под ударением. 

VII. Рефлексия.   Продолжи фразу:

УРОК   ВЗВОЛНОВАЛ МЕНЯ

УРОК ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ

Выбери ту фигуру, которая соответствует твоему настроению и прикрепи на экране настроения.  

 Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...