Развитие речи. Работа с деформированным текстом
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дробаха Ольга Владимировна

Урок русского языка предназначен для учащихся 4 классов, по любой программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_deformirovannym_tekstom.doc63.5 КБ
Office presentation icon rabota_s_deformirovannym_tekstom.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Мой урок в рамках ФГОС»

Дробаха Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей категории, гимназия № 4 г. Мурманск.

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Цель: конструировать предложения из слов, текст из предложений.

Задачи:

  1. Развитие речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении.
  2. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  3. Воспитание истинной доброты, любви к природе.

А также: формирование умения работать в группе, уважительного отношения к иному мнению - готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя ее; развитие вариативности сознания, умения анализировать, обобщать информацию.

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложение: карточка 1, карточка 2)

Подготовительная работа: до начала урока разделить класс на 7 групп (используя любой способ разбивки), предоставить группам отдельные рабочие места.

Примечание: презентация рассчитана на все этапы урока, поэтому необходимо демонстрировать слайды не постоянно, а с учетом СанПиН, периодически закрывая лампу проектора.

Ход урока

  1. Организационный момент

Тема нашего урока развития речи - работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем, как вы поняли, в группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе» (Слайд 2)

  1. Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на  ответ.
  2. Работать тихо, не мешая другим группам.
  3. Уважительно слушать другие группы, не перебивая  отвечающего.
  4. Все дополнения  только после полного ответа группы.
  1. Разминка (Слайд 3)

- А начнем урок с разминки. Чем похожи слова? «Кто больше» найдет общего за 3 минуты?

Король, спасал, больной, кормил, птенец    (это самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2 слог, 2 слога,  начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный и др.)

  1. Составление предложения

- Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте предложение.

- Какое более удачное? (используя слова: спас, накормил)

  1. Реальность или вымысел?

- Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из сказки? Докажите свою точку зрения.

- А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция. (Слайд 2)

  1. Составление предложений. Групповая работа.

- А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.

Работа с карточками 1 (устно, расставляя цифры над словами карандашом).

1) принесёт                живую                во дворец                кто        птицу              , тот             риса                получит                горсть

2)   и тут                удивился                ему                мудрец                короля                 , зачем                навестил                и        птиц                столько

3) это                наставили                услышали                множество                в лесу        мальчишки                ловушек                 и

4) и         король                объявление           долго        такое           размышлял                 придумал

5) мне                не стреляют                их                , а                это                больше                живыми                мальчишки                птиц                приносят

6)   , что       стреляют        узнал            мальчишки               как-то раз               птиц            он

7) комнаты                голубями                вскоре                , синицами                дворцовые                наполнились                , чижами                

Проверка: группы зачитывают, другие оценивают, улучшают. (Слайды 5 - 11)

  1. Физминутка (Слайд 12)
  2. Составление текста. Работа на карточке. Групповая работа.

- А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.

______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Проверка. (Слайд 13)

  1. Работа над структурой текста

- Из чего состоит текст? (структура: вступление, основная часть, заключение)

- Проанализируйте структуру текста (нет вступления и заключения)

  1. - Выберите начало из предложенных: (Слайд 14)

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.

Обсуждение вариантов.

  1. Конец сказки

- Оцените действия короля.

- Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.

- Что бы вы предложили королю?

- Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…  (Слайд 15)

  1. Чтение концовки сказки из оригинала

Король повторил:

- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил король.

- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.

На это мудрец ответил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.

  1. - А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)
  1. Физминутка
  2. Списывание

- 2-3 предложения, которые вам понравились, спишите в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.

  1. Задания по выбору (Слайд 16)

- Выберите те задания из предложенных, которые помогут именно вам потренироваться в закреплении материала.

  1. Выделить основы предложений, выписать словосочетания.
  2. Определить склонение имен существительных, выделить окончание, надписать падеж.
  3. Определить у глаголов время, число, род или лицо.
  4. Выполнить разбор существительного как часть речи.
  5. Выполнить звуко-буквенный разбор любого слова
  1. Подведение итогов (Слайд 17). Работа со шкалой.

- Оцените свое личное участие в группе (простым карандашом)

- Оцените работу группы (зеленой ручкой)

- Что было сложным на уроке? Почему?

- Что было для вас простым? Почему?

Вы молодцы, хорошо поработали на уроке. Я горжусь вами.

11. Домашнее задание.

Выполнить еще 2 задания к тексту на выбор.

Приложение

Карточка 1

  1. , что    стреляют         узнал         мальчишки        как-то раз                птиц                он

4)         и         король           объявление             долго                 такое        размышлял            придумал

  1. принесёт                горсть          живую            во дворец                кто                птицу         , тот                риса                получит        

3)    это                наставили                услышали                множество        в лесу        мальчишки                ловушек                 и

7)  комнаты                голубями                вскоре                , синицами                дворцовые                наполнились                , чижами                

  1. и тут                удивился                ему                мудрец                короля                 , зачем                навестил                и        птиц                столько

5)        мне                не стреляют                их                , а                это                больше                живыми                мальчишки                птиц                приносят            

Карточка 2

______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть   риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Сказка

В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:                                                                                                                                     - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.                                                                                                                       - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Король повторил:

- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил король.

- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.

На это мудрец ответил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе УМК «Гармония» Дробаха Ольга Владимировна, учитель начальных классов г имназии №4 г. Мурманска

Слайд 2

Правила работы в группе Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на ответ. Работать тихо, не мешая другим группам. Уважительно слушать другие группы, не перебивая отвечающего. Все дополнения только после полного ответа группы.

Слайд 3

король, спасал, больной, кормил, птенец Разминка Бельгия Испания Норвегия Швеция

Слайд 4

Составьте предложения

Слайд 5

п ринесёт живую во дворец кто птицу , тот риса п олучит горсть Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Слайд 6

и тут удивился ему м удрец короля , зачем навестил и птиц столько И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

Слайд 7

э то наставили услышали м ножество в лесу м альчишки ловушек и Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

Слайд 8

и король объявление д олго такое размышлял придумал Долго размышлял король и придумал такое объявление.

Слайд 9

м не не стреляют и х это , а больше ж ивыми мальчишки п тиц приносят Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Слайд 10

, что стреляют узнал м альчишки как-то раз птиц он Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

Слайд 11

к омнаты голубями в скоре , синицами д ворцовые наполнились , чижами Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Слайд 13

___ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. ___ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. ___ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. ___ Долго размышлял король и придумал такое объявление: ___ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми. ___ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. ___ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. 1 7 2 4 6 3 5

Слайд 14

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха. 2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце. 3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.

Слайд 15

Мне кажется… Я (не) согласен … Я хочу добавить… …

Слайд 16

Выделить основы предложений, выписать словосочетания. Определить склонение имен существительных, выделить окончание, надписать падеж. Определить у глаголов время, число, род или лицо. Выполнить разбор существительного как часть речи. Выполнить звуко-буквенный разбор слова.

Слайд 17

Оцените свое личное участие в группе. Что было для вас простым? Что было сложным на уроке? Оцените работу группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Развитие речи .Работа с деформированным текстом.

В данной презентации представлена работа с деформированным текстом....

Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

Карточки по развитию речи. Работа с деформированным текстом 2-3 класс.

Карточки  можно использовать на уроках развития речи или на уроках русского языка. (составление из слов предложений, работа с деформированным текстом.)...

Развитие связной письменной речи «Работа с деформированным текстом».

 Конспект занятия по развитию речи.Работа с деформированным текстом.Цели:1. Уточнение понятия «текст».2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в текс...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....


 

Комментарии

Дробаха Ольга Владимировна

Рада, что пригодится